Одним из важнейших инструментов защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в административном судопроизводстве является право на оспаривание административных актов, действий (бездействия) административных органов. Реализация данного права непосредственно связана с соблюдением процессуальных сроков, установленных Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее – АППК).
Сроки обращения в суд
В соответствии с ч. 1 ст. 136 АППК, иски об оспаривании и о принуждении подаются в суд в течение одного месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу. В случае, если досудебный порядок не предусмотрен либо отсутствует орган, рассматривающий жалобы, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения его до сведения лица установленным законодательством способом (вручение, публикация, направление через электронные сервисы и др.).
Иски о совершении действия
Согласно ч. 2 ст. 136 АППК, иск о совершении действия предъявляется в течение месяца:
– со дня, когда лицу стало известно о совершении действия;
– либо со дня истечения установленного законодательством срока, в течение которого действие должно было быть совершено.
Иски о признании
Ч. 3 ст. 136 АППК предусматривает, что иски о признании подаются в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего правоотношения.
Отдельно установлено, что требование о признании обременяющего административного акта, утратившего юридическую силу, незаконным может быть заявлено в течение трех месяцев со дня выявления нарушения прав, свобод и законных интересов.
Иски на действия (бездействие) судебного исполнителя
Ч. 4 ст. 136 АППК устанавливает десятидневный срок:
– десять рабочих дней со дня совершения действия (или отказа в действии);
– либо со дня, когда взыскателю/должнику стало известно о действии, если он не был извещен о времени и месте его совершения.
В силу ч. 5 ст. 136 АППК лицо, не участвовавшее в административной процедуре, но чьи права затрагиваются актом, вправе подать иск в течение одного месяца со дня, когда оно узнало или могло узнать о принятии акта, но не позднее одного года со дня его принятия.
Обращение после подачи административной жалобы
По ч. 6 ст. 136 АППК:
– лицо вправе обратиться в суд в течение месяца с момента вручения решения по жалобе,
– либо по истечении срока, установленного для её рассмотрения, если решение не принято.
Последствия пропуска срока
При пропуске установленного срока иск подлежит возвращению (пп.15) ч. 2 ст. 138 АППК), если судом не будет признано наличие уважительных причин.
Пропущенный срок может быть восстановлен по правилам Гражданского процессуального кодекса РК.
Причины пропуска срока выясняются судом в рамках предварительного слушания (ч. 7 ст. 136 АППК).
Важно помнить, чтосуд не восстанавливает срок по собственной инициативе – заявитель обязан подать соответствующее ходатайство и обосновать причины пропуска.
Судебная практика: уважительные причины
Практика административных судов демонстрирует следующие распространенные основания, признаваемые уважительными:
– тяжелое заболевание, подтвержденное медицинскими документами;
– необоснованная задержка доведения акта до сведения лица;
– объективная невозможность обращения (командировка, чрезвычайные обстоятельства, отсутствие доступа к средствам связи и др.);
– препятствия, созданные административным органом (например, административный акт издан на языке, которым истец не владеет, без предоставления перевода на язык, понятный заявителю, что фактически препятствовало своевременному обращению в суд и др.).
Например, специализированные межрайонные административные суды (СМАС) нередко отказывают в восстановлении срока, если установлено, что истец в период пропуска срока активно участвовал в других судебных процессах, что опровергает доводы о невозможности обращения.
Причины, которые, как правило, не признаются уважительными
Суды не считают уважительными:
– незнание законодательства или своих прав;
– ошибочное толкование норм права;
– личную занятость (включая уход за детьми или самостоятельный сбор документов без надлежащих подтверждений);
– затягивание обращения при наличии реальной возможности подать иск.
Оценка всегда носит комплексный характер – суд анализирует не только пояснения, но и поведение заявителя, в том числе:
подавал ли он иные заявления, участвовал ли в других процессах, предпринимал ли попытки защиты прав.
Соблюдение сроков обращения в административный суд является ключевой гарантией правовой определенности и стабильности административных правоотношений.
При наличии уважительных причин АППК допускает возможность восстановления пропущенного срока.
Для этого истцу необходимо:
– своевременно заявить ходатайство;
– подробно обосновать причины пропуска;
– представить документальные доказательства.
Судебная практика указывает на строгую оценку уважительности причин, что требует от заявителя проявления разумной инициативы и активной правовой позиции.
Таким образом, своевременность обращения в суд и надлежащее подтверждение обстоятельств – основные условия эффективной защиты нарушенных прав в административном судопроизводстве.
Сауле КУДАБАЕВА,
судья Специализированного межрайонного
административного суда Костанайской области


