12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ВЗГЛЯД НА АППК

По запросу Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности нами был проведен анализ анкет по итогам мониторинга рассмотрения дел в специализированных межрайонных административных судах. Анкетирование не очень репрезентативное, но, тем не менее, и его результаты могут представлять интерес.

Дела были большей частью связаны с земельными, налоговыми, жилищными спорами, и спорами с частными судебными исполнителями. Больше всего исков было подано об оспаривании (50 процентов). Другие виды исков были распределены следующим образом: о признании (25 процентов), о принуждении (12,5 процента) и о совершении действия (12,5 процента). В связи с тем, что иски о признании являются достаточно специфичными, мы допускаем, что некоторые из них, несмотря на название, относятся к другим видам иска. Ни в одном из дел не участвовал прокурор. Результаты анкетирования показывают, что правозащитный инструментарий АППК востребован судами. В частности: – суды обращали внимание на проведение заслушивания в административной процедуре в случае издания обременяющего административного акта – 62,5 процента; – судами применялся принцип активной роли суда – 93,75 процентов. Чаще всего суды содействовали в подаче ходатайств (43,75 процентов), в устранении формальных ошибок (31,25 процента), в формировании и изменении исковых требований (25,5 процента); – соблюдались разумные сроки. Абсолютно все респонденты (100 процентов) считают, что сроки рассмотрения дел в целом были разумными; – суды способствовали примирительным процедурам (81,25 процентов). При этом суды проверяли наличие административного усмотрения у административного органа (68,75 процентов); – судьи объясняли свои решения в административном процессе (75 процентов); – обращалось внимание на принципы административного процесса. В частности, упоминались принципы приоритета прав участников административной процедуры (50 процентов от всех случаев применения принципов); соразмерности (43,75 процентов); презумпции достоверности (43,75 процентов); запрета злоупотребления формальными полномочиями (25 процентов), охраны права на доверие (6,25 процентов); – в процессах большей частью соблюдался принцип процессуальной справедливости при рассмотрении дела, когда суд обеспечивал каждой стороне равные возможности и условия для реализации их прав на всестороннее и полное исследование обстоятельств дела (75 процентов); Тем не менее, отдельные результаты показывают, что положения АППК еще в недостаточной степени задействованы в судебной практике. В частности: – чаще всего бремя доказывания нес истец (56,25 процентов), причем даже в большинстве исков об оспаривании, где такое бремя накладывается на ответчика. Ответчик нес бремя доказывания лишь в 12,5 процента случаев, обе стороны – в 31,25 процентов; – суд высказывал предварительное правовое мнение в 31,25 процентов случаев, что является низким показателем. В зарубежной практике такое мнение в судебной практике является гораздо более распространенным; – большая активность судей в административном процессе по сравнению с гражданским отмечена только в 37,5 процента; – суд до сих пор обращает внимание на необходимость защиты государственных интересов (81,25 процента). В то же самое время защите прав и свобод и интересов граждан уделяется внимание лишь в 50 процентов случаев; Таким образом, при всех трудностях понимания и применения АППК, он оказывает положительное влияние на правовую систему в целом и на отправление правосудия в частности. Так 62,5 процента опрошенных считают, что АППК способствует беспристрастному и объективному судебному разбирательству. 50 процентов опрошенных считают, что АППК является действенным правовым инструментом для защиты прав граждан от неправомерных актов и действий административных органов. Некоторые результаты мониторинга являются парадоксальными. Так, как уже было выше указано, применение судами принципа активной роли суда отмечают 93,75 процентов респондентов. Но в то же самое время только 37,5 процента считают, что судьи являются более активными в административном процессе по сравнению с гражданским процессом. Нельзя не отметить региональные особенности. Так респонденты из Астаны, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей гораздо более позитивно оценивают применение АППК. Респонденты из Западно-Казахстанской области и, особенно, Актюбинской области отличаются пессимистичными оценками. Результаты мониторинга подтверждают, что АППК, пусть не в полной мере, но оправдывает возлагавшиеся на него надежды в разных измерениях: повышение правовой активности населения, продвижение к независимости судебной системы, дисциплинирование государственного аппарата.

Роман ПОДОПРИГОРА,
профессор, директор НИИ
публичного права
Каспийского университета,
доктор юридических наук

Алматы репродуктивті денсаулықты сақтау мәселесіне көңіл бөліп жатыр

Алматыда жастар денсаулығы орталығынан кеңес сұрағандар көбейіп, әйел адамдарды...

Легендарный судья-фронтовик

МУЗЕИ, АРХИВЫ И ДРУГИЕ ЦЕНТРЫ КУЛЬТУРЫ АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЮТ СВОЙ...

Голос манипуляции: не стать жертвой мошенников

ТЕЛЕФОННОЕ МОШЕННИЧЕСТВО – ЭТО НЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ В КЛАССИЧЕСКОМ...

Судопроизводство в эпоху цифровизации 

На юридическом факультете Казахского национального университета имени аль-Фараби состоялась...