12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Вести диалог на равных

В Послании Президента народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана» отмечена необходимость внедрения концепции «слышащего государства» — модели оперативного и эффективного реагирования на конструктивные запросы граждан для формирования обратной связи между ними и государственными органами. Таким образом, идея «слышащего государства» предполагает повышение чувствительности государственного аппарата к запросам населения, выработку лучших технологий и практик коммуникации между властью и обществом.

Как сегодня реализуется данная концепция в крупнейшем мегаполисе страны и реализуется ли она в полной мере, корреспонденту «Юридической газеты» рассказывает депутат маслихата г. Алматы, юрист, председатель некоммерческой организации Акбопе АБЫЛКАСИМОВА.

-Акбопе Бакытжановна, разъясните, пожалуйста, суть концепции «слышащего государства» в применении к деятельности депутата маслихата.

-Начнем с того, что основная идея данной концепции — это оперативная работа госорганов в разрешении проблем граждан. Одним из примеров успешного использования модели «слышащего государства» является Республика Польша, где внедрен принцип инклюзивного планирования с вовлечением населения, активных граждан на местном уровне. Центральные органы власти сосредоточены на решении стратегических вопросов, а населению делегированы определенные полномочия для работы по конкретным бытовым моментам. Изменена система управления государственными финансами — созданы независимые бюджеты и внедрена ответственность за ведение финансовой политики на уровне местного самоуправления, отсюда и эффективное распределение бюджетов. Итак, «слышащее государство» — то, где главным являются интересы гражданина, где налажен механизм взаимодействия госорганов с гражданами и функционирует безбарьерная инфраструктура, позволяющая им быть вовлеченными в процесс принятия решений и контроля за их выполнением.
Роль депутатов маслихатов — одна из самых активных, начиная с постоянного присутствия в социальных сетях, проведения открытых приемов граждан, а также выездов на встречи с избирателями. Мы ведем сбор заявлений от граждан и в дальнейшем передаем их для решения в местные исполнительные органы. Главной задачей депутатов является решение насущных проблем избирательного округа (ремонт дорог, освещение, газификация, ремонт жилья, водообеспечение и др.). Проблема в том, что система управления сейчас малоэффективна, так как все решается на уровне города, а районные акиматы не имеют доступа к бюджетам и практически лишены какого-либо влияния. Что получается: люди приходят жаловаться в районный акимат, скажем, на нерадивого подрядчика, а там сотрудники ничего не могут поделать, так как их функции сужены до, к примеру, уборки территории. Это неправильно. В этом году мы подавали предложения акиму Алматы от Народной партии Казахстана и писали, что бюджет должен распределяться на уровне районов, а также должны быть выбраны комитеты местного самоуправления, а каждый район необходимо разбить на микроучастки. Тогда уже люди смогут решить, где и какие вопросы требуют первоочередного решения. Допустим, в один двор срочно нужен асфальт, в другой — поставить бордюры и так далее. Таким образом, будет исключен и коррупционный фактор, ведь аким будет отчитываться о проделанной работе, а люди увидят, действительно ли она сделана. Сейчас жители приходят к нам с этими проблемами, мы начинаем писать депутатские запросы и частенько получаем отписки. И начинается новый круг бумажного и электронного документооборота, хотя все можно было бы решить быстрее и проще.

-С какими проблемами чаще всего обращаются к вам жители Алматы?

-Алматинцы обращаются практически по одним и тем же вопросам! К примеру, начали строительство сетей водоснабжения и канализации в том же мкр. Акжар, и тут выясняется, что забыли несколько домов, а то и целую улицу включить в проект. То же самое происходит в Алгабасе. То есть если по сути можно было провести все сети в Алгабасе одним проектом, то теперь появились проекты первой очереди, второй и так далее, поскольку проектировщики, как я поняла, забыли включить где-то переулки или дома, или даже целые улицы в проект. Столкнулись мы и с фактами, когда не совпадали проекты водоснабжения и канализации. А ведь каждый проект — это деньги, и если приходится перекапывать одну и ту же улицу несколько раз, то я считаю налицо неэффективное расходование средств. Сейчас весь мкр. Акжар перекопан — прокладывают трубы, но воды в ближайшее время там не будет: водоразбор построен еще в советское время для снабжения Аксайской больницы, естественно, он не был рассчитан на прирост населения в 30 тысяч, поэтому воды не хватает. При этом тендер на строительство нового водозабора будет только объявлен. Правда, хочу отметить работу акима Наурызбайского района, который прикладывает много усилий для решения проблем жителей. Так, есть идея подключения новых труб к Каргалинским трубам или к старому водозабору, чтобы попробовать пустить воду этим летом. Еще один важный момент — канализационные коллекторы. Они построены в советский период и не рассчитаны на увеличившееся население. При этом в городе идет постоянная застройка, возводятся новые жилые комплексы. Я думаю, что если мы не начнем строить новый канализационный коллектор в ближайшее время, то можем столкнуться с настоящей экологической катастрофой, когда вся городская коллекторская сеть не выдержит перегрузки. Город просто может утонуть в нечистотах.

-Акбопе Бакытжановна, расскажите о перспективах развития городской инфраструктуры.

-В первую очередь необходимо исправить ситуацию с учреждениями образования: на сегодня дефицит мест в школах составляет 33 812, в детсадах — почти 40 тысяч. Это связано с низкими темпами строительства и ростом количества детей —
как родившихся в городе в последние годы, так и переехавших с родителями из других городов и областей. В этом году ведется работа по открытию 48 школ, в том числе за счет бюджета — 16, через ГЧП — четыре, по меморандумам со строительными компаниями — 16, за счет частных инвестиций — 10 школ. В планах выкуп ранее приватизированных зданий двух школ в Ауэзовском и Бостандыкском районах. Также в этом году запланировано открытие 82 детсадов на более чем 10 тысяч мест, в том числе за счет возврата в коммунальную собственность из долгосрочной аренды 11 детсадов.
Еще хорошая новость — в этом году планируется завершение модернизации Дворца школьников по проспекту Достык, также должно начаться строительство двух новых дворцов школьников в Алатауском и Наурызбайском районах и трех Домов школьников со сносом старых зданий в Бостандыкском, Алмалинском и Турксибском районах.
Что касается ситуации со спортивными объектами, то все уже знают, как 250 девочек-гимнасток в Алматы остались без места для тренировок. У нас в городе в принципе нет ни одного зала, где можно проводить соревнования по художественной и спортивной гимнастике, поскольку высота потолка там должна быть 15 метров. В Москве много лет существует один из лучших гимнастических залов по всем стандартам у Ирины Винер. Так чему удивляться, когда россиянки добиваются успеха в гимнастике, а казахстанки нет? Нет условий! Поэтому прежде чем требовать результатов от наших спортсменов, нужно для начала обеспечить их условиями и залами для тренировок, беспроблемными выездами на сборы и соревнования и так далее. Именно поэтому в первом полугодии этого года планируется открытие трех физкультурно-оздоровительных комплексов (в микрорайонах: Зердели Алатауского района, Алатау — Медеуского, Жас-Канат — Турксибского). Проектируется семь спорткомплексов в Наурызбайском, Ауэзовском, Алмалинском и Турксибском районах, строительство которых будет начато в конце года. Завершается строительство теннисного центра на 14 кортов в Алатауском районе (четыре крытых и 10 открытых).
Начинается разработка проектов Легкоатлетического манежа в Алатауском районе и Центра скалолазания в Бостандыкском, предполагается, что строительные работы начнутся в конце этого года. В развитие спортивной инфраструктуры активно привлекаются частные инвесторы. Ведется строительство спорткомплекса с универсальным залом и бассейном в Бостандыкском районе, центра настольного тенниса в Алатауском, городского велотрека в Центральном парке отдыха. На стадии проектирования скейтпарк, Клуб борьбы в Ауэзовском районе.
Следующий важный момент — водоснабжение. В этом году завершится строительство 18 объектов сетей водоснабжения и канализации, в том числе в микрорайонах Шанырак-1, Карасу, Акжар, Шугыла, Жас-Канат. Завершится строительство водозабора на реке Каргалы, который обеспечит водой 50 тысяч населения в микрорайонах Каргалы, Карагайлы, Курамыс, Таусамалы. Начнется строительство еще двух водозаборов на реке Аксай и в микрорайоне Ерменсай, которые охватят 100 тысяч населения в микрорайонах Акжар, Актобе, Ерменсай, Нурлытау, Ремизовка, Таужолы, Тастыбулак, Шугыла и в поселке Кыргауылды Алматинской области.
В этом году будет закончена реконструкция электросетей в Медеуском, Алатауском и Наурызбайском районах протяженностью 147,2 км. В конце года также завершится строительство двух подстанций — «Алмагуль» в Бостандыкском районе и «Туздыбастау» в Турксибском, что обеспечит надежным и бесперебойным электричеством 400 тысяч жителей. Будет завершено строительство наружного освещения на 1066 частично неосвещенных улицах и 486 дворовых территориях. Также будет модернизировано уличное освещение на 24 улицах.

Какие дополнительные механизмы и инструменты, по вашему мнению, необходимо ввести в обиход для реализации данной концепции?

-Скажем так: сделано для этого сегодня немало — расширены возможности для обращений граждан, так как сейчас рассматриваются не только письменные заявления, но и месседжи в социальных сетях. Создана многоканальная служба представителей разных управлений и ведомств, которые могут дать ответы на вопросы населения — Open Almaty. Однако часто я, как и другие депутаты, сталкиваюсь с видимостью работы, поскольку многие специалисты, работающие с гражданами, не обладают нужной компетенцией. В результате люди получают бестолковые и формальные отписки и очень этим недовольны. Поэтому необходим строгий контроль за службой ответов, чтобы после того, как прошло регистрацию заявление либо опубликовано обращение в соцсетях, ответ выдавался не только вовремя, но и по существу. Считаю, что нужно проводить обучение специалистов, организовывать контроль по решению вопросов, указанных в заявлениях граждан, расширить полномочия районных акиматов. Также необходимо передать бюджеты на строительство и ремонт инфраструктуры для распределения районным акиматам, провести выборы в комитеты местного самоуправления по районам, разделив каждый на микроучастки. В задачи комитетов местного самоуправления необходимо ввести сбор предложений от жителей по вопросам благоустройства их территорий с последующим проведением опроса жителей по спецприложению, которое нужно разработать для этих целей. Только после этой процедуры можно принимать решение о строительстве того или иного объекта, о новых бордюрах и дорогах. Таким образом, будут выбираться правильные приоритеты в работе акимата, в затратах бюджета, а заставив райакиматы своевременно отчитываться по расходам бюджета напрямую перед жителями, мы сможем избавиться от коррупционного фактора. Важно помнить, что суть концепции «слышащего государства» — не только услышать проблему, но и решить ее быстро и качественно.

Беседовала Дина АМИРОВА

Еще одна победа

С двумя золотыми медалями и статусом двукратного победителя чемпионата...

Советхан СӘКЕНОВ, құрметті демалыстағы судья: «ӘДІЛДІК ЖОҚ ЖЕРДЕ МЕМЛЕКЕТ ДАМЫМАЙДЫ»

– Советхан Сәкенұлы, құрметті демалысқа шыққаныңыз құтты болсын! Зейнетке...

Мұхтар ЖҰМАҒАЗИЕВ, қоғам қайраткері, экс-сенатор: «АУЫЛ ШАРУАШЫЛЫҒЫ ИНВЕСТИЦИЯЛЫҚ ТҰРҒЫДАН ТАРТЫМСЫЗ»

– Елімізде ауыл шаруашылығының әлеуметтік мәселелерді шешудегі маңызы зор....