С ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ СТАРТОВАЛ НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД. В КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛАХ, КОЛЛЕДЖАХ И ВУЗАХ ВНОВЬ ЗАЗВУЧАЛИ ЗВОНКИ, ОЗНАМЕНОВАВ ВОЗВРАЩЕНИЕ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ДЛЯ СОТЕН ТЫСЯЧ ДЕТЕЙ, СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. ДЕНЬ ЗНАНИЙ В ЭТОМ ГОДУ СТАЛ НЕ ТОЛЬКО СИМВОЛИЧЕСКИМ НАЧАЛОМ ОСЕНИ, НО И ТОЧКОЙ ЗАПУСКА МАСШТАБНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ.
В 2025–2026 учебном году в образовательную среду внедряются новые подходы – от уроков личной безопасности до антибуллинговых программ и модернизации школьной инфраструктуры. Все эти реформы – попытка сделать обучение как познавательным, так и защищенным. Одной из ключевых новаций учебного года стало внедрение уроков личной безопасности. Эти занятия охватывают все уровни образования, начиная с дошкольных учреждений до колледжей. Инициатива реализуется в рамках Комплексного плана по защите прав детей, профилактике насилия и суицидального поведения на 2023-2025 годы. Формат занятий представляет собой десятиминутные классные часы, проводимые еженедельно. Каждая тема повторяется в течение года трижды, с тем, чтобы закрепить полученные знания. Программа адаптирована с учетом возрастных особенностей учащихся. Для дошкольников предусмотрено знакомство с номерами экстренных служб и правилами поведения в общественных местах и на игровых площадках.
Младшие школьники получают информацию о правилах безопасности на воде и во дворе, о том, как избегать общения с незнакомцами и как вести себя при встрече с бродячими животными. Ученики средних классов обсуждают темы буллинга, киберугроз и деструктивного поведения в социальных сетях, учатся критически оценивать онлайн-информацию и принимать осознанные решения. Старшеклассники и студенты колледжей изучают основы финансовой грамотности, риски, связанные с мошенничеством и онлайн-играми, а также знакомятся с трудовыми правами и основами безопасного поведения в профессиональной среде. Как отметила председатель Комитета по защите прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова, эти занятия способствуют снижению тревожности у учащихся, а также формируют у них устойчивые навыки безопасного поведения в офлайн– и онлайн-пространстве. Для реализации программы проводилась системная подготовка педагогов, включая консультации, вебинары и тренинги с участием специалистов МВД, МЧС и здравоохранения. Уроки построены на принципах интерактивного обучения, с использованием анкет, видеоматериалов, проектных заданий и обсуждений, что делает их более доступными и понятными для детей. В числе приоритетов учебного года также остается борьба с травлей в образовательной среде. В казахстанских школах продолжается внедрение антибуллинговой программы KiVa, разработанной финскими специалистами. Она направлена на создание безопасного и уважительного школьного климата, в котором каждый ребенок чувствует себя в безопасности. В дополнение к этому реализуется проект «ДосболLIKE» – это серия тренингов, ролевых игр и мероприятий, ориентированных на развитие эмпатии, навыков межличностного общения и поддержки сверстников. Для детей и их семей во всех регионах страны действуют Центры психологической поддержки, в которых можно получить не только психологическую, но также юридическую, медицинскую и социальную помощь. Главная задача этих центров – предотвращение кризисных состояний, выявление случаев насилия и оказание поддержки в сложных жизненных ситуациях. С сентября в школах также обновляется программа воспитания «Біртұтас тәрбие», реализуемая с 2023 года. Она будет скорректирована с учетом приоритетов национального развития, обозначенных Президентом Касым-Жомартом Токаевым: «Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс» (Честный человек – Честный труд – Честный доход). Программа нацелена на развитие у школьников чувства справедливости, ответственности и уважения к культуре и природе своей страны. В рамках этой программы в школах будут проходить волонтерские акции, экологические проекты и мероприятия, направленные на формирование гражданской позиции и социальной зрелости. Параллельно продолжается модернизация школьной инфраструктуры. К началу учебного года 98 школ были капитально отремонтированы, а до конца года модернизацию пройдут еще 110. Более 1,5 тысячи предметных кабинетов, включая лаборатории по физике, химии и биологии, будут оснащены современным оборудованием, чтобы расширить практическую составляющую уроков и повысить интерес учащихся к естественным наукам. В рамках проекта Всемирного банка «Модернизация среднего образования» в 49 казахстанских вузах стартует реализация новых педагогических программ, разработанных совместно с финскими университетами. Их цель – улучшение качества подготовки будущих учителей, в том числе в сфере инклюзивного образования и индивидуального подхода к обучающимся. Такие нововведения в педагогических программах, по словам экспертов, призваны повысить уровень подготовки преподавателей, а также создать более гибкую и эффективную образовательную среду для учеников. При этом важным элементом учебного процесса также остаются организационные аспекты. Учебный 2025–2026 год традиционно разделен на четыре четверти. Первая продлится с 1 сентября по 27 октября, после чего последуют осенние каникулы с 28 октября по 3 ноября. Вторая четверть завершится 30 декабря, а зимние каникулы пройдут до 8 января. Весенние каникулы запланированы на период с 21 по 31 марта. Дополнительная неделя отдыха для первоклассников установлена с 10 по 16 февраля. Завершение учебного года запланировано на 25 мая 2026 года. Каникулы предполагается использовать в том числе для участия в программах дополнительного образования. Согласно Дорожной карте по оздоровлению детей на 2024–2026 годы планируется открытие 50 образовательных центров и сотни объектов дополнительного образования. Данные меры дадут возможность учащимся развивать свои интересы и способности вне рамок стандартной учебной программы. Одним из главных приоритетов системы образования остается безопасность в учебных заведениях. В целях обеспечения противопожарной и антитеррористической защиты, а также быстрого реагирования в случае внештатных ситуаций, все школы оснащаются тревожными кнопками, системами видеонаблюдения, турникетами и лицензированной охраной. Усиливается и роль социальных педагогов, чья задача заключается в своевременном выявлении проблем в детской среде и оказании адресной помощи, особенно детям из уязвимых категорий. Так, новый учебный год, при всей своей привычной рутине, становится частью формирования устойчивой и безопасной образовательной среды, где интересы и благополучие ребенка – приоритет на всех уровнях. подготовила
Линара САКТАГАНОВА г. Астана