12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Сроки обжалования административных актов

Одним из важнейших инструментов защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в административном судопроизводстве является право на оспаривание административных актов, действий (бездействия) административных органов. Реализация данного права непосредственно связана с соблюдением процессуальных сроков, установленных Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее АППК).

Сроки обращения в суд

В соответствии с ч. 1 ст. 136 АППК, иски об оспаривании и о принуждении подаются в суд в течение одного месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу. В случае, если досудебный порядок не предусмотрен либо отсутствует орган, рассматривающий жалобы, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения его до сведения лица установленным законодательством способом (вручение, публикация, направление через электронные сервисы и др.).

Иски о совершении действия

Согласно ч. 2 ст. 136 АППК, иск о совершении действия предъявляется в течение месяца:

– со дня, когда лицу стало известно о совершении действия;

– либо со дня истечения установленного законодательством срока, в течение которого действие должно было быть совершено.

Иски о признании

Ч. 3 ст. 136 АППК предусматривает, что иски о признании подаются в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего правоотношения.

Отдельно установлено, что требование о признании обременяющего административного акта, утратившего юридическую силу, незаконным может быть заявлено в течение трех месяцев со дня выявления нарушения прав, свобод и законных интересов.

Иски на действия (бездействие) судебного исполнителя

Ч. 4 ст. 136 АППК устанавливает десятидневный срок:

– десять рабочих дней со дня совершения действия (или отказа в действии);

– либо со дня, когда взыскателю/должнику стало известно о действии, если он не был извещен о времени и месте его совершения.

В силу ч. 5 ст. 136 АППК лицо, не участвовавшее в административной процедуре, но чьи права затрагиваются актом, вправе подать иск в течение одного месяца со дня, когда оно узнало или могло узнать о принятии акта, но не позднее одного года со дня его принятия.

Обращение после подачи административной жалобы

По ч. 6 ст. 136 АППК:

– лицо вправе обратиться в суд в течение месяца с момента вручения решения по жалобе,

– либо по истечении срока, установленного для её рассмотрения, если решение не принято.

Последствия пропуска срока

При пропуске установленного срока иск подлежит возвращению (пп.15) ч. 2 ст.  138 АППК), если судом не будет признано наличие уважительных причин.

Пропущенный срок может быть восстановлен по правилам Гражданского процессуального кодекса РК.

Причины пропуска срока выясняются судом в рамках предварительного слушания (ч. 7 ст. 136 АППК).

Важно помнить, чтосуд не восстанавливает срок по собственной инициативе – заявитель обязан подать соответствующее ходатайство и обосновать причины пропуска.

Судебная практика: уважительные причины

Практика административных судов демонстрирует следующие распространенные основания, признаваемые уважительными:

–         тяжелое заболевание, подтвержденное медицинскими документами;

–         необоснованная задержка доведения акта до сведения лица;

–         объективная невозможность обращения (командировка, чрезвычайные обстоятельства, отсутствие доступа к средствам связи и др.);

–         препятствия, созданные административным органом (например, административный акт издан на языке, которым истец не владеет, без предоставления перевода на язык, понятный заявителю, что фактически препятствовало своевременному обращению в суд и др.).

Например, специализированные межрайонные административные суды (СМАС) нередко отказывают в восстановлении срока, если установлено, что истец в период пропуска срока активно участвовал в других судебных процессах, что опровергает доводы о невозможности обращения.

Причины, которые, как правило, не признаются уважительными

Суды не считают уважительными:

–         незнание законодательства или своих прав;

–         ошибочное толкование норм права;

–         личную занятость (включая уход за детьми или самостоятельный сбор документов без надлежащих подтверждений);

–         затягивание обращения при наличии реальной возможности подать иск.

Оценка всегда носит комплексный характер – суд анализирует не только пояснения, но и поведение заявителя, в том числе:
подавал ли он иные заявления, участвовал ли в других процессах, предпринимал ли попытки защиты прав.

Соблюдение сроков обращения в административный суд является ключевой гарантией правовой определенности и стабильности административных правоотношений.

При наличии уважительных причин АППК допускает возможность восстановления пропущенного срока.

Для этого истцу необходимо:

–         своевременно заявить ходатайство;

–         подробно обосновать причины пропуска;

–         представить документальные доказательства.

Судебная практика указывает на строгую оценку уважительности причин, что требует от заявителя проявления разумной инициативы и активной правовой позиции.

Таким образом, своевременность обращения в суд и надлежащее подтверждение обстоятельств – основные условия эффективной защиты нарушенных прав в административном судопроизводстве.

Сауле КУДАБАЕВА,

судья Специализированного межрайонного

административного суда Костанайской области

«Сот төрелігінің маңызды бағытының бірі – бітімгершілік»

Қазіргі таңда Қазақстан Республикасының құқықтық саясатында сот жүктемесін азайту,...

ӘКІМШІЛІК СОТ ІСІН ЖҮРГІЗУДЕГІ СОТТЫҢ БЕЛСЕНДІ РӨЛІ

Елімізде Қазақстан Республикасының Әкімшілік рәсімдік...

Сотқа құрметтемеушілік білдірген – жауапкершілікке әкеледі

Қазақстан Республикасының заңнамасында сотқа құрметтемеушілік білдірген тұлғаларға қатысты жауапкершілік...

Сот жүйесіндегі жаңа технологиялар

Сот жүйесін жаңартуға бағытталған жаңашылдықтар жүйелі жүзеге асып, соттар...

Почему нам нужны государственные центры медиации?

Считаю, что давно назрела необходимость создать государственные центры медиации...