КАЖДЫЙ ГОД С ПРИХОДОМ ТЕПЛА В ГОРОДАХ АКТИВИЗИРУЮТСЯ СТРОИТЕЛЬНЫЕ И РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ. ШУМ ТЕХНИКИ, РАЗРЫТЫЕ ТРОТУАРЫ, ПЕРЕСАЖЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ, СМЕНА БОРДЮРОВ И ПОВТОРНАЯ УКЛАДКА АСФАЛЬТА СТАНОВЯТСЯ ЗВУКОВЫМ ФОНОМ КАЖДОГО ЛЕТА.
В соцсетях это стабильно вызывает волну возмущений, например, «Опять кладут асфальт, которому нет и года!», «Зачем менять трубы, которые только поставили?!». Люди реагируют по-разному эмоционально, ктото с иронией, а кто с раздражением, другие уже с равнодушием, будто это какая-то неизбежная сезонная аномалия. И кажется, что смысл этих работ ускользает, будто чтото важное упускается, особенно, когда никакого видимого улучшения после ремонта не наблюдается. Это порождает резонный вопрос «зачем все это?». На первый взгляд, у горожан пожалуй есть основания для негодования, но если копнуть чуть глубже, окажется: не все так просто, как кажется. Часто городской житель видит лишь внешнюю часть происходящего — асфальт под ногами, бордюр вдоль дороги, деревья в сквере. Все, что скрыто под землей или за проектной документацией, для него остается невидимым. Поэтому любая активность в городской среде воспринимается через простую, но часто ошибочную когнитивную ловушку «было новое – снова меняют, значит, или не умеют строить, или воруют». В реальности за многими абсурдными действиями стоят сложные процессы, о которых рядовые жители просто не знают. Например, укладка асфальта часто осуществляется в несколько этапов. Один слой может быть временным или выравнивающим, и его целенаправленно перекладывают после завершения других работ, особенно если речь идет о капитальном ремонте с заменой сетей. То, что с виду выглядит как снятие нового асфальта, на деле может быть частью утвержденного технологического цикла. Или бордюр могут заменить не изза износа, а потому что действует новый проект благоустройства улицы, требующий унификации всех элементов. Иногда бордюр необходимо поднять на несколько сантиметров, чтобы соответствовать нормативам по водоотведению. А иногда, чтобы обеспечить доступную среду для людей с инвалидностью, где даже сантиметр имеет значение. И да, бывает, что при реконструкции одного участка дороги по новым стандартам приходится частично переделывать соседние зоны, чтобы все было приведено к единому виду. Ситуацию дополнительно усложняют организационные моменты, такие, как смена подрядчика, расторжение договоров, гарантийные обязательства и предписания надзорных органов. Порой вновь выполненные работы приходится переделывать за счет подрядной организации, и это не свидетельство расточительности, а напротив, попытка исправить ранее допущенные нарушения. Все что снаружи кажется бессмысленной «перемолкой бюджета», на деле часто является следствием технической, правовой или логистической необходимости. Город является сложной инженерной системой, где решения принимаются не по принципу «нравится — не нравится», а по совокупности нормативных, технологических и градостроительных факторов. Горожане все чаще замечают, что недавно посаженные деревья вдруг исчезают и на их месте появляются другие, такие же молодые. Кажется, будто кто-то просто осваивает бюджет, играя в озеленение. Но на деле это не прихоть и не эстетическая прихотливость, а биология и экология городской среды. Молодые саженцы особенно уязвимы, они плохо переносят стресс, чувствительны к качеству почвы, влажности, ветровой нагрузке, уличному освещению, дорожной соли и даже к уровню подземных вод. При этом внешне дерево может выглядеть вполне здоровым с зелеными листьями и ровным стволом. Но внутри могут происходить процессы отмирания корневой системы, или начальная стадия грибкового поражения. В таких случаях специалисты предпочитают не ждать, пока дерево погибнет окончательно и начнет представлять опасность для окружающих, а заранее заменить его на более устойчивую породу. Почему это злит? Человеческий мозг плохо переносит неопределенность. Особенно в тех случаях, когда затрагиваются жизненные сценарии, связанные с ощущением контроля над средой. Когда человеку не объясняют, что происходит, он объясняет сам, опираясь на свои страхи, подозрения или предыдущий негативный опыт. Это явление в когнитивной психологии называют когнитивной неопределенностью, а сопутствующий эффект — ошибкой фундаментальной атрибуции. Суть проста: мы склонны объяснять чужое поведение их личными качествами (жадность, некомпетентность, корысть), а свое – обстоятельствами (я был вынужден, так сложилось). Поэтому, когда чиновник меняет бордюр, кажется, что делает это ради «отката». А если бы мы сами работали в управлении архитектуры или ЖКХ, мы бы знали, что смена бордюров может быть частью программы доступной среды или результата предписания государственной экспертизы. Добавим к этому низкий уровень открытых коммуникаций в муниципальном управлении и получаем взрывоопасную смесь – реальность одна, восприятие совершенно другое. Без объяснения мотивов и оснований даже самое логичное действие может выглядеть как абсурд. Раздражение от городских ремонтов это не каприз и не изнеженность, а естественная эмоциональная реакция на потерю чувства контроля над окружающей средой. Мы привыкаем к маршрутам, деревьям, уютным лавочкам у подъезда, и когда все это внезапно исчезает за забором с табличкой «ремонт», у нас возникает ощущение вторжения в личное пространство. Психологи называют это реакцией среды неопределенности, она возникает, когда изменения происходят быстро, без прозрачных причин, и при этом влияют на базовые элементы повседневности. На уровне психики это сравнимо с чувством потери опоры. Чтобы уменьшить внутреннее напряжение, человеку важно вернуть хотя бы частичное ощущение предсказуемости и влияния. Это можно сделать через три базовых механизма: – понимание, зачем это делается: какие цели, на основании чего, кто заказчик, кто подрядчик, какая стадия ремонта и что планируется в итоге; – прогноз и сроки: когда началось, когда завершится, что будет работать в это время, а что нет; – участие, то есть, возможность выразить мнение через общественные обсуждения, электронные опросы, петиции, участие в советах и комиссиях. Когда все это отсутствует, возникает информационный и эмоциональный вакуум. А, как известно, пустоту человек не терпит, а заполняет ее своими интерпретациями. Часто, самыми мрачными. Современный город это сложный организм, в котором все взаимосвязано – подземные коммуникации влияют на дорожное покрытие, климат на выбор деревьев, а нормы безопасности на замену привычных бордюров. Горожане чаще всего видят лишь внешние следствия, а не причины. Это рождает эмоциональный дискомфорт, особенно, когда работы затрагивают знакомое, привычное, личное. Но раздражение здесь – не лучший инструмент для взаимодействия с реальностью. Гораздо продуктивнее для горожан подходить к происходящему с позиции разума и включенности. Понимание процессов, открытый диалог между жителями и муниципальными службами, доступность информации и уважение к профессионализму специалистов снижают уровень недоверия и напряжения. Да, в городском управлении бывают ошибки, но также бывают и объективные причины, и работа на опережение, и корректировки ради будущего комфорта. Мы как граждане можем влиять на город не разрушая его, а понимая. И тогда даже очередной ремонт перестанет быть символом абсурда и станет частью осмысленного обновления.

психолог, докторант КазНУ
им. аль-Фараби