Эта история из г. Шымкента становится лучом надежды. В южном мегаполисе Казахстана для помощи детям с расстройством аутистического спектра начали применять роботов с искусственным интеллектом. Такой вот реальной практикой занимаются в центре «Камкорлык».
С 147 детьми-аутистами здесь общаются роботы – они помогают обучать детишек через игру. Машины с искусственным интеллектом распознают эмоции, ведут диалоги. Это дает эффект, ведь для ребенка с аутизмом обычный мир может быть пугающим, и зачастую в общении с окружающей средой их порой настораживают мимика и интонации окружающих, что вызывает в них тревогу и желание уйти в себя. Но здесь все по-другому. Главное преимущество робота в том, что он предсказуем, спокоен, его голос не меняет громкости, а действия строго следуют алгоритму. Такая вот цифровая стабильность создает безопасную среду, в которой ребенок может расслабиться. И первые положительные результаты становятся заметными уже после нескольких занятий, особенно у детей с задержкой психоречевого развития. Они начинают говорить, узнают своих близких. Умные машинки становятся мостом между особым внутренним миром ребенка и окружающей его действительностью. Роботы-помощники не просто механические игрушки, а сложные инструменты: их способность распознавать эмоции позволяет им адаптироваться под состояние ребенка. Так, если видят, что ребенок грустный, то могут предложить ему веселую игру. Дети с удовольствием стараются повторять действия электронного наставника. Оживленные игры сменяются более спокойными занятиями. Ведя диалог, роботы побуждают ребенка к коммуникации, не оказывая на него того подсознательного давления, которое может исходить от взрослого. Обучение через игру превращает сложные для усвоения социальные и бытовые навыки в увлекательный квест. Робот предлагает ребенку игры, задает простые вопросы, показывает картинки, помогая делать шаг к самостоятельности и общению. Поэтому к радости взрослых и педагогов дети стали чаще смеяться, интересуются окружающим, открыто общаются и активно идут на контакт. Отмечая это, и.о. директора Центра специальных услуг №8 Ж. Жумаханов говорит, что наряду с внедрением робототерапии ведется обучение современным методикам и самих сотрудников, что дает двойной эффект – помогая детям, специалисты повышают свой профессиональный уровень. Признавая пользу этой технологии, они говорят о первых результатах, которые видны уже после нескольких занятий. За этими словами – очевидные и порой драматические изменения. Дети, которые раньше избегали контакта, начинают улыбаться, общаться. Это моменты, когда в семью возвращается надежда, а ребенок делает свой первый, самый трудный шаг из своей крепости-одиночества навстречу миру. На сегодня на учете в г. Шымкенте состоят свыше 13 тысяч детей с особыми образовательными потребностями. Робототерапия является частью комплексной работы. Конечно, робот не заменит живого участия и поддержки педагогов, психологов и, самое главное, любящих родителей. Он – не волшебная таблетка, а умный инструмент в руках специалистов, который выступает в роли «переводчика» с детского на человеческий, став проводником, который помогает преодолеть внутренний барьер. Внедрение таких цифровых технологий в г. Шымкенте – это знаковое событие для казахстанской медицины и педагогики, свидетельство того, что мы движемся в будущее, где технологии служат самой гуманной цели – помощи тем, кто в ней больше всего нуждается. И самый важный результат этой работы измеряется в детских улыбках.
Ерден ОМАР