Жаңалықтар | Новости

Несколько слов о «Братской могиле преподавателей»

Недавно на популярном информационном ресурсе 365info.kz была опубликована, мягко говоря, весьма неоднозначная статья, озаглавленная «Братская могила преподавателей»[1].

На наш взгляд, эта статья наносит более чем существенный вред системе высшего образования и, более того, извращает смысл действий, осуществленных Министерством образования и науки РК, преподнося их (причём совершенно необоснованно) в крайне негативном свете.

Конкретно, в данной статье фактически речь идет о том, что некая когорта преподавателей выступает против требований МОН РК, в соответствии с которыми преподаватели университетов обязаны заниматься научной работой и, следовательно, публиковать результаты своей работы в признанных международных журналах. Делается акцент на том, что преподавателям крайне трудно публиковаться в солидных научных журналах, что это требует весомых финансовых затрат и прочее в том же духе.

Все это фактически представляет собой реакцию на усилия Министерства образования и науки нашей страны, в результате которых, в частности, в широкое использование были внедрены различного рода наукометрические показатели (главным образом – индекс Хирша). Не будем говорить о том, что это такое – можно посмотреть в интернете. Важно отметить другое – требования МОН РК вынуждают преподавателей отображать свою деятельность в интернете. В результате каждый преподаватель любого университета де-факто становится публичной фигурой; его истинное лицо любой желающий может увидеть, не выходя из дома. Более того, уже существуют Интернет-ресурсы, которые помогают всем желающим получить из международных баз данных сведения, достаточные для оценки уровня педагогов. Более того, такие ресурсы позволяют даже вынести заключение о комплементарности устремлений конкретного педагога и конкретного студента, упрощая – выяснить, насколько они подходят друг другу по интересам, устремлениям и т.д. Один из таких ресурсов был создан командой под руководством заслуженного деятеля науки РК профессора И.Т.Пака в рамках грантового проекта, финансируемого АО «Фонд науки». Его без труда можно найти в интернете.

Для многих псевдоученых, которые, к сожалению, встречаются в отечественных университетах гораздо чаще, чем это может показаться на первый взгляд, переход к публичности (а тем более существование таких ресурсов, как созданный под руководством И.Т.Пака) – едва ли не жизненная катастрофа.

Ещё десять лет назад любой из таких горе-преподавателей, а на самом деле – псевдоученых, мог спрятаться за приказы, изданные за подписью ректора, за ученые звания различной степени и прочие регалии. Неудивительно, что многие коррупционеры действительно пользовались такой возможностью, выдавая себя за выдающихся педагогов и действующих ученых при помощи различного рода бюрократических и коррупционных ухищрений.

В условиях, когда МОН РК заставляет всех преподавателей публиковаться в научной периодике, спрятаться за липовыми профессорскими и академическими званиями становится гораздо труднее.

Любой преподаватель сейчас – это действительно публичная фигура. Его публикационная активность отражается в открытых источниках, и каждый студент или его родители могут узнать всю подноготную любого педагога как ученого.

Здесь необходимо сделать акцент на ещё одном обстоятельстве, а точнее – нечестном приёме, которые использовали авторы статьи «Братская могила преподавателей». Они фактически неявно утверждают, что занятия наукой и соответствующие требования МОН РК как-то связаны с тем, что Казахстан перешёл на Болонскую систему образования.

Это далеко не так. Неотделимость университетского образования от занятий наукой была изначально заложена в фундаментальные принципы фон Гумбольдта, на которых уже 200 лет держится вся система высшего образования. В любом университете любой страны мира, который достоин так называться, преподаватели вот уже 200 лет занимаются научной работой, а если это не так, то это не университет, а шарашкина контора.

В статье «Братская могила преподавателей» нечестных дискуссионных приемов и передергиваний фактов вообще очень много. Еще один из них связан с тем, что авторы этой статьи подспудно проводят мысль о том, что преподаватели казахстанских вузов стали публиковаться только после того, как МОН РК предприняло соответствующие шаги.

Можно, однако, привести огромное количество противоположных примеров. В казахстанских университетах работают многочисленные педагоги, чья публикационная активность прослеживается с восьмидесятых годов (а иногда – и ранее). Нормальные преподаватели, нормальные учёные публиковали свои статьи из года в год, невзирая на пертурбации в общественной жизни, которыми так богата новейшая история. И это – тоже один из критериев, по которому можно отличить настоящего педагога от псевдоучёного. Если человек в возрасте от 50 лет и выше вдруг стал публиковаться только с 2012 года или даже позже – то с ним все ясно: с вероятностью более 90% это – псевдоученый, который стал делать вид, что занимается наукой только потому, что так потребовало начальство.

Можно привести сколько угодно примеров, заимствованных из доступных источников и демонстрирующих, что нормальный педагог имеет серьезный научный задел, и этот задел простирается на десятилетия назад. Если же речь идет о молодых ученых, то аналогичные выводы можно сделать на основании анализа деятельности их научных руководителей, идентифицировать которых также можно без особого труда при помощи интернета. Уважающий себе молодой человек не изберет себе руководителем псевдоученого. Для науки в целом критически важна преемственность. Эти слова любой заинтересованный читатель легко может проверить и сам, воспользовавшись таким открытым сервисом как Google.Академия или упомянутые выше интернет-ресурсы.

Статья «Братская могила преподавателей» в сущности представляет собой жалкие потуги псевдоученых и псевдопедагогов (или их пиар-представителей) оправдаться перед общественностью. По сути, это – вопль отчаяния псевдоучёных, которые не имеют соответствующего научного багажа и которых МОН РК де-факто вывел на чистую воду. Спрятаться за липовыми профессорскими или докторскими дипломами, полученными иногда по коррупционным схемам, а иногда – просто благодаря обычному лизоблюдству и подхалимажу, теперь крайне затруднительно.

Сейчас каждый студент может объективно оценить любого педагога любого университета, а если понадобится – то и положить декану на стол распечатки, отражающие публикационную активность, и сказать: «Что это за фрукт читает мне лекции?! Посмотрите сами! Вы что, не видите очевидного?». С еще большим успехом это, конечно, могут сделать и родители студентов.

Именно против такого развития событий и восстают авторы статьи «Братская могила преподавателей», идущие на многочисленные двусмысленные интерпретации, нацеленные на то, чтобы ввести казахстанское общество в заблуждение.

Мы подчеркиваем, все сказанное нами выше очень легко может проверить любой читатель, способный мыслить непредвзято. Он может найти доказательства сказанного нами пользуясь такими ресурсами как Google.Академия.

В частности, легко найти примеры казахстанских учёных и педагогов, которые публиковались, начиная ещё с 80-х годов и ранее. Это более чем существенно: настоящий ученый работал и будет работать в науке, несмотря ни на что, и только настоящий ученый и может быть настоящим педагогом высшей школы, как это сложилось со времен фон Гумбольдта – основоположника всей современной системы высшего образования.

Надеемся, что эта статья послужит дополнительным толчком для того, чтобы казахстанская общественность поняла, что, к сожалению, во многих отечественных университетах очень часто в качестве педагогов работает разного рода полуграмотный контингент, привыкший прятать свое истинное лицо за всякими бюрократическими ухищрениями. Таких сейчас пытаются вывести на чистую воду, и они, что не удивительно, сопротивляются. Но, цифровизация высшего образования идёт ускоренными темпами и ее уже не остановить.

Есть основания полагать, что дни этого полуграмотного сообщества псевдопедагогов в наших университетах сочтены. Всем и каждому скоро станет ясно, кто есть кто на самом деле – достаточно воспользоваться сервисом Google.Академия или такими, которые были созданы в рамках упомянутого выше проекта и ему аналогичных.

Заведующий кафедрой химии и технологии органических веществ, природных соединений

и полимеров КазНУ им. аль-Фараби, доктор химических наук, профессор,

академик Национальной инженерной академии РК Мун Г.А.

 

[1]https://365info.kz/2021/01/bratskaya-mogila-prepodavatelej-kak-vyglyadit-sistema-vysshego-obrazovaniya-iznutri

Комментарий