12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ «МОЛОДОГО» МИНИСТЕРСТВА

В прошлом году по Указу Президента РК было вновь образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Это решение было обусловлено тем, что наступила эпоха природных и техногенных катастроф. МЧС Казахстана было упразднено в 2014 году и с того времени входило в состав МВД. Основными задачами подразделений МЧС являются: предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их последствий; спасение и эвакуация людей при возникновении ЧС путем проведения аварийно-спасательных и неотложных работ в мирное и военное время. Об этом рассказал, а также ответил на ряд вопросов министр по чрезвычайным ситуациям РК генерал-майор Юрий ИЛЬИН.

— Ваше министерство самое «молодое» в правительственной ветви управления. Что дало повышение статуса ведомства, как это решение сказалось на работе служб спасения?

— С момента воссоздания МЧС проводится работа по пересмотру законодательной базы в области гражданской защиты, внесению изменений в подзаконные акты, разработке операционного и стратегического планов, концепции развития органов гражданской защиты до 2030 года, новой Дорожной карты по профилактике паводковых угроз на 2021-2025 годы. В тоже время продолжается работа по управлению рисками снижения стихийных бедствий. Выполняются мероприятия по защите населения и территории республики от ЧС,
укреплению материально-технического оснащения подразделений органов гражданской защиты, что влияет на своевременное реагирование на ЧС и качество оказания помощи
гражданам. При этом приоритетные направления и задачи МЧС будут направлены на реализацию поручений Главы государства, Парламента и Правительства. Определены основные направления и задачи Министерства. Это выработка эффективных механизмов управления ЧС, постоянная готовность сил и средств гражданской защиты к оперативному реагированию на ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, минимизация угроз и ущерба гражданам и обществу от ЧС, обеспечение условий для широкого участия населения в обеспечении мероприятий в сфере гражданской защиты путем привлечения волонтеров, общественных объединений и неправительственных организаций.
С учетом вновь созданного Министерства мы планируем внесение изменений и дополнений в первоочередном порядке в Закон «О гражданской защите». Совместно с депутатами Парламента будут пересмотрены нормы по оповещению и цифровизации системы гражданской защиты, социальные гарантии военнослужащих, сотрудников, осуществляющих
функции по предупреждению и ликвидации ЧС, спасателей, а также иных работников подведомственных государственных учреждений. В Уголовно-процессуальный кодекс
предлагается вновь вернуть функции по дознанию, связанные с расследованием пожаров. Разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам промышленной безопасности».

— На ваше Министерство возложена миссия по спасению людей в различных ситуациях: как природного характера — наводнения, землетрясения, оползни, пожары, автоаварии, так и бытового плана — двери заклинило, в горах или в степи потерялись, кошку с дерева снять и др. Хватает ли в ведомстве сил и средств для решения таких многогранных задач?

— В настоящее время защиту территории страны от чрезвычайных ситуаций осуществляют 416 пожарных подразделений и 56 оперативно-спасательных станций. На вооружении служб пожаротушения имеется 3399 единиц пожарно-спасательной техники различного функционального назначения, которые ежедневно выполняют большой спектр задач по ликвидации ЧС и спасению жизни людей. Благодаря поддержке Правительства, за счет выделяемых средств из республиканского и местных бюджетов в период с 2018 по 2020 год реализована Дорожная карта, которая позволила увеличить уровень оснащенности пожарно-спасательных подразделений за последние три года с 40 до 54 процентов.
В настоящее время разработана и утверждена аналогичная Дорожная карта по материально-техническому оснащению подразделений гражданской защиты на 2021-2023 годы.
Что касается сил и средств, применяемых нами в тушении пожаров, за последние годы на вооружения служб пожаротушения республики наряду с традиционной линейкой пожарных
автомобилей внедрены новые образцы техники с инновационной составляющей — это автомобили, оборудованные водосберегающими технологиями, укомплектованные системами подачи компрессионной пены, тонкораспыленной и температурно-активированной воды. Активное строительство зданий повышенной этажности сегодня требует применения современных методов спасания людей и тушения пожаров на высотах. Для этих целей на вооружение Служб пожаротушения республики внедрены современные автолестницы и
подъемники с рабочей высотой от 30 до 90 метров, в том числе комбинированные автолестницы с водяной цистерной на борту. В целях оперативного реагирования в условиях большой загруженности городских улиц на вооружение гарнизона Алматы поставлены пожарно-спасательные мотоциклы на базе «ЯВА-660». Пожарные мотоциклы оборудованы ручной импульсной системой пожаротушения ранцевого типа, забрасываемыми огнетушителями, ручными комбинированными аварийно-спасательными инструментами для резки и разжима конструкций, набором изделий медицинского назначения для оказания доврачебной помощи. В целом внедрение новых образцов пожарной техники и оборудования влияет на повышение качественных показателей при оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами.

— Есть крылатое выражение «кадры решают все». Как обстоят дела в этом направлении в структурных подразделениях Министерства?

— В настоящее время численность именно пожарных и спасателей в стране превышает 18 тыс. человек. Свыше 200 пожарных подразделений в республике являются малочисленными, и для их доукомплектования требуется около четырёх тысяч человек. Вместе с тем в ближайшие годы планируется ввод в эксплуатацию 11 пожарных депо, в
связи этим поддержано поэтапное увеличение лимита штатной численности органов гражданской защиты на 1041 единицу. К сожалению, на сегодняшний день мы не можем создать пожарное депо в каждом населенном пункте, так как это требует больших финансовых средств. Поэтому в отдаленных и малочисленных населенных пунктах (менее пяти тысяч
жителей) деятельность по обеспечению противопожарной защиты осуществляют пожарные посты. В республике насчитывается 409 таких постов, которые обеспечивают противопожарную безопасность более 1200 населенных пунктов. Учитывая положительную динамику, акиматами областей разработаны и утверждены планы на 2021-2023 годы,
предусматривающие организацию 221 поста. Что касается кадрового вопроса Министерства, то, как вы знаете, указом Президента страны образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. Вновь образованному Министерству переданы функции и полномочия: в области развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Гражданской обороны, пожарной безопасности (от МВД); по формированию и реализации
государственной политики в сфере промышленной безопасности (от МИИР); по формированию и развитию государственного материального резерва (от МНЭ). В связи с этим соответствующая штатная численность указанных госорганов передана МЧС (МВД — порядка 24 тыс. (23 932) единиц, МИИР — 449 ед., МНЭ — 31 ед., без учета РГП «Резерв»).
В плановом порядке наши сотрудники ежегодно проходят повышение квалификации в Региональных учебных центрах, Академии государственного управления при Президенте и ее филиалах, Республиканском учебно-методическом центре гражданской обороны, Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, Национальном университете обороны имени Первого Президента. В настоящее время совместно с министерствами образования и науки, национальной экономики и финансов утвержден План мероприятий по повышению профессионализма кадров, осуществляющих защиту граждан от природных явлений и техногенных аварий, на 2020-2024 годы. Для реализации выделены средства в размере 4,3 млрд тенге. В перспективе думаем восстановить международное сотрудничество с МЧС Республики Беларусь в области повышения квалификации наших сотрудников.

— О смелых поступках на службе полицейских или гвардейцев часто сообщают в СМИ, а почему так редко появляется информация о пожарных или сотрудниках других служб спасения, не менее героически исполнивших свой долг. Что этому мешает: профессиональная скромность или боязнь вскрыть проблемы с профилактической работой?

— Спасатель — это в первую очередь человек, который приходит на помощь и спасает людей, рискуя собственной жизнью. В наши дни профессия «спасатель» является одной из благородных профессий. Героические подвиги спасателей не остаются без внимания, отмечаются государственными и ведомственными наградами. Неизменным в нашей системе
остается самая главная миссия — спасение граждан и их имущества, оказание помощи людям, которые попали в опасную ситуацию. Уменьшение урона от чрезвычайных
ситуаций и снижение смертности являются частью обеспечения национальной безопасности. При этом каждая из ситуаций, с последствиями которой борются спасатели, по-своему экстремальна. Главной причиной ЧС является человек, его беспечность и безответственность. А спасатель МЧС — специалист, который в любое время суток и в любых условиях
придет на помощь. И эта помощь будет немедленной и высокопрофессиональной. При спасении людей наши сотрудники часто сталкиваются с гражданами, которые находятся в шоковом состоянии и не контролируют свои действия, осложняя проведение мероприятий по их эвакуации, а также подвергая опасности непосредственно спасателей. С
ними после спасения работают психологи Центра медицины катастроф, оказывая экстренную психологическую помощь. В 2020 году Указом Президента государственными наградами награждены 22 сотрудника МЧС, а за последние пять лет — 117 сотрудников, из них посмертно — четверо.

— Каждый год представители вашего ведомства выступают с предостережениями о паводковой опасности. На местах создаются штабы, проводятся учения… Казалось бы, все всё знают, понимают, а чрезвычайные ситуации, к сожалению, все-таки происходят — то дороги размоет, то плотину прорвет, то река из берегов выйдет и жилые дома затопит. Что мешает предотвращению таких происшествий: сила природы, разгильдяйство местных служб или непрофессионализм ваших сотрудников на местах?

— Существует ряд проблемных вопросов в борьбе с паводковыми явлениями, главными из которых является наличие домов и объектов в водоохранных зонах и полосах, эксплуатация
гидротехнических сооружений (ГТС), требующих реконструкции или ремонта, недостаточное количество защитных дамб, реконструкция русел рек, проведение капитальных и текущих ремонтов мостов, установление водопропускных сооружений на автомобильных и железнодорожных магистралях. К этому можно отнести также отсутствие или недостаточную пропускную способность систем арычной и ливневой канализации по отводу талых и дождевых вод. В то же время необходимо не забывать о своевременном выполнении
превентивных мер местными исполнительными органами и населением: очистка русел рек, каналов, арыков, водопропускных сооружений и мостов, автомобильных и железных дорог, уборка и вывоз снега из дворов и населенных пунктов. Кроме того, обстановку может усложнить сила природы. Это глубокое промерзание грунта, осеннее переувлажнение, превышение норм снегозапасов и резкое повышение температуры воздуха. Это только часть проблемных вопросов, увеличивающих риск подтопления населенных пунктов и не решаемых без выделения своевременного и достаточного финансирования. В целях снижения рисков чрезвычайных ситуаций в паводковый период необходима плановая своевременная реализация мероприятий Дорожной карты противопаводковых мероприятий и других региональных программ, где предусмотрена реконструкция и очистка
русел рек, возведение и ремонт ГТС и защитных дамб, развитие систем ливневой канализации, ремонт транспортных магистралей и мостов. Так, к примеру, исполнение мероприятий Дорожной карты в 2017-2020 годах нам позволило снять полностью угрозу подтопления в 315 и минимизировать в 314 из 905 имеющихся населенных пунктов, которые подвержены воздействию паводковых проявлений.

— Какой вы видите в идеале работу современных служб спасения, что для этого необходимо сделать? Опыт какой страны вы берете за основу при определении векторов развития подразделений Министерства?

— Вопросы снижения последствий ЧС природного и техногенного характера становятся основой государственной политики в области гражданской защиты. Планируется переход государственной системы гражданской защиты от ликвидации ЧС к их снижению путем повышения готовности к реагированию на ЧС. Приоритетными направлениями Министерства в перспективе развития Гражданской защиты до 2030 года являются: — повышение готовности системы гражданской защиты, приведение ее в соответствие новому геополитическому
и социально-экономическому положению страны; — выработка эффективных механизмов управления ЧС, рациональное распределение ответственности и полномочий между уровнями государственного управления; — организация системы гражданской защиты по территориально-отраслевому принципу; — минимизация угроз и ущерба гражданам и обществу от ЧС; — постоянная готовность сил и средств гражданской защиты к оперативному реагированию на ЧС, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время; — обеспечение безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ; — создание сил гражданской защиты, их подготовка и поддержание в постоянной готовности; — обеспечение условий для широкого участия населения в обеспечении мероприятий в сфере гражданской защиты; — гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших ЧС, принятых мерах по их предупреждению и ликвидации. Перспективы развития гражданской защиты на пятилетний период.
В настоящее время проработанные приоритетные направления и задачи Министерства интегрируются с документами всех трех уровней системы государственного планирования Республики Казахстан. Министерством прорабатывается Концепция развития гражданской защиты, Стратегия национальной безопасности до 2025 года, Стратегический
план Министерства, в которых обозначены первоочередные задачи, включающие в себя приоритеты по основным направлениям деятельности. Главой государства в своем Послании поручено воссоздать Министерство с учетом увеличения в последние годы количества природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Безусловно, мы продолжим работу по предупреждению и ликвидации ЧС. В первую очередь, будем стремиться повышать качество оказания услуг. Оперативно и быстро реагировать на обращение граждан. Во вторых, планируем пересмотреть государственную систему гражданской защиты, то есть пересмотреть ряд функций органов управления, сил и средств гражданской защиты, предназначенных для реализации общегосударственного комплекса мероприятий по защите населения, объектов и территории страны от опасностей, возникающих при ЧС.
В проекте также развитие трассовых медико-спасательных пунктов, созданных для оказания экстренной медицинской помощи на аварийно-опасных участках автодорог республики. Прорабатывается создание двух дополнительных трассовых медико-спасательных пунктов в Жамбылской и Актюбинской областях (на 237-238 км трассы республиканского значения Западная Европа — Западный Китай в Жамбылской области; по Актюбинской области на 613 км трассы республиканского значения Самара — Шымкент). Нами изучается опыт других государств, таких как Россия, Беларусь и других в области предупреждения и ликвидации ЧС. В рамках Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий планируем продолжить работу по Управлению рисками в Казахстане. Эта программа является одним из международных форматов снижения риска бедствий. Сендайская рамочная программа на 2015-2030 годы, подписанная рядом стран, включая Казахстан, ставит задачу существенно снизить риски и потери в виде человеческих жертв, ухудшения здоровья, утраты источников
средств к существованию, имущества и способности систем управления справляться с проблемами. Достижение этих задач предполагает активное международное сотрудничество, ведь бедствия не знают границ. В нынешних сложных условиях необходимо разработать национальную оценку рисков, чтобы сравнить различные риски и определить приоритетность
действий. Этот процесс позволит координировать усилия широкого круга государственных учреждений, обладающих специальными знаниями о различных рисках. Особое внимание уделяем системе оповещения. В отдельных регионах она морально устарела и не соответствует современным технологиям. В связи с этим в рамках развития регионов сейчас
мы активно ведем работу по обновлению и модернизации системы оповещения. К примеру, в Алматы и Алматинской области система оповещения обновлена на 100 процентов. Поэтапно с 2019 по 2024 год проводится модернизация системы оповещения в Туркестанской области. В будущем за счет местного бюджета планируется закуп и установка большого
количества электросирен в Шымкенте, Кызылординской и Восточно-Казахстанской областях. Не без внимания промышленная безопасность. В данном направлении мы планируем пересмотреть признаки отнесения производственных объектов к категории опасных, упорядочить деятельность организаций, аттестованных на право проведения работ в области
промышленной безопасности, и предоставляющих услуги по проведению аварийно-спасательных работ. Соответствующий законопроект находится уже в Мажилисе Парламента.
Материально-техническое оснащение спасательных подразделений остается на невысоком уровне (47 процентов). Вопрос решается путем поэтапного приобретения современной спасательной техники за счет республиканского и местных бюджетов. Поэтапно приобретаем воздушные суда для единого оператора вертолетных услуг АО «Казавиаспас».

Николай ЖОРОВ
Айнура СЕМБАЕВА

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМОЙ, ПОЖАЛУЙ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ СФЕРОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ,...

КТО ЗАЩИЩАЕТ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ?

Сфера государственных закупок в Казахстане давно стала ассоциироваться с...