Бас тақырып | Тема дняЖаңалықтар | Новости

БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ «МОЛОДОГО» МИНИСТЕРСТВА

В прошлом году по Указу Президента РК было вновь образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Это решение было обусловлено тем, что наступила эпоха природных и техногенных катастроф. МЧС Казахстана было упразднено в 2014 году и с того времени входило в состав МВД. Основными задачами подразделений МЧС являются: предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их последствий; спасение и эвакуация людей при возникновении ЧС путем проведения аварийно-спасательных и неотложных работ в мирное и военное время. Об этом рассказал, а также ответил на ряд вопросов министр по чрезвычайным ситуациям РК генерал-майор Юрий ИЛЬИН.

— Ваше министерство самое «молодое» в правительственной ветви управления. Что дало повышение статуса ведомства, как это решение сказалось на работе служб спасения?

— С момента воссоздания МЧС проводится работа по пересмотру законодательной базы в области гражданской защиты, внесению изменений в подзаконные акты, разработке операционного и стратегического планов, концепции развития органов гражданской защиты до 2030 года, новой Дорожной карты по профилактике паводковых угроз на 2021-2025 годы. В тоже время продолжается работа по управлению рисками снижения стихийных бедствий. Выполняются мероприятия по защите населения и территории республики от ЧС,
укреплению материально-технического оснащения подразделений органов гражданской защиты, что влияет на своевременное реагирование на ЧС и качество оказания помощи
гражданам. При этом приоритетные направления и задачи МЧС будут направлены на реализацию поручений Главы государства, Парламента и Правительства. Определены основные направления и задачи Министерства. Это выработка эффективных механизмов управления ЧС, постоянная готовность сил и средств гражданской защиты к оперативному реагированию на ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, минимизация угроз и ущерба гражданам и обществу от ЧС, обеспечение условий для широкого участия населения в обеспечении мероприятий в сфере гражданской защиты путем привлечения волонтеров, общественных объединений и неправительственных организаций.
С учетом вновь созданного Министерства мы планируем внесение изменений и дополнений в первоочередном порядке в Закон «О гражданской защите». Совместно с депутатами Парламента будут пересмотрены нормы по оповещению и цифровизации системы гражданской защиты, социальные гарантии военнослужащих, сотрудников, осуществляющих
функции по предупреждению и ликвидации ЧС, спасателей, а также иных работников подведомственных государственных учреждений. В Уголовно-процессуальный кодекс
предлагается вновь вернуть функции по дознанию, связанные с расследованием пожаров. Разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам промышленной безопасности».

— На ваше Министерство возложена миссия по спасению людей в различных ситуациях: как природного характера — наводнения, землетрясения, оползни, пожары, автоаварии, так и бытового плана — двери заклинило, в горах или в степи потерялись, кошку с дерева снять и др. Хватает ли в ведомстве сил и средств для решения таких многогранных задач?

— В настоящее время защиту территории страны от чрезвычайных ситуаций осуществляют 416 пожарных подразделений и 56 оперативно-спасательных станций. На вооружении служб пожаротушения имеется 3399 единиц пожарно-спасательной техники различного функционального назначения, которые ежедневно выполняют большой спектр задач по ликвидации ЧС и спасению жизни людей. Благодаря поддержке Правительства, за счет выделяемых средств из республиканского и местных бюджетов в период с 2018 по 2020 год реализована Дорожная карта, которая позволила увеличить уровень оснащенности пожарно-спасательных подразделений за последние три года с 40 до 54 процентов.
В настоящее время разработана и утверждена аналогичная Дорожная карта по материально-техническому оснащению подразделений гражданской защиты на 2021-2023 годы.
Что касается сил и средств, применяемых нами в тушении пожаров, за последние годы на вооружения служб пожаротушения республики наряду с традиционной линейкой пожарных
автомобилей внедрены новые образцы техники с инновационной составляющей — это автомобили, оборудованные водосберегающими технологиями, укомплектованные системами подачи компрессионной пены, тонкораспыленной и температурно-активированной воды. Активное строительство зданий повышенной этажности сегодня требует применения современных методов спасания людей и тушения пожаров на высотах. Для этих целей на вооружение Служб пожаротушения республики внедрены современные автолестницы и
подъемники с рабочей высотой от 30 до 90 метров, в том числе комбинированные автолестницы с водяной цистерной на борту. В целях оперативного реагирования в условиях большой загруженности городских улиц на вооружение гарнизона Алматы поставлены пожарно-спасательные мотоциклы на базе «ЯВА-660». Пожарные мотоциклы оборудованы ручной импульсной системой пожаротушения ранцевого типа, забрасываемыми огнетушителями, ручными комбинированными аварийно-спасательными инструментами для резки и разжима конструкций, набором изделий медицинского назначения для оказания доврачебной помощи. В целом внедрение новых образцов пожарной техники и оборудования влияет на повышение качественных показателей при оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами.

— Есть крылатое выражение «кадры решают все». Как обстоят дела в этом направлении в структурных подразделениях Министерства?

— В настоящее время численность именно пожарных и спасателей в стране превышает 18 тыс. человек. Свыше 200 пожарных подразделений в республике являются малочисленными, и для их доукомплектования требуется около четырёх тысяч человек. Вместе с тем в ближайшие годы планируется ввод в эксплуатацию 11 пожарных депо, в
связи этим поддержано поэтапное увеличение лимита штатной численности органов гражданской защиты на 1041 единицу. К сожалению, на сегодняшний день мы не можем создать пожарное депо в каждом населенном пункте, так как это требует больших финансовых средств. Поэтому в отдаленных и малочисленных населенных пунктах (менее пяти тысяч
жителей) деятельность по обеспечению противопожарной защиты осуществляют пожарные посты. В республике насчитывается 409 таких постов, которые обеспечивают противопожарную безопасность более 1200 населенных пунктов. Учитывая положительную динамику, акиматами областей разработаны и утверждены планы на 2021-2023 годы,
предусматривающие организацию 221 поста. Что касается кадрового вопроса Министерства, то, как вы знаете, указом Президента страны образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. Вновь образованному Министерству переданы функции и полномочия: в области развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Гражданской обороны, пожарной безопасности (от МВД); по формированию и реализации
государственной политики в сфере промышленной безопасности (от МИИР); по формированию и развитию государственного материального резерва (от МНЭ). В связи с этим соответствующая штатная численность указанных госорганов передана МЧС (МВД — порядка 24 тыс. (23 932) единиц, МИИР — 449 ед., МНЭ — 31 ед., без учета РГП «Резерв»).
В плановом порядке наши сотрудники ежегодно проходят повышение квалификации в Региональных учебных центрах, Академии государственного управления при Президенте и ее филиалах, Республиканском учебно-методическом центре гражданской обороны, Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, Национальном университете обороны имени Первого Президента. В настоящее время совместно с министерствами образования и науки, национальной экономики и финансов утвержден План мероприятий по повышению профессионализма кадров, осуществляющих защиту граждан от природных явлений и техногенных аварий, на 2020-2024 годы. Для реализации выделены средства в размере 4,3 млрд тенге. В перспективе думаем восстановить международное сотрудничество с МЧС Республики Беларусь в области повышения квалификации наших сотрудников.

— О смелых поступках на службе полицейских или гвардейцев часто сообщают в СМИ, а почему так редко появляется информация о пожарных или сотрудниках других служб спасения, не менее героически исполнивших свой долг. Что этому мешает: профессиональная скромность или боязнь вскрыть проблемы с профилактической работой?

— Спасатель — это в первую очередь человек, который приходит на помощь и спасает людей, рискуя собственной жизнью. В наши дни профессия «спасатель» является одной из благородных профессий. Героические подвиги спасателей не остаются без внимания, отмечаются государственными и ведомственными наградами. Неизменным в нашей системе
остается самая главная миссия — спасение граждан и их имущества, оказание помощи людям, которые попали в опасную ситуацию. Уменьшение урона от чрезвычайных
ситуаций и снижение смертности являются частью обеспечения национальной безопасности. При этом каждая из ситуаций, с последствиями которой борются спасатели, по-своему экстремальна. Главной причиной ЧС является человек, его беспечность и безответственность. А спасатель МЧС — специалист, который в любое время суток и в любых условиях
придет на помощь. И эта помощь будет немедленной и высокопрофессиональной. При спасении людей наши сотрудники часто сталкиваются с гражданами, которые находятся в шоковом состоянии и не контролируют свои действия, осложняя проведение мероприятий по их эвакуации, а также подвергая опасности непосредственно спасателей. С
ними после спасения работают психологи Центра медицины катастроф, оказывая экстренную психологическую помощь. В 2020 году Указом Президента государственными наградами награждены 22 сотрудника МЧС, а за последние пять лет — 117 сотрудников, из них посмертно — четверо.

— Каждый год представители вашего ведомства выступают с предостережениями о паводковой опасности. На местах создаются штабы, проводятся учения… Казалось бы, все всё знают, понимают, а чрезвычайные ситуации, к сожалению, все-таки происходят — то дороги размоет, то плотину прорвет, то река из берегов выйдет и жилые дома затопит. Что мешает предотвращению таких происшествий: сила природы, разгильдяйство местных служб или непрофессионализм ваших сотрудников на местах?

— Существует ряд проблемных вопросов в борьбе с паводковыми явлениями, главными из которых является наличие домов и объектов в водоохранных зонах и полосах, эксплуатация
гидротехнических сооружений (ГТС), требующих реконструкции или ремонта, недостаточное количество защитных дамб, реконструкция русел рек, проведение капитальных и текущих ремонтов мостов, установление водопропускных сооружений на автомобильных и железнодорожных магистралях. К этому можно отнести также отсутствие или недостаточную пропускную способность систем арычной и ливневой канализации по отводу талых и дождевых вод. В то же время необходимо не забывать о своевременном выполнении
превентивных мер местными исполнительными органами и населением: очистка русел рек, каналов, арыков, водопропускных сооружений и мостов, автомобильных и железных дорог, уборка и вывоз снега из дворов и населенных пунктов. Кроме того, обстановку может усложнить сила природы. Это глубокое промерзание грунта, осеннее переувлажнение, превышение норм снегозапасов и резкое повышение температуры воздуха. Это только часть проблемных вопросов, увеличивающих риск подтопления населенных пунктов и не решаемых без выделения своевременного и достаточного финансирования. В целях снижения рисков чрезвычайных ситуаций в паводковый период необходима плановая своевременная реализация мероприятий Дорожной карты противопаводковых мероприятий и других региональных программ, где предусмотрена реконструкция и очистка
русел рек, возведение и ремонт ГТС и защитных дамб, развитие систем ливневой канализации, ремонт транспортных магистралей и мостов. Так, к примеру, исполнение мероприятий Дорожной карты в 2017-2020 годах нам позволило снять полностью угрозу подтопления в 315 и минимизировать в 314 из 905 имеющихся населенных пунктов, которые подвержены воздействию паводковых проявлений.

— Какой вы видите в идеале работу современных служб спасения, что для этого необходимо сделать? Опыт какой страны вы берете за основу при определении векторов развития подразделений Министерства?

— Вопросы снижения последствий ЧС природного и техногенного характера становятся основой государственной политики в области гражданской защиты. Планируется переход государственной системы гражданской защиты от ликвидации ЧС к их снижению путем повышения готовности к реагированию на ЧС. Приоритетными направлениями Министерства в перспективе развития Гражданской защиты до 2030 года являются: — повышение готовности системы гражданской защиты, приведение ее в соответствие новому геополитическому
и социально-экономическому положению страны; — выработка эффективных механизмов управления ЧС, рациональное распределение ответственности и полномочий между уровнями государственного управления; — организация системы гражданской защиты по территориально-отраслевому принципу; — минимизация угроз и ущерба гражданам и обществу от ЧС; — постоянная готовность сил и средств гражданской защиты к оперативному реагированию на ЧС, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время; — обеспечение безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ; — создание сил гражданской защиты, их подготовка и поддержание в постоянной готовности; — обеспечение условий для широкого участия населения в обеспечении мероприятий в сфере гражданской защиты; — гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших ЧС, принятых мерах по их предупреждению и ликвидации. Перспективы развития гражданской защиты на пятилетний период.
В настоящее время проработанные приоритетные направления и задачи Министерства интегрируются с документами всех трех уровней системы государственного планирования Республики Казахстан. Министерством прорабатывается Концепция развития гражданской защиты, Стратегия национальной безопасности до 2025 года, Стратегический
план Министерства, в которых обозначены первоочередные задачи, включающие в себя приоритеты по основным направлениям деятельности. Главой государства в своем Послании поручено воссоздать Министерство с учетом увеличения в последние годы количества природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Безусловно, мы продолжим работу по предупреждению и ликвидации ЧС. В первую очередь, будем стремиться повышать качество оказания услуг. Оперативно и быстро реагировать на обращение граждан. Во вторых, планируем пересмотреть государственную систему гражданской защиты, то есть пересмотреть ряд функций органов управления, сил и средств гражданской защиты, предназначенных для реализации общегосударственного комплекса мероприятий по защите населения, объектов и территории страны от опасностей, возникающих при ЧС.
В проекте также развитие трассовых медико-спасательных пунктов, созданных для оказания экстренной медицинской помощи на аварийно-опасных участках автодорог республики. Прорабатывается создание двух дополнительных трассовых медико-спасательных пунктов в Жамбылской и Актюбинской областях (на 237-238 км трассы республиканского значения Западная Европа — Западный Китай в Жамбылской области; по Актюбинской области на 613 км трассы республиканского значения Самара — Шымкент). Нами изучается опыт других государств, таких как Россия, Беларусь и других в области предупреждения и ликвидации ЧС. В рамках Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий планируем продолжить работу по Управлению рисками в Казахстане. Эта программа является одним из международных форматов снижения риска бедствий. Сендайская рамочная программа на 2015-2030 годы, подписанная рядом стран, включая Казахстан, ставит задачу существенно снизить риски и потери в виде человеческих жертв, ухудшения здоровья, утраты источников
средств к существованию, имущества и способности систем управления справляться с проблемами. Достижение этих задач предполагает активное международное сотрудничество, ведь бедствия не знают границ. В нынешних сложных условиях необходимо разработать национальную оценку рисков, чтобы сравнить различные риски и определить приоритетность
действий. Этот процесс позволит координировать усилия широкого круга государственных учреждений, обладающих специальными знаниями о различных рисках. Особое внимание уделяем системе оповещения. В отдельных регионах она морально устарела и не соответствует современным технологиям. В связи с этим в рамках развития регионов сейчас
мы активно ведем работу по обновлению и модернизации системы оповещения. К примеру, в Алматы и Алматинской области система оповещения обновлена на 100 процентов. Поэтапно с 2019 по 2024 год проводится модернизация системы оповещения в Туркестанской области. В будущем за счет местного бюджета планируется закуп и установка большого
количества электросирен в Шымкенте, Кызылординской и Восточно-Казахстанской областях. Не без внимания промышленная безопасность. В данном направлении мы планируем пересмотреть признаки отнесения производственных объектов к категории опасных, упорядочить деятельность организаций, аттестованных на право проведения работ в области
промышленной безопасности, и предоставляющих услуги по проведению аварийно-спасательных работ. Соответствующий законопроект находится уже в Мажилисе Парламента.
Материально-техническое оснащение спасательных подразделений остается на невысоком уровне (47 процентов). Вопрос решается путем поэтапного приобретения современной спасательной техники за счет республиканского и местных бюджетов. Поэтапно приобретаем воздушные суда для единого оператора вертолетных услуг АО «Казавиаспас».

Николай ЖОРОВ
Айнура СЕМБАЕВА

Комментарий