В системе государственной службы Республики Казахстан произошли значительные изменения. О том, как изменились критерии оценки деятельности госслужащих нашему изданию рассказала руководитель Департамента Агентства по делам государственной службы по городу Алматы Шынар ӘЛІМХАН.
– Не могли бы вы рассказать о процедуре поступления на госслужбу. Сейчас это сложно сделать?
– В 2022-2023 гг. в системе государственной службы произошел ряд изменений. В частности, в декабре месяце 2022 года упрощена процедура поступления на госслужбу. В целях реализации данного Закона, в феврале 2023 года приказом Агентства установлены значения результатов обучения для внеконкурсного назначения на должности в регионах выпускников Академии государственного управления, а также на нижестоящие должности в районах и селах лиц, обучавшихся в рамках госзаказа. Было установлено соответствующее значение на уровне 3,33 GPA, т.е. если учитывать действующую систему оценивания – это хороший показатель с учетом 100 балльной системы.
Кроме этого, на вышестоящие должности корпуса «Б» лицо, по согласованию с Агентством, может быть назначено без проведения конкурса.
С 1 марта текущего года в Казахстане запущен пилотный проект отбора на госслужбу, который апробируется в пяти ведомствах, особенность которого заключается в отборе служащих на вакантные должности в режиме онлайн с использованием информационной системы «Е-кызмет». В новом режиме применяется технология прокторинга. Это означает, что процесс проведения экзамена или тестирования будет контролироваться администратором. Данная система позволит обеспечить прозрачность и объективность всех конкурсных процедур.
– Каждый гражданин имеет право участвовать в конкурсах на занятие вакантных должностей в системе государственной службы. При этом, каким квалификационным требованиям кандидаты должны соответствовать?
– Да, действительно, каждое лицо, имеющее соответствующий уровень образования, необходимые компетенции, навыки и соответствующее другим требованиям, предусмотренных для занятия определенной должности в квалификационных требованиях, вправе принять участие в конкурсах.
Внесенными изменениями в законодательство, Агентству и территориальным Департаментам возвращена функция согласования квалификационных требований, в рамках которой, изучаются квалификационные требования государственных органов на предмет соблюдения действующего законодательства.
– Изменились ли подходы к оценке деятельности госслужащих?
– В этом направлении также произошли изменения. Результаты оценки являются основанием для принятия решений по выплате бонусов, поощрений, ротации, понижении в государственной должности либо увольнении. К примеру, если служащий в течении двух кварталов подряд будет иметь низкие оценки своей деятельности, то это допускает возможность понизить его в должности, в случае отсутствия вакансий — уволить.
Результаты оценки компетенций являются основанием для принятия решений по развитию у служащего корпуса «Б» необходимых компетенций, при этом, они не влияют на другие факторы.
– Расскажите, какие еще произошли изменения в системе госслужбы.
– В частности, изменения коснулись и вопросов ротации госслужащих. Введенный в 2016 году институт ротации преследует цель обмена опыта между регионами, повышения квалификации сотрудников и предотвращение коррупционных проявлений. Порядок ротации политических государственных служащих и административных государственных служащих корпуса «Б» регламентирован специальным нормативным актом. Согласно законодательству, ротируемому в другую местность, необходимо предоставление временного жилья, однако, отсутствие служебного жилья приводит к тому, что служащие сами вынуждены снимать жилье за свой счет. Это обстоятельство приводит к тому, что служащие отказываются от ротации.
Внесенные изменения и дополнения в законодательство направлены на восполнение этих пробелов, в связи с чем, теперь предусмотрены ротационные выплаты.
– Вашим Департаментом ранее проводился мониторинг соблюдения госслужащими режима работы. Каковы результаты?
– В настоящее время предусмотрено проведение контроля за правильным соблюдением графика работы в госорганах.
В этой связи, с 1 апреля Законом РК «О государственной службе» на Агентство возложена функция контроля за соблюдением служащими графика работы. Если ранее, в случае выявления нарушений, мы направляли материалы в Инспекцию труда акимата для проведения проверки и принятия соответствующих мер, то сейчас эта функция передана Агентству и его территориальным Департаментам.
В феврале месяце в Кодекс «Об административных правонарушениях» внесены изменения и рассмотрение административных дел о неправомерном нарушении режима работы в госорганах, передано в ведение Агентства. Теперь, в случаях выявления нарушений, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в порядке ст. 89 Кодекса.