12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ВЕРНИТЕ ПРОКУРОРАМ НАДЗОР

Отсутствие у прокуратуры функций осуществления общего надзора лишает граждан и юридических лиц защиты со стороны государства. Этот вопрос автор публикации обсудила с адвокатом (бывшим
сотрудником органов прокуратуры) из Уральска Мавлиной ХАБИЕВОЙ.

— Мавлина Калимжановна, напомните, в каком году у прокуратуры забрали функции общего надзора, и на примерах из своей адвокатской практики расскажите, как это отразилось на сфере защиты гражданских прав и интересов юридических лиц?

— Наверное, будет правильно говорить о правоприменительной практике в суверенном Казахстане
с периода обретения государством независимости. Итак, в соответствии с Конституцией РК от 1993
года прокуратура осуществляла надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории
республики. Прокурорским надзором охватывалась деятельность государственных органов, иных предприятий, организаций, независимо от формы собственности, следовательно, сотрудники прокуратуры
реагировали на любые нарушения в применении законов. Однако Конституция РК 1995 года изменила функцию прокуратуры, и формулировка «надзор за точным и единообразным исполнением законов»
была заменена на «высший надзор за точным и единообразным применением законов». С заменой
слова «исполнение» на «применение» прокуратура перестала «вмешиваться» в деятельность частных
структур, и ответственность за соблюдение законов стала возлагаться на уполномоченные органы (антимонопольный комитет, инспекцию труда, санэпидстанцию, налоговый орган, различные департаменты
и ведомства). То есть фактически прокурорский надзор за деятельностью перечисленных органов
отменен, и в результате при поступлении в прокуратуру жалобы на отсутствие действенного контроля с
их стороны, бездействие, необоснованные отказы в принятии мер по восстановлению нарушенных прав,
она попросту перенаправляется в тот же орган (на кого поступило заявление) для проверки доводов
заявителя. Полагаю, что такая практика недопустима в тех случаях, когда в заявлении, жалобе указывается о нарушениях, требующих незамедлительного вмешательства и реагирования. Так, недавно одна местная компания обратилась в прокуратуру с заявлением о нарушениях, допущенных при проведении конкурса по отдельному конкретному объекту. Эту компанию не допустили к участию в конкурсе о государственных закупках по формальному основанию (якобы отсутствует технический паспорт на оборудование, которое предприятие успешно использует уже в течение нескольких лет). Победителем конкурса стала другая компания, чье оборудование совершенно не отвечает условиям технической спецификации, и на этом оборудовании невозможно выполнить обозначенный объем работы. Обращение компании к заказчику проведения конкурса по факту необоснованного отклонения конкурсной документации ничего не дало, ввиду
чего предприятие обратилось в органы прокуратуры. Какие меры прокурорского реагирования мы ожидали? Прокуратура могла внести протест о приостановлении дальнейшего заключения договора со второй компанией до разрешения спора, однако вместо этого заявление направляется в государственный орган, действия которого обжалуются. По прошествии 20 дней я позвонила сотруднику уполномоченного органа, которому поручено рассмотрение жалобы, а в ответ слышу: «У нас очень много работы, мы только назначаем аудиторскую проверку». А когда он планирует ее провести, если ситуация требует незамедлительного вмешательства? За это время заказчик уже заключил договор с компанией, признанной необоснованно победителем конкурса, и она уже приступила к исполнению обязательств по договору.
Аналогичная ситуация имела место с тем же заказчиком, который неправомерно определил победителем конкурса о госзакупках иногороднюю компанию, признанную победителем в результате пересчета условных скидок при отсутствии надлежащего опыта работы после необоснованного вмешательства Комитета внутреннего государственного аудита. В ходе судебного разбирательства мы доказывали необоснованный пересчет баллов иногородней компании, имея на руках письмо Министерства финансов, подтверждающее этот факт, а к завершению судебного процесса — и аудиторский отчет Департамента государственного аудита. Однако пока спор рассматривался различными судебными инстанциями (а это длилось около шести месяцев), иногородняя компания продолжала выполнять условия договора, и к завершению процесса основанием отказа в иске о признании договора недействительным послужило то, что большая часть
работ уже была выполнена. В обоих случаях своевременное вмешательство органов прокуратуры позволило бы устранить нарушения законов и восстановить нарушенные права, тогда как уполномоченный орган затягивает проведение проверок.

— Есть ли примеры того, как отсутствие общего прокурорского надзора отрицательно сказывается на сфере защиты прав физических лиц?

— Примеров много, а потому остановлюсь на проблеме индивидуальных помощников инвалидов по зрению. Как вам должно быть известно, в нашем регионе на протяжении нескольких лет никак не решится вопрос со стабильной, своевременной оплатой услуг этих людей. Так сложилось, что в начале года (в январе-феврале) и в декабре их услуги не оплачиваются, и такая ситуация обрела системный характер. Почему так сложилось? И снова возвращаемся к сфере государственных закупок. К сожалению, оплата труда индивидуальных помощников охвачена процедурой госзакупок, а это длительный процесс: областной Департамент комитета труда, социальной защиты и миграции объявляет конкурс, проводит его. Следует обратить внимание, что по сложившейся практике в области из года в год победителем конкурса о госзакупках касательно деятельности индивидуальных помощников лиц с ограниченными возможностями
определялась одна и та же организация – корпоративный фонд «Орал», и с ним уполномоченный орган в
лице обозначенного департамента заключал договор. Далее этот договор регистрируется в казначействе,
и только потом КФ «Орал» заключает договора с индивидуальными помощниками. Именно с даты заключения договора корпоративного фонда с тем или иным индивидуальным помощником производится
оплата. С 2017 года договоры заключаются лишь в марте-апреле, и таким образом за январь-февраль
услуги индивидуальных помощников инвалидов по зрению остаются неоплаченными. В конце года, когда в ноябре-декабре корпоративный фонд закрывает отчет, финансирование прекращается, и, как я уже отметила, индивидуальные помощники снова недополучают оплату за услуги, оказанные инвалидам по зрению. Особо обращаю внимание: в конкурсной документации оговорено, что финансирование оплаты
услуг индивидуальных помощников лиц с ограниченными возможностями производится на год. Так
что мешает фонду заключать договора с индивидуальными помощниками инвалидов по зрению за
весь календарный год (с 1 января по 31 декабря)? Другой выход из ситуации видится в пересмотре
вопроса заключения договоров с индивидуальными помощниками: если договор будет заключать отдел
социальной защиты напрямую с индивидуальными помощниками, так сказать, без посредников, то задержки с оплатой услуг допускаться не будут. Этот спор разгорелся в прошлом году. Кто-то подавал индивидуальные иски, кто-то объединялся в группы, но суды проиграли. Прокуратура в этих делах не участвовала, сославшись на то, что ограничена в компетенциях. Возникает вопрос: а кто же защитит права граждан, относящихся к категории социально уязвимых? Считаю, что необходимо вернуться к правоприменительной практике, когда органы прокуратуры осуществляли общий надзор, и по любому обращению о нарушении прав и законных интересов физических, юридических лиц со стороны государственных органов должна назначаться прокурорская проверка. А систему, когда заявления перенаправляются органу, на который поступила жалоба, необходимо «ломать».

Айгүл ІСІМАҚ, алаштанушы, филология ғылымының докторы, профессор «НАУРЫЗ – ТЕҢДІК МЕЙРАМЫ»

Көшпелі қазақ қоғамында Наурыз ерекше мейрам болған. Ауыр қыстан аман-есен шыққан қазақ күн мен түннің теңелгенін ерекше қуанышпен жаңа жылдың басы деп қарсы алған. Отарланған кезден бастап Наурыз мерекесіне де тыйым салынды. Генерал губернаторлық билік басқарған қазақ жерінде жалғыз бұл мереке емес, өзге де ұлттық мерекелерді тойлауға қақымыз болмады.

«КОНСТИТУЦИЯЛЫҚ СОТ – АТА ЗАҢНЫҢ ҮСТЕМДІГІН ОРНАТАТЫН ОРГАН»

Эльвира АЗИМОВА, Қазақстан Республикасы Конституциялық Сотының төрағасы: – Эльвира Əбілхасымқызы,...

О проблемах новой формы семейного устройства 

В декабре 2024 года Президентом РК К.-Ж. Токаевым был...

Нияз ТОБЫШ, жазушы: «ИРАН ҚАЗАҚТАРЫ – ЗАР ЗАМАНА ЗАРПЫНАН ЗАРДАП ШЕККЕНДЕР»

Нияз Қартбайұлы, Алматыда таныстырылымын өткізген «Иран қазақтары: зар замана зарпынан зардап шеккендер» деп аталатын жаңа кітап қалай жазылды? Оның басты ерекшелігін атап өтсеңіз?

Нұртай САБИЛЬЯНОВ, Парламент Мәжілісінің депутаты: «ДЕПУТАТ ТА, МИНИСТР ДЕ ХАЛЫҚҚА ЖАҚЫН БОЛУЫ КЕРЕК»

– Нұртай Салихұлы, Парламент Мəжілісіндегі Экономикалық реформа жəне өңірлер...