12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

АППК: Общие положения, задачи и принципы

Как известно, с  1 июля 2021 года вступил в силу Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК) и  начали свою работу специализированные межрайонные административные суды.

Как отметил в Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев: «В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Поэтому необходимо внедрение  административной юстиции, как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу» . Вместе с тем, система административной юстиции реализует в действии концепцию «слышащего государства».

Создание адмсудов стало логичным продолжением судебной и административной реформ, развития казахстанских судов в соответствии с тенденциями мировых стандартов правосудия.

АППК направлен на регулирование публично-правовых отношений, возникающих между административным органами лицом, в отношении которого реализуются установленные законом публичные функции этого административного органа.

При этом предусматривается перечень отношений, на которые положения АППК не будут распространяться.

АППК не регулирует отношения, связанные с:

1) УПК, ГПК и КоАП;

2) законодательством о Конституционном Совете и Высшем Судебном Совете;

3) бюджетным законодательством в части порядка осуществления государственного и бюджетного видов планирования;

4) Законом «О правовых актах» в части порядка разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;

5) законодательством о выборах и республиканском референдуме;

6) законодательством о внешней разведке, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, а также по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов и проведению охранных мероприятий;

7) законодательством о нотариате в части совершения нотариальных действий.

В остальных случаях соблюдение предъявляемых АППК требований в части осуществления административных процедур,  обязательно для административных органов в той части, где это не урегулировано отраслевым (специальным) законодательством.

Вместе с тем в переходных положениях АППК предусмотрено положение о необходимости всем государственным органам до введения в действие Кодекса (1 июля 2021 года)провести работу по приведению всего отраслевого законодательства в части осуществления административных процедур в соответствие с АППК.

Данная мера необходима для консолидации административных процедур в соответствии с едиными стандартами.

В понятийном аппарате Кодекса закреплены определения понятий «административный орган» и «административный акт», которые будут играть ключевую роль в установлении административной процедуры, соответствующей международным стандартам.

Определение понятия «административный орган», применяемое в АППК, соответствует опыту европейских стран и ряда постсоветских стран, принявших законы об административных процедурах в соответствии с международными стандартами – Киргизия, Азербайджан, Армения, Латвия, Грузия и др.

Так, в законодательстве об административных процедурах вышеуказанных стран под административным органом понимается не только государственный орган, но и иные субъекты, наделенные полномочиями в области государственного управления (публичные функции).

Такой подход вполне приемлем и для нашего законодательства, допускающего наделение публичными функциями иные негосударственные организации и лица.

Согласно АППК административная процедура– деятельность административного органа, должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению по нему решения, совершаемая на основании обращения или по собственной инициативе, а также деятельность, осуществляемая в порядке упрощенной административной процедуры.

Результатом административной процедуры будет являться административный акт или действие (бездействие) административного органа, не связанное с принятием административного акта.

Под административным актом, в свою очередь, понимается решение, принимаемое административным органом, должностным лицом в публично-правовых отношениях, реализующее установленные законами Республики Казахстан права и обязанности определенного лица или индивидуально определенного круга лиц.

При этом  в рамках АППК административный акт может быть принят не только в письменной, но и в иной форме (устной речью, подачей жеста или сигнала и др., например, устное распоряжение о проверке документов в условиях ЧС; жест сотрудника полиции),поскольку главным условием признания акта административным (независимо от его формы), является возникновение правовых последствий для лица, в отношении которого принят административный акт.

В целях упрощения порядка рассмотрения административными органами заявлений административный акт подразделяется на благоприятный и обременяющий (негативный).

Под обременяющим административным актом понимается акт, отказывающий в реализации, ограничивающий, прекращающий право участника административной процедуры или возлагающий на него обязанность, а также иным образом ухудшающий его положение.

Благоприятным, в свою очередь, является акт, реализующий право участника административной процедуры или прекращающий возложенную на него обязанность, а также иным образом улучшающий его положение.

Предлагаемое разграничение административных актов позволит оптимизировать административные процедуры при принятии благоприятных административных актов, поскольку в этом случае нет необходимости соблюдать предъявляемые АППК требования по обязательному обоснованию принимаемого акта, заслушивания заявителя (адресата административного акта), собиранию доказательств и материалов для принятия административного акта.

Кроме того, такое разграничение необходимо для реализации принципа охраны права на доверие.

АППК закрепляет новые принципы, которые обязательны для соблюдения всеми административными органами.

1.      Принцип охраны права на доверие.

Данный принцип является «гарантией» административного органа в том, что принятый административный акт является законным и последовательным. Ошибка, допущенная административным органом, не может быть обращена во вред лицу.

Так, если благоприятный административный акт в отношении определенного лица (или круга лиц) принят незаконно, при условии, что в этом нет вины адресата акта и данный акт не нарушает права и интересы иных лиц, такой административный акт не будет подлежать отмене, за исключением отдельных случаев (при этом лицу будет возмещен вред, возникший в результате отмены акта):

1)правовой акт, на основании которого был вынесен административный акт, признан неконституционным;

2)установлена заведомая недостоверность документа либо сведений, представленных гражданином;

3) административный акт принят в результате совершения гражданином противоправных действий, установленных вступившими в законную силу приговором или постановлением суда, постановлением прокурора, органа уголовного преследования, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

4)административный акт затрагивает государственные или общественные интересы, безопасность государства либо может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей.

2.      Принцип соразмерности.

Меры, предусматривающие какое-либо ограничение прав и свобод физических либо юридических лиц, должны быть направлены на установленные Конституцией и законами цели и должны быть соразмерны, то есть являться подходящими, необходимыми и пропорциональными для достижения их цели с учетом своего содержания, места, времени и охватываемого круга лиц.

Принцип соразмерности призван гарантировать рассмотрение конкретного дела административным органом при разумном соотношении между преследуемой целью и используемыми средствами.

Данный принцип применяется при реализации административного усмотрения (дискреционного полномочия).

Базарова Салтанат Оралхановна, судья

Специализированного межрайонного административного суда г.Алматы

«Ұлы дала жорығы»: фильм об уникальном конном марафоне презентовали в Астане

Презентация документального фильма о конном марафоне-байге «Ұлы дала жорығы»...

«Ұлы дала жорығы»: Астанада бірегей ат марафоны туралы фильмнің тұсаукесері өтті

Астанада «Ұлы дала жорығы» ат марафон-бәйгесі туралы деректі фильмнің...

Су тасқынынан кейін қазақстандық 202 отбасы қираған баспанасының орнына тұрғын үй мен пәтер алды

ҚР Үкіметі Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың тапсырмасы бойынша биылғы...

202 казахстанские семьи получили дома и квартиры взамен разрушенного жилья после паводков

По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева Правительство РК продолжает...