Новыми подробностями обрастает дело о хищениях в Жамбылской области. В конце июля суд Меркенского района завершил рассмотрение дела, в которое были вовлечены руководитель и сотрудники ТОО «Опытное хозяйство «Меркенский» и бывшие учредители ТОО «Жеміс-жидек». По данным прокуратуры, в период с 2015 по 2022 год в ТОО подделывали документы, касающиеся реализации саженцев, намеренно завышая количество реализуемой продукции. В результате незаконно получили из государственного бюджета субсидии на сумму свыше 321 млн тенге. По делу уже вынесены приговоры: к 7 годам приговорен руководитель предприятия, а вместе с ним по решению судьи Р.К. Разакова, отбывать реальный шестилетний срок придется и бывшему бухгалтеру М.Т., которая, как оказалось, вышла на пенсию и уволилась с предприятия за два года до того, как началось следствие. Остальные пятеро сотрудников получили лишь условные сроки и освобождены от возмещения ущерба, несмотря на то, что продолжали участвовать в хищениях в течение полутора лет после увольнения М. Т. Однако судья Р. К. Разаков не принял это во внимание.
65-летняя М.Т., страдающая сахарным диабетом 2 типа, инсулинозависимая со склонностью к кетоацидозу, в период следствия 2,5 месяца провела в СИЗО вопреки приказу Минздрава, согласно которому страдающие этим заболеванием освобождаются от отбывания наказания. При этом, по словам родных, ей не оказывали должную медицинскую помощь и отказывали в доступе к жизненно необходимым медикаментам. В результате пожилая женщина получила вред здоровью, от последствий которого страдает до сих пор. Тогда адвокатам потребовалось целых шесть судов по изменению меры пресечения. Суд изменил санкцию на домашний арест лишь с шестой попытки, в связи с сильным ухудшением здоровья. Но все дальнейшие надежды подсудимой М.Т. на справедливость перечеркнуло решение судьи Разакова Р.К. По мнению стороны защиты, следователем С. Суттибаевым было допущено множество нарушений. Данные бухгалтерской проверки, озвученные на суде, по мнению адвокатов, нарушают принципы проведения бухгалтерского исследования. А специалист М. Байдалиев, выступавший в суде, не исследовал и не запрашивал ревизии, аудиторские проверки ТОО, не сравнивал расходование денежных средств с кассы с банковскими выписками. Более того, около 80% договоров купли-продажи, по которым вменяли обвинение, и вовсе отсутствуют в следственном деле. Однако же, несмотря на незаконность выводов бухгалтерского исследования и отсутствие договоров в деле, суд принял их во внимание. Не смутило судью даже то, что для проведения исследования привлекли специалиста, не обладающего лицензией эксперта.
Впрочем, на этом судебные нарушения и парадоксы не заканчиваются, говорят представители защиты. В пользу бухгалтера М.Т. прозвучали и показания свидетелей из числа глав крестьянских хозяйств, которые напрямую заявляли, что с М.Т. не знакомы, договоры с ней не составляли и не подписывали. Сам руководитель предприятия неоднократно подтверждал в зале суда, что к реализации саженцев, к подписанию и составлению договоров бухгалтер М.Т. отношения не имела, а все полученные субсидии направлялись на налоги, зарплаты и нужды хозяйства. Для этого просили судью Разакова Р.К. провести независимую бухгалтерскую экспертизу кассы. Однако и в этом получили отказ. А тот факт, что на документах даже не было подписей М. Т., а те, что были, оказались подделаны другими подсудимыми (что подтвердила почерковедческая экспертиза) , суд счел нужным проигнорировать. Как и то, что сумма предполагаемого ущерба оказалась многократно завышена.
Итог — шесть лет лишения свободы для пожилой пенсионерки М.Т., со слабым здоровьем, и главное, настаивают адвокаты — несправедливо осужденной. С момента заключения под стражу ее здоровье значительно ухудшилось. У неё наблюдается резкое повышение уровня сахара в крови и артериального давления, уже неоднократно вызывали скорую. И речь уже не только о судебной несправедливости, но и прямой угрозе жизни.
Адвокаты и правозащитники обращаются в Верховный и Кассационный суд, в Аппарат Президента, Генпрокуратуру, и напрямую к Президенту страны и Просят справедливости с учетом всех обстоятельств и требуют привлечь к ответу судью Р. К. Разакова, который не только нарушил нормы закона, но и проигнорировал отсутствие прямых доказательств её вины и все смягчающие обстоятельства, такие как пенсионный возраст, тяжёлые болезни, приказ минздрава РК освобождающего от отбывания наказания в связи с болезнью, отсутствие судимости, и даже приказ Президента об амнистии, который он подписал в июне этого года. При этом для подсудимой речь идет не только о законе и справедливости, но буквально о спасении жизни.