Доктор юридических наук, депутат областного маслихата от филиала ДПК «Ақ жол», директор ОФ «Казахстанский Международный фонд правового сотрудничества» Куат Рахимбердин презентовал результаты исследовательского проекта «Антикоррупционные меры безопасности: Законодательство и бюджетная политика в Республике Казахстан», реализуемого фондом при поддержке Представительства Евразии в РК.
Подобный проект впервые реализуется в нашей стране, в осуществлении которого большой вклад внесли ученыеюристы из Восточного Казахстана. – О проблемах коррупции в настоящее время говорится достаточно много. Однако, я и мои коллеги в рамках данного проекта обратились к более сложным проблемам, касающимся источников коррупционной опасности для бюджетного процесса и оптимизации мер по его защите. Мне как депутату Восточно-Казахстанского областного маслихата хорошо известны многочисленные проблемы, связанные с бюджетными полномочиями и компетентностью депутатского корпуса местных представительных органов в области контроля за формированием и исполнением бюджетов административных территорий. В процессе выполнения проекта и руководства им, я все больше убеждался в существовании проблемы коррупциогенности пробелов и противоречий «Бюджетного кодекса РК», которые были выявлены и систематизированы. При выполнении данного проекта мы пришли к выводу о том, что коррупция в бюджетных отношениях заключается в фактической купле-продаже должностных полномочий и компетенций, связанных с планированием, подготовкой, формированием и исполнением республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также в сфере контроля за распределением и расходованием государственных бюджетных ресурсов, – рассказал руководитель проекта Куат Рахимбердин. В процессе работы над проектом, был предпринят комплексный анализ не только Бюджетного кодекса РК, но и Уголовного кодекса РК, Кодекса об административных правонарушениях РК, Налогового кодекса РК, Закона РК «О противодействии коррупции». Этот анализ был необходим для того, чтобы обобщить имеющиеся источники повышенного коррупционного риска, представляющие угрозу для бюджетного процесса, понять их содержание и масштабы, продумать пути совершенствования мер противодействия этим источникам, в национальном законодательстве РК. При этом, проанализировав опыт правового регулирования противодействия коррупции, сложившийся в различных современных государствах, исследователи посмотрели и на особенности имплементации рекомендаций международных стандартов в сфере противодействия коррупции. Участникам презентации были продемонстрированы основные результаты проекта, связанные с анализом бюджетного и иного отраслевого законодательства РК, предложены для ознакомления итоги оригинального социологического исследования ценностных ориентаций и уровня антикоррупционной правовой культуры депутатского корпуса маслихатов ВКО, госслужащих, представителей гражданского общества. Проведение социологического исследования включало подготовку анкетных материалов, проведение социологического опроса, обработку и анализа его результатов, подведение итогов исследования. Всего нами было опрошено 647 человек. Так, респондентам был задан вопрос о том, согласны ли они с утверждением о возникновении предпосылок для коррупции, вследствие несовершенства бюджетного и налогового законодательства? Как показал опрос, значительная часть опрошенных затруднилась с ответом, а почти каждый пятый респондент (125 человек) полагает, что коррупция и несовершенство бюджетного, налогового законодательства, между собой не связаны. – Мы установили, что почти 50 процентов респондентов не имеют четкого понимания того обстоятельства, что пробелы и несовершенства, в нормах и институтах бюджетного, налогового законодательства РК создают питательную среду для коррупции. К сожалению, подобную оценку разделяет часть представителей депутатского корпуса маслихатов и госслужащих, которые либо не сформировали свою позицию по данному вопросу или, увы, не видят системной связи вышеназванных явлений, – отметил Куат Рахимбердин. – Впервые в казахстанской юридической науке авторы проекта ввели в оборот понятие «меры антикоррупционной безопасности», применительно к бюджетным отношениям, подчеркнув при этом, коррупционные риски в бюджетном процессе выступают серьезной угрозой его криминализации. Бюджетный процесс – это наши с вами безопасность и благополучие. А если смотреть глубже, то и будущее Казахстана, будущее его молодежи и целых поколений наших граждан. Мне очень близка и понятна мысль, высказанная в исследовательском проекте о том, что наиболее разрушительным источником коррупционной опасности являются преступление и преступное поведение, порождающие риски криминализации бюджетных отношений. Участники проекта не ограничились анализом Бюджетного кодекса РК, но уделили внимание уголовному законодательству, в том числе уголовному законодательству зарубежных стран. В Уголовном кодексе РК содержится глава 15, предусматривающая ответственность за коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления. Следовательно, основным объектом правовой охраны от источников криминальной коррупционной опасности, уголовный закон признает общественные отношения, связанные с интересами государственной службы и государственного управления, – отметила заведующая кафедрой юриспруденции Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова Жанна Садыканова, выступившая докладом «Источники повышенной коррупционной опасности и риски криминализации бюджетного процесса». – Как депутат Усть-Каменогорского городского маслихата от ДПК «Ақ жол» я хотел бы отметить несомненную актуальность и высокий инновационный характер проекта. Следует приветствовать инициативу и творческий подход моего коллеги, известного казахстанского ученого, доктора юридических наук К.Рахимбердина и его соратников по проекту, которые выполнили столь важное и нужное для нашей страны, исследование путей и механизмов антикоррупционной защищенности бюджетного процесса в Республике Казахстан. Мне как депутату наиболее близки те положения аналитического исследования проекта, которые касаются местных бюджетов, – добавил депутат гормаслихата от партии «Ақ жол» Буркут Султанов, выступивший с докладом на тему «Антикоррупционная защищенность местных бюджетов: некоторые аспекты правового регулирования». По словам Куата Рахимбердина, аналитическое исследование сопровождается целым блоком рекомендаций по совершенствованию организационной и нормативной модели противодействия коррупции в бюджетном процессе. Эти рекомендации направлены в заинтересованные государственные органы, в том числе и в Мажилис Парламента РК. – Среди рекомендаций есть предложения, имеющие не только правовую, но и политическую актуальность и остроту, – подчеркнул он. – Проблемы обеспечения антикоррупционной защищенности бюджетных отношений в нашей стране настолько сложны и системны, что требуют системного и высококвалифицированного научного подхода к их решению. Это предполагает необходимость активного взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти Республики Казахстан, как на центральном, так и на региональном уровне. Это сложный и не лишенный препятствий путь законодательных, институциональных, практических изменений. Но, дорогу, как известно, осилит идущий. В процессе выполнения проекта разработаны системные предложения по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности по охране и защите бюджетного процесса в РК от источников коррупционной угрозы для представителей различных ветвей государственной власти, политических партий, бизнес-структур, институтов гражданского общества, академической науки и высшего образования.
Ольга СИЗОВА, собкор «ЮГ» по ВКО