Около тысячи лебедей погибли в декабре минувшего и январе этого года на берегу озера Караколь в Актау. Эксперты выявили превышение загрязняющих веществ в сбрасываемых местным отелем водах, оказавших негативное воздействие на окружающую среду и вызвавших массовый падеж диковинной птицы.
Суд признал виновным в этой экологической катастрофе отель Rixos Water World, назначив наказание в виде выплаты двух миллионов тенге. Простая арифметика – каждый погибший лебедь обошелся гостиничному бюджету в две тысячи тенге… Причем, как пишут СМИ это не первый случай – в 2022 году данный известный в отельном бизнесе субъект уже привлекался к ответственности за аналогичное нарушение в виде штрафа в размере 76 млн тенге. Как видим, урок не пошел впрок, от допущенного превышения технологических нормативов выбросов и сбросов в окружающую среду вновь серьезно пострадали природа и фауна. Этот случай снова показал, что меры у нас начинают принимать только после свершившегося бедствия. Отлаженной системы государственного контроля, правового надзора и регулирования инцидентов в сфере экологии в нашей стране нет. Во всех же цивилизованных странах этим занимаются экологические суды и трибуналы. Этой злободневной теме посвятил ряд публикаций судья Верховного Суда РК Бейбут Шермухаметов, сделав глубокий анализ мировой практики в сфере экологического права и судопроизводства. Он отметил, что «Экологические суды имеют подготовленных, специализированных прокуроров, следственных судей и судей первой инстанции. Обучение проводится как для прокуроров, так и для судей, чтобы они лучше разбирались в экологических вопросах, в оценке и важности экологического ущерба и причинно-следственных связях, относящихся к экологическим правонарушениям. В нескольких странах, включая Австрию, Грецию, Венгрию, Кению и Новую Зеландию, существуют специализированные омбудсмены по вопросам окружающей среды, заместители омбудсменов или экологические подразделения офисов омбудсменов».
Неблагоприятная ситуация, которая складывается в экосистеме нашей страны, тоже говорит об острой необходимости создания специализированных экологических судов и ужесточения экологического законодательства. В Казахстане существуют зоны экологического бедствия, вызванные различными факторами, включая промышленные выбросы, нефтяные разливы, радиационные загрязнения и другие страшные последствия губительного воздействия человека на окружающую среду. Потери необратимы. Это высохший Арал, который мы потеряли из-за бездумного орошения сельхозугодий из питающих его рек, что привело к катастрофическому сокращению площади моря и разрушительным последствиям для окружающей среды и здоровья людей в регионе. На наших глазах мелеют Каспий и Урал. Экологические проблемы испытывают все промышленные города, где расположены предприятия, загрязняющие окружающую среду выбросами в атмосферу и сбросами отходов, отравляя воздух, почву и водоемы. Неблагополучно в нефтедобывающих районах, где периодически происходят нефтяные разливы и выбросы в атмосферу. Ощущаются тяжелые последствия ядерных испытаний в период СССР на полигоне в Семипалатинске. Не прибавляет здоровья местным жителям и деятельность космической гавани Байконур. Хищнические стройки в предгорных массивах и на красных зонах Алматы приводят к оползням и селям. Плотный смог и никак нерешаемая проблема перевода ТЭЦ на газовое топливо тоже из ряда нерешаемых проблем южной столицы. Как и хищническая вырубка знаменитых яблоневых садов, парков, хаотическая точечная застройка, нарушающая экологическое равновесие города. Разработка недр для добычи подземных богатств приводит к образованию карстовых пустот и тектоническим разломам, как это наблюдается после разработки горнорудных предприятий на юге страны. Говорят, сегодня уже из космоса видны огромные площади стихийных мусорных полигонов, плотной стеной обступивших города, и причина тому – отсутствие продуманной системы обработки и утилизации мусора. В прошлом году Казахстан испытал бедствия в виде лесных пожаров в регионах, которые унесли жизни людей. Периодически случаются затопления, наводнения… Изменения климата, маловодье, опустынивание. Варварское истребление флоры и фауны. Стада сайгаков, на которые дано добро на отстрел. Мор рыбы, птиц. Разрушение экосистем чревато непредсказуемыми последствиями для человека и природы в целом. Речь по большому счету идет о сохранении и защите биоразнообразия живых организмов, как основы устойчивой жизни не только в Казахстане, но и на Земле. Без вдумчивого и бережного улучшения состояния окружающей среды существуют угрозы для здоровья, благополучия и жизненной среды будущих поколений. Мы оставляем детей и внуков без чистого воздуха, свободного от токсичных газов и загрязняющих веществ, ограничили им доступ к чистой питьевой воде без тяжелых металлов, химических веществ и микроорганизмов. Не решены здоровьесберегающие проблемы в аграрном секторе, на полках магазинов все меньше безопасных пищевых ресурсов, без химических загрязнений, пестицидов, гормонов роста и других вредных веществ. Кто контролирует, как выращиваются и чем удобряются культуры, насколько безопасны продукты, которые завозятся? Эти и другие экологические проблемы требуют серьезного внимания, оперативного реагирования и продуманных, системных усилий для их решения. Предотвращать разрушительные явления и бороться с ними необходимо нормами закона. В этих условиях только специализированные экологические суды могут обеспечить неукоснительное исполнение ответственными органами законодательных норм. Нужна строгость закона. Неотвратимость наказания. Только тогда национальная экономика будет активней внедрять экологически чистые технологии и инновации, вкладывать инвестиции в экологически чистые отрасли, способствуя созданию рабочих мест, повышая конкурентоспособность производств. Следует помнить и то, что страны с чистой экологией и красивым природным ландшафтом более привлекательны для инвестиций и туристов. Сегодня понятно, что экологические проблемы не имеют границ. Они глобальны. Для стимулирования экономического развития и поддержания международного статуса страны как ответственного участника в мировом сообществе, Казахстан активно участвует в международных проектах по борьбе с изменением климата и сохранению биоразнообразия. И это требует особого внимания к экологическим вопросам на национальном уровне. Что делать? Состояние экологии требует совместных усилий со стороны государства, ученого экспертного сообщества и бизнеса. Надо решать вопросы с загрязнением воздуха, высоким уровнем автотранспорта, промышленными выбросами и сжиганием отходов особенно в крупных городах, мегаполисах Алматы, Астане и других промышленных регионах. Безотлагательно решать проблемы водных ресурсов, экосистем рек и озер, страдающих от сбросов промышленных и сельскохозяйственных отходов, нефтеперерабатывающих заводов. Требуется система мер по управлению отходами, созданию инфраструктуры по их сортировке и переработке, с эффективной утилизацией. И, наконец, привести в соответствие с международными нормами и экостандартами неконтролируемую с точки зрения вреда экологии эксплуатацию природных ресурсов, включая добычу нефти, газа и минералов. Для этого необходимы разработка и внедрение экологических программ, модернизация промышленных предприятий, контроль за сокращением выбросов, переход к возобновляемым источникам энергии. Привлечь к этой работе ученых и практикующих экспертов-экологов. Экологические суды Самым главным институтом обеспечения норм права в экологических спорах и нарушениях, применения правовых механизмов, как было сказано выше, по опыту всех цивилизованных стран, должны стать именно специализированные экологические суды. Как показала практика создания экономических, ювенальных административных, следственных судов, специализация является эффективным механизмом для принятия профессиональных и справедливых решений. В сфере экологии это еще более жизненно важно и касается защиты прав каждого гражданина страны, сохранения национального богатства – природных ресурсов и биоразнообразия. Спрос с виновных и возмещение ущерба, компенсаций и исправление причиненного вреда тогда будут исходить из одного судебного органа, который сосредоточит в себе всю мощь закона в области экологии. Что могут решать экологические суды? Это, прежде всего, вопросы, связанные с правовым регулированием деятельности предприятий и организаций, применяя средства принуждения и ответственности к виновным, наносящим ущерб окружающей среде, злоупотребляющим экологическими стандартами и требованиями. Работа экологических судов поможет сформировать экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей среде и природным ресурсам, повысить общественное сознание об экологических проблемах и последствиях их игнорирования. Практика экологических судов будет направлена на соблюдение стандартов и правил, баланса между экономическими интересами и охраной окружающей среды. Что нужно для создания экологических судов в Казахстане? Прежде всего, конечно, законодательное основание. Это разработка и принятие специального закона, в котором будут прописаны структура, компетенция и процедура работы экологических судов, с учетом международного опыта их деятельности и стандартов, лучших практик в области экологического права. А дальше уже, как говорится, дело техники – определяются структура и организация экологических судов, территориальное местоположение, компетенция, процедуры судебных разбирательств, состав судей и сотрудников суда и т.д. Особенно важен вопрос кадрового обеспечения, подбора квалифицированных судей, обладающих специальными знаниями в области экологии и экологического права, с периодическим обучением законодательству в этой сфере. Сотрудничество и консультации с экспертами позволят воздействовать на устранение нарушений при участии госорганов, бизнес-структур, общественных организаций. Словом, создание экологических судов потребует комплексного подхода и скоординированных усилий. Определяющее значение в этом будет играть наличие экспертов, специализирующихся в сфере экологии. Ведь, чтобы доказать то или иное правонарушение в этой области, потребуются оперативные и грамотные исследования для оценки и анализа воздействия на окружающую среду, выявления негативных последствий, сбор данных об их масштабах, оценка рисков. И эта работа непременно даст результаты, подтолкнет к разработке рекомендаций, принятию госорганами или хозяйствующими субъектами технологических или инженерных мер по предотвращению либо снижению негативных последствий, использованию альтернативных материалов и др. К созданию экологических судов Казахстан, по примеру других стран, в силу складывающийся у нас ситуации, несомненно, придет. Рано или поздно. Это наш долг перед будущим. Конечно, лучше раньше, чтобы не было уже поздно.
Асем САКЕНОВА