Проблемы лиц, имеющих инвалидность, в государственных органах рассматриваются нечасто. Инвалиды-колясочники и другие люди с ограниченными возможностями не ведут активную социальную жизнь, не могут полноценно участвовать в жизни общества. Они часто остаются за кадром. Поэтому и происходят факты дискриминации, ущемляющие их права, как это было выявлено недавно в специальном профессиональном колледже г. Кентау Туркестанской области. В ходе прокурорской проверки здесь были обнаружены вопиющие безобразия в отношении 80 детей с особенностями развития, которые проходят в колледже обучение и реабилитацию.
Мало того, что квалификация преподавателей не отвечает предъявляемым требованиям, оказалось также, что руководство колледжа игнорирует элементарные санитарные и противопожарные нормы. Надзорный орган обнаружил, что студентов кормили продуктами с истекшим сроком годности, а для лечения использовались просроченные медицинские препараты. В официальном сообщении прокуратуры указано, что эта ситуация сложилась из-за попустительства управления социальных программ Туркестанской области. По итогам проверки подготовлено пять актов реагирования, о нарушениях прокуроры оповестили областной акимат и территориальные департаменты. Эта ситуация вновь показала острые проблемы, существующие в адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями в равноправную с остальными гражданами жизнь, и главным образом – пробелы в создании соответствующей правовой и экономической базы. Даже учитывая тот фактор, что людей, имеющих ту или иную категорию инвалидности, в стране не так много.
По официальным данным, в Казахстане насчитывается 725 тысяч человек, имеющих инвалидность, из них 109 тысяч – дети. Причем, подавляющее большинство из них готовы трудиться, чтобы обеспечить содержание и себя, и своей семьи. Но если сегодня сложно найти работу для физически здоровых людей, то откуда же взяться рабочим местам для людей с инвалидностью? Значит, если быть честными, то доступ к рынку труда инвалидам просто-напросто закрыт. Такое же положение существует и в сфере образования, профессиональной подготовки, обеспечении для поездки на работу специальными транспортными услугами, оборудования специальных рабочих мест. Всюду – красные маркеры. За исключением редких табличек для парковки спецтранспорта. Вот и получается, что наше государство рассчитывает в основном на физически здоровых людей. Выживать в нем инвалидам не так просто. Но вот вроде бы появился свет в конце тоннеля: глава Министерства труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова на недавнем расширенном заседании коллегии сообщила, что в этом году в Казахстане будет принята Концепция инклюзивной политики. Вроде можно дружно выдохнуть: ну, наконец-то? В частности, министр объявила, что для решения актуальных вопросов социальной изоляции лиц с инвалидностью ведется комплексная работа, направленная на совершенствование действующей системы и максимальное внедрение цифровизации. Это позволит исправить ситуацию, связанную с дискриминацией, недостаточной доступностью инфраструктуры, неравными возможностями на рынке труда и низким качеством специальных социальных услуг. Как обещает руководитель ведомства, основная цель и задачи разрабатываемой Концепции инклюзивной политики, которую планируется принять в этом же году, это «создание общества, в котором каждый гражданин, независимо от индивидуальных особенностей развития, имеет возможность жить достойной жизнью и реализовать свой потенциал». В целях совершенствования системы социальной защиты в 2023 году в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях был инициирован пилотный проект, в рамках которого предусмотрена работа по трансформации системы оказания специальных услуг. Она включает консолидацию бюджета центров по оказанию этих специальных услуг; переход на подушевое финансирование; принятие новых стандартов и оцифровку деятельности подобных центров. Помимо этого, Министерство прорабатывает возможность монетизации некоторых видов технических средств реабилитации и услуг. На начальном этапе будет рассмотрена монетизация предоставления ортопедической обуви и гигиенических средств. Это, в свою очередь, ставит задачу и перед местными исполнительными органами, отметила С. Жакупова, по внесению в Интерактивную карту доступности всех объектов и принятию мер по их адаптации для нужд маломобильных групп населения. Среди новшеств, обозначенных министром, планы по разработке Цифрового дневника реабилитации, который будет внедряться в целях контроля и повышения эффективности реабилитационных мероприятий. А что сделано уже на сегодня? При поддержке Министерства здравоохранения, медицинского университета Астаны разработаны цифровые протоколы социальной и профессиональной реабилитации, Их внедрение тоже положительно повлияет на качество социальных услуг. В целях успешной и эффективной реабилитации лиц с инвалидностью будут функционировать отдельные лаборатории по разработке новых технологий. Эти меры предпринимаются в рамках модернизации первого Национального научного центра развития социальной сферы. Таким образом, по словам министра намечена трансформация протезно-ортопедической отрасли, слухоречевой реабилитации, планируется создание методологического центра. Отдельные профессиональные стандарты будут изданы для социальных работников. Весь этот комплекс нововведений должен приблизить казахстанскую модель услуг для лиц с инвалидностью к мировым стандартам. В итоге это расширит их возможности, обеспечит права и в целом поднимет качество их жизни. Перед принятием Концепции профильное министерство намерено обсудить проект с представителями государственных органов, выслушать предложения и максимально учесть замечания неправительственных организаций. Жизнь научила нас верить не столько словам, сколько делам И на этот скептицизм есть основания. Так, на основе ратифицированной международной Конвенции о правах инвалидов в нашей стране уже разрабатывался на уровне Правительства План мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в РК на 2012- 2018 годы. Тогда же была принята программа первого этапа. В этих документах нет недостатка в таких высоких словах, как «обеспечение инвалидам доступа к объектам и услугам во всех сферах жизнедеятельности», «внедрение в стратегические планы мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов» и т.п. Но вопреки ожиданиям государство так и не смогло устранить барьеры, чтобы интегрировать инвалидов в окружающий мир. Воз проблем, образовательных, профессиональной подготовки, трудоустройства, транспортных, бытовых и других остался, как говорится, и ныне там. Все также мизерно количество реабилитационных центров. Не снижен пенсионный возраст родителей, воспитывающих детей с инвалидностью. Не достигнуты цели по проведению поэтапной инвентаризации (паспортизации) действующих зданий, чтобы обеспечить доступную среду для жизнедеятельности инвалидов с учетом их потребностей. Это касается организации переоборудования и реконструкции подъездных путей, пандусов, устройств для колясочников, чтобы создать минимальные удобства и беспрепятственный доступ к объектам и услугам. Поэтому о повышении уровня жизни лиц с инвалидностью, их социальной интеграции в общество говорить рано. Хотя даже этот минимум мер мог бы способствовать избавлению этой категории людей от комплекса неполноценности. Неприспособленность в техническом плане создала непреодолимые препятствия для обслуживания в быту и окружающей среде. Как уже сказано, сложно им и с трудоустройством. Субъекты хозяйственной деятельности не стремятся использовать труд этих граждан. Поэтому спектр рабочих мест все также ограничен и касается только узкого круга, это сапожники, ремонтники. Словом, по-прежнему им доступна лишь простая и примитивная работа. Написанные правила носят не обязывающий, а рекомендательный характер, уповая лишь на гуманизм работодателя. Хотя сегодня в век современных электронных технологий многие из них овладели необходимой профессиональной квалификацией и способны трудиться наравне с обычными гражданами. В связи с этим, скажем прямо, заметных перемен в жизнеустройстве отечественных инвалидов не ощущается. Так что можно говорить о существующей дискриминации, которая в развитых странах просто недопустима. Для улучшения сложившейся ситуации требуется комплексный подход, от реального финансирования, разработки и практического исполнения соответствующего законодательства, создания в каждом населенном пункте доступной инфраструктуры, преодоления в целом социального неравенства, стереотипов и предвзятости. Улучшение жизни инвалидов требует участия всех секторов общества, от правительственных органов, частного сектора, неправительственных организаций и общественности в целом. Именно повседневная забота об инвалидах критически важна, и должна быть направлена на обеспечение их самостоятельности, вовлеченности, надлежащего качества жизни. Но пока же различные, даже самые идеальные программы, не дают эффекта, не способны предотвратить их социальную изоляцию, ограничивая возможности для самореализации, элементарному доступу к ресурсам, качественным медицинским и реабилитационным услугам, инфраструктуре, адаптированной к их потребностям и поддержанию мобильности. И это положение надо исправлять.
Асем САКЕНОВА