В дни 30-летнего юбилея принятия Конституции нашей страны на страницах СМИ и в социальных сетях мы увидим немалое количество аналитических материалов, посвященных конституционному строительству в Казахстане.
В связи с этим хотелось бы остановиться на отдельных институциональных причинах, способствовавших появлению Конституции РК 1995 года, и как следствие, ее нынешнего юбилея в стране, хотя объективности ради нельзя игнорировать тот факт, что первая Конституция независимого Казахстана все-таки вступила в действие в 1993 году и именно от этой даты должен был бы вестись отсчет начала зарождения конституционного строительства в нашей республике. Принятие новой Конституции способствовало созданию в стране Конституционного Суда, что обозначило решение новых задач, стоящих перед нашей республикой, получившей недавно независимость. Благодаря великолепному составу КС РК, который состоял из таких ведущих специалистов в области права, как Председатель – академик НАН РК М. Баймаханов, доктора и кандидаты наук – его заместитель И. Рогов, судьи С. Ударцев, Л. Башаримова, А. Нурмагамбетов, В. Малиновский, Ж. Баишев, Г. Ким, С. Касимов и другие, многим гражданам в той или иной степени причастным к его деятельности удалось ознакомиться не только с деятельностью нового института, но и работой высших органов Казахстана. В частности, автором этих строк, как работником аппарата данного органа, совместно с судьей КС РК Ж. Баишевым был выпущен совместный труд «Конституции 16 стран мира: сборник конституций стран – членов СНГ, Балтии и ряда других государств мира», в издательстве «Жетi Жаргы», где был дан сравнительный анализ Основных Законов, представляющий интерес для не только для специалистов. Поскольку Конституция 1993 года, несмотря на отдельные недостатки, тем не менее содержала в себе основополагающие демократические начала с точки зрения закрепления института разделения властей, то именно эта ее сторона нередко подвергалась критике представителями исполнительной власти, ибо своим содержанием не удовлетворяла действующего Президента. Объяснялся данный факт тем, что согласно нормам Основного Закона вопреки предыдущему положению, Глава государства, как и высшая исполнительная власть, не были полностью самостоятельными в своих решениях. В частности, Президент страны и правительство были обязаны являться по первому требованию Верховного Совета РК и отчитываться перед депутатами, что явно их не устраивало. Более того, окончательное решение основополагающих вопросов развития государства не входило в итоговые полномочия исполнительной власти, которую возглавлял Н. Назарбаев, и нередко противоречило его амбициям. Именно поэтому Президентом страны неоднократно ставился вопрос об изменении норм действующей Конституции. Поэтому ситуация в стране в верхних эшелонах власти нередко накалялась, что не могло не являться причиной для высшей исполнительной власти внести угодные ей изменения в Основной Закон, однако интрига названной ситуации заключалась в том, что для этого в условиях несформировавшейся устойчивости высших органов власти нашей страны нужен был лишь серьезный политический повод. И данный повод нашелся. Традиционно работа Верховного Совета проходила, несмотря на многочисленные баталии, можно сказать в относительно спокойной обстановке до тех пор, пока депутаты нового созыва не стали свидетелями разгоревшихся страстей, возникших по инициативе кандидата в депутаты парламента на выборах 1994 года Т. Квятковской, предъявившей иск в Конституционный суд Казахстана против Центральной избирательной комиссии о нарушении Кодекса о выборах в одном из избирательных округов. В итоге Конституционный суд принял постановление, поставившее под сомнение легитимность избрания нового состава высшего органа власти. В свою очередь, Президент Н. Назарбаев внес возражения на постановление Конституционного суда. Такое же возражение было внесено Председателем Верховного Совета А. Кекильбаевым, однако Конституционный суд преодолел внесенные возражения. В ответ Верховный Совет принял Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию» и постановление «О приостановлении деятельности Конституционного суда». Чуть раньше, в тот же день Н. Назарбаев обратился в Конституционный суд с запросом о правовых последствиях постановления данного органа. Конституционный суд в своем разъяснении запроса дал ответы, на основании которых Верховный Совет РК в итоге был распущен. Что интересно, 130 депутатов парламента приняли Обращение «К избирателям Казахстана, к парламентам и международным организациям», в котором, в частности, говорилось о нарушении процедуры роспуска Парламента, считая, что решение Конституционного суда и его толкование являются актами не правового, а политического характера. При этом представителями депутатского корпуса давались самые разнообразные, порой противоречивые оценки происходящему, при этом 72 депутата заявили о трехдневной голодовке, а 22 депутата отказывались покинуть здание Верховного Совета. Тем не менее, Президент подписал Указ «О мерах, вытекающих из постановления Конституционного суда РК от 6 марта 1995 года», а Правительство в полном составе подало в отставку, которая была принята Президентом. Более того, в соответствии с Законом о временном делегировании Президенту дополнительных полномочий, он назначил нового Премьер-министра и поручил ему сформировать правительство. В тот же день Президентом была принята отставка Центризбиркома. Далее, 29 апреля 1995 года состоялся референдум о продлении сроков полномочий Президента до 2000 года. Позже опубликован проект новой Конституции. Свое заключение о данном проекте по поручению руководителя аппарата Верховного Совета давал и автор этих строк, обратив внимание на многочисленные правовые изъяны нового документа. Что интересно, проект новой Конституции был полностью раскритикован в заявлении шести членов Конституционного суда, опубликованном в печати. Тем не менее, 30 августа была принята новая Конституция страны, а в декабре состоялись новые парламентские выборы. Нельзя было не обратить внимание, что в проекте Конституции РК 1995 года органом конституционного контроля значился Конституционный Суд, а в принятом итоговом варианте данный орган заменила новая структура – Конституционный Совет, естественно с уже урезанными полномочиями. Таким образом, новый Основной Закон 1995 года полностью изменил вертикаль власти, поставив Президента РК над всеми органами власти, предоставив ему неограниченные полномочия. Надо признать, что внесенные в ныне действующую Конституцию изменения под руководством Президента РК К.-Ж. Токаева существенно обновили содержание предыдущей, освободив ее от норм тоталитарного характера. Однако, на взгляд многих экспертов, реформирование данного документа еще не закончено и требует принятия новой обновленной Конституции страны, отвечающей реальностям формируемого Нового Казахстана и общепринятым мировым стандартам.

д.ю.н., профессор кафедры
международого права ФМО
КазНУ им. аль-Фараби,
почетный академик АПН РК