12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Зона риска

ЕСЛИ ПРОСЛЕДИТЬ ИСТОРИЮ АЛМАТИНСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА, ТО СОЗДАЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО КАЖДЫЙ ЕГО КВАДРАТНЫЙ МЕТР ВЫЛОЖЕН НЕ РЕЛЬСАМИ, А БАНКНОТАМИ. БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЭТОГО АМБИЦИОЗНОГО ДЛЯ ЮЖНОЙ СТОЛИЦЫ ПРОЕКТА, СТАНОВЯТСЯ ТАКИМ ЖЕ БОЛЬШИМ СОБЛАЗНОМ ДЛЯ ТЕХ, КТО ИМЕЛ ХОТЬ КАКОЕ-ТО ОТНОШЕНИЕ К ПРОКЛАДКЕ СТАНЦИЙ МЕТРО.

Об очередной криминальной истории мы то и дело узнаем из сообщений правоохранительных органов, и затем уже из судебного зала. Сколько же людей за эти годы прошли через скамью подсудимых, получив реальные сроки за хищения бюджетных средств, связанных с метро? Не вдаваясь в статистику, скажу – много. От рядовых финансистов, подрядчиков до первых руководителей объекта. Но история вновь и вновь показывает, что эти уроки не пошли впрок. В ловушку алчности попадаются все новые фигуранты. Так, недавно апелляционная инстанция Алматинского городского суда рассмотрела уголовное дело в отношении десяти подсудимых, обвиняемых в хищении бюджетных средств при строительстве метрополитена Алматы. Речь идет о периоде с июня 2018 года по 2020 годы. Им вменяется использование фиктивных ценовых предложений, завышение стоимости оборудования, в результате чего похищено бюджетных средств на пять млрд тенге, 2,4 млрд, обналиченных через подставные фирмы и лжепредприятия. Так, приговором первой инстанции А-в был осужден к восьми годам по ч. 3 ст. 28 – п. 2 ч. 4 ст. 189 УК, с пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе. На такой же срок по ряду статей УК осуждены А., К. Исполнение наказания осужденной к 7,6 годам А. с учетом имеющегося малолетнего ребенка было отсрочено на пять лет. Остальные шестеро подельников приговорены к различным мерам наказания от года до 7, 6 лет. Четверо из десятка подсудимых вину признали полностью, один – частично и пятеро подсудимых вину в содеянном не признали. Суд приговорил их к различным срокам, лишив права работать в государственных и финансовых организациях. Кроме того, суд конфисковал имущество на сумму более одного млрд тенге и взыскал причиненный государству ущерб. Для возврата украденного арестованы три дорогостоящие квартиры, офисное помещение в г. Алматы, земельный участок в Алматинской области, люксовые авто, брендовые часы и ряд других активов подозреваемых. Гражданский иск потерпевшего КГУ «Аппарат акима города Алматы» – удовлетворен в полном объеме. В апелляционных жалобах защита подсудимых построила свои аргументы на том, что претензий к качеству строительства не имеется, а деньги освоены в полном объеме.

На чем основывалась апелляция

Заслушав защитников подсудимых, поддержавших доводы собственных жалоб, заключение прокурора, полагавшего приговор районного суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, заявленные ходатайства коллегия нашла приговор суда законным и обоснованным. Аудиторским отчетом Ревизионной комиссии по г. Алматы установлено, что строительные работы были завышены на сумму более семи млрд тенге. Вступившими решениями гражданских судов девять договоров между ТОО и юридическими лицами признаны недействительными, что согласно ст.127 УПК имеет обязательную силу. Согласно заключению судебной строительноэкономической экспертизы, подтвержденной показаниями эксперта и решениями гражданских судов о признании сделок недействительными, установлено необоснованное перечисление бюджетных средств в сумме более пяти млрд тенге. Таким образом, доводы защиты опровергнуты имеющимися в деле доказательствами лиц. При строительстве новой линии метрополитена г. Алматы, осужденные воспользовались своими широкими управленческими функциями, что позволило им создать условия для похищения миллиардов тенге. Для этого ими был организован сбор фиктивных ценовых предложений, на основе чего были сформированы сметы о покупке оборудования по цене выше десятикратной их стоимости. В последующем похищенные средства обналичивались. Речь идет о покупке сотрудниками государственного казенного предприятия «Метрополитен» первичных резиновых пружин для локомотивов по завышенной цене на сумму 137 млн тенге. Так, сотрудники государственного казенного предприятия «Метрополитен» закупили оборудование по завышенной цене. Эти факты подтверждены аудиторским отчетом. Досудебное расследование, зарегистрированное транспортной прокуратурой, вела Антикоррупционная служба по г. Алматы. Многоэпизодное расследование в отношении бывшего руководства КГП «Метрополитен», а также должностных лиц подрядных организаций – АО «Алматыметрокурылыс» и ТОО «Автоматизация и Технологии Сервис» на первом этапе стало предметом судебного разбирательства в Алмалинском районном суде г. Алматы, который вынес приговор десяти обвиняемым в хищении более пяти млрд тенге бюджетных средств. В ходе расследования выяснились финансовые махинации, совершенные в период с июня 2018 года по август 2020 года при строительстве станций «Сарыарка» и «Достык» и причастность к ним руководителей КГП «Метрополитен», АО «Алматыметрокурылыс» и ТОО «Автоматизация и Технологии Сервис». Значительные суммы денег они периодически выводили через подставные фирмы, вновь и вновь завышая стоимость оборудования в десятки раз. В числе преступной группы из десяти человек – бывшие сотрудники и руководители заказчика «Метрополитена», генерального подрядчика и подрядчика. Уголовное дело поступило в сентябре 2023 года на главное судебное разбирательство. Тогда на скамье подсудимых оказались бывший директор «Метрополитен», сотрудница АО «АлматыМетроКурылыс; ее муж, бывший гендиректор АО «АлматыМетроКурылыс»; экс-директор ГКП «Метрополитен»; директор ТОО «Автоматизация и Технологии-Сервис» и их пятеро подельников. Начало криминальной истории Строительство станций «Сарыарка» и «Бауыржан Момышулы» (ранее называлась «Достык») берет начало с 2015 года. Новые станции акиматом были оценены в 67 млрд тенге. Эти средства были предназначены победителю тендера АО «АлматыМетроКурылыс» в лице подрядчика ТОО «Автоматизация и Технологии – Сервис», который обозначил сумму в 62 млрд тенге, из них на покупку раз личного оборудования – семь млрд тенге. Срок сдачи станций продлевался и запуск состоялся только к лету 2022 года. В этот же период строительством по инициативе ревизионной комиссии заинтересовались следственные органы. В объективе внимания были вопросы завышения стоимости оборудования, цифра выросла с двух млрд тенге до пяти млрд тенге. По этим основаниям за присвоение или растрату чужого вверенного имущества (в сумме 2 044 974 454 тенге) группой лиц по предварительному сговору в начале 2022 года были арестованы сотрудница АО «АлматыМетроКурылыс» и ее муж. По мере расследования ущерб вырос до суммы в пять млрд тенге. Хронология задержаний и корыстных преступлений показывает, что ранее за подобные махинации уже была осуждена группа в составе М.У., К.А., Е.К.

Почему метро стало лакомым куском для коррупционеров?

Такая системность коррупционных преступлений рождает вопросы: почему же при строительстве метро они стали возможны? Однозначно, что был ослаблен надзор со стороны госорганов, отсутствовала прозрачность в процессе тендеров, что создавало возможности для коррупции, как и запутанные административные процессы, которые давали повод для поиска обходных путей. Контролирующие органы начинали действовать уже по факту совершенного хищения, никак не раньше. На объекте допускались факты ненадлежащего исполнения подрядными организациями своих обязательств, связанные с завышением сметной стоимости и нецелевым расходованием бюджетных средств. Задержания, связанные с проектом, подтвердили существование схем отмывания денежных средств и коррупционных договоренностей между высокопоставленными чиновниками, представителями строительных компаний, подрядчиками и контролирующими органами. Хотя перед проектировщиками была поставлена задача создать транспортную логистику, которая могла бы эффективно обслуживать население, учитывая характерные географические и архитектурные особенности города, используя современные технологии и материалы для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров. В коррупционных сделках по завышению цен на строительные материалы и работы, отмыванию денежных средств, полученных преступным путем, участвовала большая группа ответственных лиц, ставших фигурантами уголовных дел, возбужденных по статьям, связанным с мошенничеством, злоупотреблением должностными полномочиями и коррупцией. И это не только про личную ответственность конкретных людей, но и о системе в целом, недостатках в управлении и контроле, что показало необходимость внедрения новых стандартов прозрачности и ответственности, и, в целом, перемен в подходах к наиболее чувствительным и значимым вопросам, касающимся государственных средств и значимых проектов. Важно теперь, чтобы подобные случаи стали катализатором для реформирования системы в целом, чтобы обеспечить более высокие стандарты честности и прозрачности. Впереди строительство новых станций, и важно предотвратить новые риски, чтобы сквозь череду криминальных историй наконец появился свет в конце тоннеля.

Асия НУРИМБЕТОВА

Жасөспірімдер мен жастарды есірткіден сақтау 

2025 жылдың 8 тамызында Тараз ст.ЖПб ЕҚҚІҚб қызметкерлерімен және...

В СИЗО Астаны снова пресекли попытку передачи телефона в подошве обуви

В учреждении №64 Департамента уголовно-исполнительной системы по городу Астане...