На период карантина все ЦОНы временно закрыто. Но у людей по-прежнему происходят разные события: трагические, как смерть человека, счастливые, как появление на свет малыша, и другие случаи. Как в сегодняшних условиях заказать свидетельство о рождении, оформить свидетельство о смерти, можно ли во время карантина получить новое удостоверение личности или водительские права? За разъяснениями мы обратились в пресс-службу филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по городу Алматы, PR-менеджеру Жаныл Апетовой.
— Сегодня каждый рядовой житель знает, что большинство государственных услуг можно заказать онлайн. Однако раньше параллельно с порталом «электронного правительства» работали ЦОНы. И со всеми вопросами и возникающими трудностями люди обращались туда. Сейчас такого варианта нет. Поэтому всем без исключения приходится оперативно осваивать получение услуг на egov.kz. Куда можно обращаться гражданам, чтобы разобраться в тонкостях работы системы?
— В республике открыт специальный Call-центр для оперативного реагирования на вопросы услугополучателей. Данный центр принимает звонки от населения по номеру 1414. В данный момент свыше 2,5 тыс операторов фронт-офисов приспособились к консультированию. По городу Алматы более 150 работников филиала консультируют жителей и помогают оперативному решению их вопросов по получению госуслуги онлайн.
— Большинство услуг можно получить на портале «электронного правительства» только при наличии ЭЦП. А что делать, если электронной цифровой подписи у человека нет. Как быть?
— ЭЦП можно получить онлайн, не выходя из дома. Чтобы у граждан, в период режима ЧП и карантина, появилась возможность получать электронную цифровую подпись, не обращаясь в ЦОН. Для идентификации гражданину потребуется сделать селфи, загрузить свое удостоверение и ответить на несколько вопросов сотрудника ЦОН, который подключится по видеосвязи. Недавно запущен еще возможность получения ЭЦП для юридических лиц.
Разработана специальная инструкция, как получить ЭЦП в режиме онлайн. Алгоритм действий длинный, подробно расписан на портале egov.kz. На эту тему даже имеется специальное обучающее видео. Всё, что требуется сделать — зайти на egov.kz и перейти в раздел «Получение ЭЦП удаленно». Далее нужно следовать пошаговой инструкции. Для этого требуются: компьютер с веб – камерой и подключением к интернету, телефон.
Вот, пример получение ЭЦП для юридических лиц.
ЭЦП-онлайн для юридических лиц.
Зайти на сайт Egov.kz, выбрать сервис «Получение ЭЦП удаленно» или пройти по ссылке: https://egov.kz/cms/ru/services/pass_onlineecp
Чтобы получить ЭЦП юридическому лицу необходимо:
1.Быть гражданином Казахстана;
2. Иметь ноутбук или персональный компьютер с веб-камерой и выходом в Интернет;
3.Установить ПО NCALayer для использования ЭЦП;
4.Иметь при себе оригинал удостоверения личности или их качественные фотокопии. Сервис «Получение ЭЦП удаленно»
1.Нажимаете на кнопку «Заказать услугу онлайн».
2.Выбираете значок «Юридическое лицо».
3.Далее находите нужный вам шаблон.
4.Если вы первый руководитель, вам будет необходимо ввести БИН фирмы.
5.Если вы сотрудник с правом подписи, то дополнительно нужен будет ваш ИИН.
6.После этого выйдет сообщение «Отправить запрос». В случае если вы не зарегистрированы в Базе мобильных граждан (БМГ):
1.Необходимо нажать на «Виртуальный ассистент Kenes, расположенный в правом нижнем углу страницы и выбрать предпочитаемый язык.
2.Нажмите на иконку видеокамеры в нижней панели ассистента и на кнопку «Видеозвонок».
3.После приема видеозвонка, оператор попросит Вас показать свое удостоверение личности, продиктовать ИИН, номер телефона и SMS-код.
4.После успешной регистрации в БМГ, необходимо обновить страницу портала Egov.kz
5.Повторно ввести БИН (ИИН, если вы не первый руководитель), а также одноразовый пароль. В случае если вы уже зарегистрированы в Базе мобильных граждан
1.На ваш телефон придет SMS от 1414 с одноразовым паролем, который вы должны ввести.
2.Далее вы переходите к получению ЭЦП. Откроется страница удаленной идентификации.
1.Следуем инструкции https://egov.kz/…/novaya_instrukciya_na_egov_po_udalennoy_i…
2.Подтвердить личность с помощью фото и видео, (необходимо смотреть пункты от 8 до 21, страницы 4-9).
3.После всех проверок вы попадете на страницу Национального удостоверяющего центра. (смотреть пункты 22-28, страницы 10-12).
4.Ознакомиться с пользовательским соглашением и подтвердить его.
5.В форме заявления указать электронную почту для дальнейшего
- Говорят, что в госорганы можно обращаться онлайн. Каким образом?
- Да, если вы желаете отправить свой отзыв или предложение в
госорганы, можно отправить онлайн на портале электронного правительства.
Для этого вам необходимо:
1. Авторизоваться на портале.
2. Выбрать сервис «Электронные обращения».
3. Заполнить представленную форму.
4. Подписать ЭЦП.
5. Отправить в государственный орган.
Отследить статус своего заявления можно в личном кабинете. Здесь вы увидите весь процесс рассмотрения документа, от уведомления о доставке в госорган до готового ответа на обращение.
Сроки предоставления ответа на обращение зависят от сложности вопроса. В случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем вам дополнительно сообщат в личном кабинете.
- У человека заканчивается срок действия удостоверения личности. Можно ли заменить документ сейчас, во время ЧП?
—Если истекает срок действия удостоверения личности старого образца (без
чипа), то можно произвести замену документа через электронный портал. Для этого нужно авторизоваться на сайте и перейти в раздел «Гражданство, миграция и иммиграция», далее выбрать вкладку «Паспорт и удостоверение личности РК» и нажать на кнопку «Заказать услугу онлайн».
После следует заполнить заявку и подписать ее ЭЦП. К заявке необходимо прикрепить:
- фотографию,
- образец подписи.
Затем произвести оплату, перейдя по кнопке «Оплатить» на страницу Платежного шлюза «электронного правительства».
В «личном кабинете» (в разделе «История получения услуг») нужно ознакомиться с уведомлением об обработке вашей заявки, которое поступит в течение указанного времени.
Но, помните, через портал можно получить данную услугу только при обмене документа без чипа на удостоверение личности нового образца. В остальных случаях не удастся получить услугу онлайн во время объявленного в стране ЧП. Придется ждать отмены чрезвычайного положения и затем уже оформлять новый документ. Штраф за просрочку при этом накладываться не будет.
- Как оформить онлайн свидетельство о рождении?
- Для регистрации рождения ребенка нужно выполнить следующие действия: главная страница egov.kz > раздел «Гражданам» > вкладка «Семья» > «Семейное положение» > «Регистрация рождения ребенка, в том числе внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния».
После этого необходимо:
- кликнуть кнопку «Заказать услугу онлайн»;
- заполнить заявку и подписать ее электронной цифровой подписью (ЭЦП), либо при помощи СМС-пароля (для этого нужен сканированный вариант «Медицинской справки о рождении»);
- в «личном кабинете» (в разделе «История получения услуг») ознакомиться с уведомлением об обработке вашей заявки, которое поступит в течение указанного времени;
- посетить рагс в указанное в уведомлении время, при себе иметь: оригиналы медицинского свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, удостоверения личности матери и отца.
- Можно ли оформить онлайн пособие по беременности и родам?
- Можно. Для этого нужно перейти на портал «электронного
правительства», далее выбрать раздел «Социальное обеспечение», затем «Помощь семьям» — «Назначение социальных выплат на случаи социальных рисков: утраты трудоспособности, потери кормильца, потери работы, потери дохода в связи с беременностью и родами, с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года».
Далее необходимо кликнуть кнопку «Заказать услугу онлайн». Затем прикрепить лист (листы) временной нетрудоспособности, выданный в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); документ о номере банковского счета, открытого в банках и (или) организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, либо контрольного счета наличности исправительного учреждения. После этого остается заполнить заявку и подписать ее ЭЦП.
В «личном кабинете» (в разделе «История получения услуг») можно будет ознакомиться с уведомлением об обработке вашей заявки, которое поступит в течение указанного времени.
- Можно ли оформить онлайн свидетельство о смерти?
- Да, можно. Для этого на портале egov.kz нужно перейти по следующим вкладкам: «Главная» > «Гражданам» > «Семья» > «Семейное положение» > «Регистрация смерти человека, в том числе внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния». Затем необходимо: кликнуть кнопку «Заказать услугу онлайн»;
- заполнить заявку и прикрепить документы, подтверждающие родственную связь, далее подписать ее электронной цифровой подписью;
- посетить рагс в указанное в уведомлении время, при себе нужно иметь оригиналы документов.
- Если человек накануне введения карантина и режима ЧП продал (купил) машину, как перерегистрировать документы?
Для этого необходимо выполнить следующий порядок действий:
1.Авторизоваться на портале ego.kz и перейти по кнопке «Заказaть услугу онлайн».
2.Заполнить запрос и указать ИИН покупателя авто.
3.Подписать запрос электронной цифровой подписью (ЭЦП).
4 Получить подтверждение от покупателя.
5. В личном кабинете ознакомиться с результатом оказания услуги.
Важно учесть, что покупателю транспортного средства обязательно иметь ЭЦП, для того чтобы согласовать запрос и произвести оплату госпошлин на портале egov.kz.
Далее остается только поехать в спецЦОН за получением нового свидетельства о регистрации авто и новых номерных знаков. Однако пока спецЦОНы не работают. В будущем при себе необходимо будет иметь квитанции об уплате госпошлин и сбора, акт регистрации транспортного средства, документ электронной формы сделки, а также старые номера и техпаспорт.
В результате услуги вы получите свидетельство о регистрации авто и новые номерные знаки. И, кстати, заказать готовый результат можно на дом по почте. Тогда у вас отпадет необходимость ехать в спецЦОН.
Услугой удобно пользоваться, если продавец и покупатель находятся в разных городах и даже в разных странах. График работы окон выдачи готовых документов: Пн-Пт с 9.00 до 17.00 часов. Сб с 9.00 до 14.00 часов, по адресу: г. Алматы, улица Майлина,85.
- У некоторых граждан период объявленного карантина совпадает со временем оформления пенсии. При этом у многих уже давно собраны все необходимые справки и документы. Можно ли данную услугу оформить онлайн? Что для этого нужно?
- Необходимо выйти на портал «электронного правительства», выбрать
поочередно следующие разделы: «Гражданам» > «Социальное обеспечение» > «Пенсионное обеспечение» > «Назначение пенсионных выплат по возрасту».
- Кликнуть кнопку «Заказать услугу онлайн».
- Заполнить заявку и прикрепить Документ о номере банковского счета; документы, подтверждающие трудовой стаж заявителя (трудовая книжка; справки архивных учреждений или с места работы, если записи о трудовой деятельности не внесены в трудовую книжку или имеются исправления).
- Подписать заявку электронной цифровой подписью.
Но помните, прежде чем заказать услугу онлайн, все документы обязательно должны быть проверены специалистом «Правительства для граждан». Если вы успели пройти такую проверку до введения карантина, можете смело оформлять услугу онлайн. Если же ваши документы не были проверены, придется дождаться окончания карантина и восстановления работы ЦОНов.
Сейчас количество получаемых онлайн-услуг посредством портала «электронного правительства» резко увеличилось. Возросла и нагрузка на систему, что влияет на скорость открытия страниц портала. Просим с пониманием отнестись ко временным неудобствам. НАО «ГК «Правительство для граждан» создает все условия для получения государственных услуг онлайн, активно используя портал электронного правительства, не выходя из дома.
Получив услуги онлайн, каждый должен знать, что защищает себя и своих близких и вносит свой вклад в общую безопасность.
Мнение экспертов:
Аухадиева Венера Айтжановна, жительница Алматы:
Я особенно сейчас ощущаю пользу сайта Egov. До сих пор мы не обращали должного внимания. Получать услуги онлайн очень удобно. Если не сложились такая ситуация, я бы, возможно, до сих пор считала бы удобным обращаться инспекторам в ЦОН-ах…
Это самая большая работа для меня, которую сделала во время карантина. Позвонила операторам по номеру 1414 и с их помощью по видеозвонку зарегистрировалась в EgovMobile. А после получила ЭЦП.
Теперь сидя дома получаю услуги. Вчера мне нужно было сестру прописать. Она подала заявку через свое ЭЦП, а я, как владелица дома, подтвердила и за считанные минуты и мы все оформили онлайн. Очень удобно и, главное, быстро. Помните как мы раньше вставали на прописку?! Если бы мне кто-то сказал, что за 15 минут не выходя из дома можно будет так сделать, я бы не поверила…
Спасибо правительству, что внедрили такую систему.
Всем казахстанцам советую получать услуги онлайн.
Жасулан Мусагали, солист театра традиционного искусства «Алатау».
Хорошо, что во время черезвычайных положений можно получить госуслуги онлайн через ПЭП. Мы до этого не обращали внимания. Оказывается можно многие вопросы решить через портал электронного правительства. Даже машину можно продать и купить онлайн и без проблем оформить документы.
Один мой друг позванил мне и радостно сообщил «Я купил машину». А я ему в ответ говорю, что во время карантина какая машина, ведь все ЦОНы закрыты. А, он говорит, мол, сейчас все онлайн можно сделать. После этого для интереса стал знакомиться с порталом электронного правительства. И я убедился в эффективности ресурса, многие услуги оказывается можно получить сидя дома…
Подумал лишним не будет получить ЭЦП, она точно понадобиться.