12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(на примере кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического факультета КазНУ им.аль-Фараби)

Образовательная программа (ОП) – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения.

Образовательные программы кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического факультета КазНУ им.аль-Фараби разработаны в соответствии с требованиями ГОСО РК по принципу модульного обучения по направлениям подготовки, на которые у Университета есть лицензия на право ведения образовательной деятельности, в рамках групп образовательных программ согласно Классификатору направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием Республики Казахстан.

Система разработки ОП состоит из следующих процедур: назначение комиссии по учебным планам и программам распоряжением деканата и приказом по университету; составление рабочего учебного плана на кафедре и его обсуждением с участием академических экспертов, работодателей, студентов; подготовка комплекта документов ОП; рецензирование ОП внешними рецензентами; рассмотрение ОП на заседании УМС факультета; утверждение на совете факультета, на заседании Ученого совета; обновление (разработка) ОП, УМКД; формирование индивидуальных учебных планов.

Содержание, форма и функции образовательных процедур и их взаимодействие регламентируются и сопровождаются системой внутренней учебно-методической документации, как составляющей Академической политики Казахского национального университета имени аль-Фараби.

Вопросы качества ОП обсуждаются на заседаниях кафедры по мере необходимости, но не реже одного раза в семестр. Заседания кафедры оформляются протоколами. Отчет о работе кафедры по ОП выносится на рассмотрение Ученого совета факультета. Реализация образовательного процесса по ОП осуществляется на основе следующих требований: качество образовательной деятельности (обучения и преподавания) должно соответствовать мировым стандартам образования — образовательные программы призваны обеспечивать должный уровень квалификации, измеримый достигнутыми результатами обучения, а содержание программы, обеспечивающее достижение результатов как системы квалификационных требований, должно базироваться на научном знании, имеющем международное признание. Важнейшими процедурами, направленными на обеспечение качественной реализации образовательных программ являются:

  1. Формирование кадрового ресурса ППС, способного обеспечить гарантию качества обучения благодаря: уровню научной квалификации; сформированности концептуальных взглядов на сущность современного профессионального образования; способности использовать современные методологии обучения в рамках своей специальности; способности к генерации и трансферту новых технологий обучения в сферу личной профессиональной деятельности.
  2. Разработка системы планирования, реализации и мониторинга качества образовательных программ, их информационно-технологического сопровождения, которая базируется на принципах, определенных миссией и стратегией университета: постоянный мониторинг уровня качества и выполнения действий, направленных на повышение этого уровня; вовлечение студентов в процедуры оценки качества; включение в круг субъектов оценивания качества образования работодателей, представителей профессиональных ассоциаций и научных сообществ, независимых экспертов; прозрачность процедур оценки качества и принятие обоснованных решений на основе анализа полной и объективной информации.
  3. Создание учебного и учебно-методического ресурсов формирования образовательной среды и осуществление в ней различных видов учебной деятельности, направленных на достижение результатов обучения.

С целью успешной реализации, модернизации ОП и обеспечения успешного позиционирования специальности на рынке труда ежегодно осуществляется актуализация программ на основе периодической оценки ОП. В рамках данных работ проводятся ярмарка вакансий, с представителями правоохранительных органов; конференции, семинары, круглые столы с участием студентов, магистрантов выпускных курсов и докторантов. Одной из форм совместного сотрудничества с работодателями при разработке, управлении и реализации образовательных программ является проведение занятий (лекции, практические занятия, заседании ГАК и др.) ведущими учеными, специалистами – представителями НИИ, правоохранительных органов и т.д. Также ОП проходят процедуру оценки внутри вуза и направляется на внешнюю экспертизу представителям работодателей, общественности и академической среды. Цель экспертизы – повышение качества образовательных программ.

Руководство программ гарантирует репрезентативность заинтересованных лиц, участвующих в формировании и пересмотре плана развития ОП. Для совершенствования ОП и повышения конкурентоспособности выпускников при разработке и обсуждении Плана на заседании кафедр принимают участие работодатели, представляющие интересы специалистов в области права – представители (Департамент полиции Алматы; Специализированный Межрайонный административный суд г. Алматы, Специализированный Межрайонный экономический суд г. Алматы, Центр судебных экспертиз Министерства юстиции РК, Прокуратура г. Алматы  и т.д.), которые высказывают мнения о его структуре, содержании и соответствии Плана приоритетам развития РК в данном направлении. На таких встречах заинтересованные стороны имеют право голоса, вносят свои предложения касательно ОП, замене одних изучаемых дисциплин другими, которые на данном этапе развития страны будут более актуальными и дадут выпускникам те знания, умения и навыки, которые им в действительности пригодятся при работе на производстве. Все предложения работодателей рассматриваются на заседании кафедры, и принимается решение о внесении изменений как в ОП, так и в учебные программы (силлабусы). К примеру, в процессе разработки программ учитывались предложения таких правоохранительных и судебных органов, как: Городская прокуратура г.Алматы; Городской суд г.Алматы; Следственные, оперативно-розыскные, экспертно-криминалситические  подразделения МВД РК.

ОП имеет единый порядок утверждения, включающий их последовательное рассмотрение: решение комитета по качеству факультета; решение Ученого совета факультета; согласование Службой методической работы университета; утверждение Академическим Комитетом; утверждение Ученым советом университета. На основании ОП формируются учебные планы (рабочие учебные планы, индивидуальные учебные планы обучающихся) и разрабатываются рабочие учебные программы по учебным дисциплинам (силлабусы).

Таким образом, коллектив юридического факультета КазНУ имени аль-Фараби является известным лидером в подготовке высококвалифицированных кадров, способных формировать демократическое правовое государство в условиях рыночной экономики. Факультет содействует обмену студентами, профессорско-преподавательскими и научными кадрами, участвует в международных научно-образовательных программах и выставках, проводит работу по совершенствованию и актуализации содержания образовательных программ. Образовательные программы по каждой специальности разработаны с ориентиром на рынок труда. Все ОП факультета обеспечивают необходимые условия (образовательные, материально-технические, информационные и т.д.) для максимально полного раскрытия потенциала каждого обучающегося и освоения им индивидуальной образовательной траектории и его ранней интеграции. К примеру, образовательные программы «6В12301-Правоохранительная деятельность», «7M12301-Правоохранительная деятельность» направлены на формирование профессиональной личности специалиста в области правоохранительной деятельности, способного: решать теоретические и научно-практические проблемы теории и практики применения уголовного, уголовно-процессуального законодательства, теории доказывания, криминологии и криминалистики в Республике Казахстан; обеспечивать совершенствование процесса преподавания на основе классических и инновационных методов обучения, направленных на изучение национального уголовного, уголовно-процессуального законодательства; интерпретировать перспективы государственной политики Республики Казахстан по предупреждению и противодействию преступности современными инновационными научно-исследовательскими и учебно-методическими разработками; иллюстрировать материалы, научные публикации (статьи, тезисы) по теме исследования.

Соответственно, разработка, постоянный мониторинг и периодическая оценка образовательных программ способны ускорить достижение четвертой цели устойчивого развития: «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

Мухамадиева Г.Н.

доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического факультета

КазНУ им. Аль-Фараби, к.ю.н.

Дені саудың — жаны сау!

    БҰҰ Бас Ассамблеясы 2015 жылы қабылдаған Тұрақты даму...

ҚазҰУ Заң факультеті: Қазақстандағы құқықтық білімнің флагманы

 Әл-Фараби атындағы Қазақ Ұлттық университетінің Заң факультеті Қазақстанның ең...

Мемлекеттік тіл мерейім!

Мемлекеттік тілге деген құрмет ауыз екі тілде қазақша таза...

Қызылорда да сотталғандар ұлттық ойыннан сынға түсті

Қылмыстық-атқару саласына қарасты №68 мекемесінде шаруашылық қызметіне қалдырылған сотталғандар...

СИЛА ЖЕНЩИНЫ: ПОБЕЖДАТЬ, ВДОХНОВЛЯТЬ, ЖИТЬ

19 ноября в Алматы в рамках проекта «Розовый октябрь»...