Июль оказался необыкновенно активным периодом с точки зрения внешнеполитических контактов казахстанского руководства. Обычно в середине лета в этой сфере наступает некоторое снижение числа переговоров и встреч, но не в этом году — слишком напряжена международная повестка.
Выстроить какую-то иерархию внешнеполитических контактов казахстанского лидера сегодня крайне сложно: сегодня мировая политика стала столь сложной и динамично меняющейся, что важно — практически все. Любой контакт с лидером другой страны может оказаться значимой частью мировой политики. Естественно, что в числе наиболее важных контактов июля 2022 года стали телефонные переговоры лидеров Казахстана и Украины, прошедшие по инициативе Киева. Непосредственным информационным поводом для них стала одна из главных интриг внутри российско-украинского конфликта, имеющая серьезную внешнеполитическую и экономическую проекции. Речь идет о соглашении пот открытию экспорта украинского зерна через Черное море, достигнутое накануне в Турции. Президент Токаев в разговоре с Президентом Зеленским поддержал это соглашение, достигнутое при содействии ООН. Также Касым-Жомарт Токаев подтвердил принципиальную позицию Казахстана относительно дипломатического урегулирования ситуации в Украине, как было сказано в официальном сообщении казахстанской стороны по поводу этого контакта. В свою очередь, Президент Зеленский в своем Twitter сообщил, что в ходе беседы выразил благодарность Токаеву «за принципиальную поддержку территориальной целостности Украины» и непризнание ЛНР и ДНР. Таким образом, казахстанский лидер вновь выразил позицию Казахстана по самому горячему на сегодня вопросу нынешней мировой политической повестки. Визит Президента Касым-Жомарта Токаева в Саудовскую Аравию, в ходе которого Глава государства совершил малый хадж, безусловно, важнейшее событие в политической повестке Большого Востока. Визит прошел по приглашению Хранителя двух святынь — Короля Саудовской Аравии Салмана бен Абдельазиза Аль Сауда, и включал в себя целый ряд важных мероприятий. — Саудовская Аравия одной из первых признала независимость Казахстана. За этот период укрепилось наше сотрудничество по многим направлениям. Сейчас казахско-саудовские отношения находятся на высоком уровне. Однако мы хотим придать новый импульс сотрудничеству. Это решение отвечает общим интересам наших стран. Уверен, что наши взаимовыгодные отношения будут укрепляться и впредь, — отметил Президент Токаев. В ходе визита состоялся ряд встреч с представителями бизнеса этой, ведущей по нефтедобыче страны мира. Велись переговоры о привлечении саудовских инвестиций в казахстанскую экономику. Сегодня в условиях нарастающей волатильности мировых финансовых и товарных рынков, эта тема в отношениях Казахстана и Саудовской Аравии, ведущих стран «Большого Востока», обретает особо серьезные перспективы.
Продолжились в июле внешнеполитические контакты, связанные с перспективами развития транскаспийского международного маршрута. Его актуальность, как известно, резко возросла в этом году, в связи с тем, что для Казахстана и других стран Центральной Азии, очень усложнились потоки грузов по традиционным маршрутам через Россию. В ряде торговых ниш это привело к ситуациям, близким к критическим. Естественно, что оказались очень востребованными альтернативные направления, и, среди них, в первую очередь, транскаспийское. Этот вопрос, в числе других, обсуждался в ходе визита в Казахстан Премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили. За два дня пребывания в казахстанской столице, Глава Правительства Грузии провел переговоры с руководством Казахстана, обсудив различные вопросы углубления двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Грузинский Премьер-министр также ознакомится с работой международного финансового центра «Астана». Как бы ни была традиционно важна широкая международная повестка, не менее важна региональная динамика. А в Центральной Азии идут очень важные политические процессы, которые будут иметь влияние на всю геополитическую ситуацию на евразийском континенте. А для самого нашего региона, при наличии политической воли, активности и последовательности всех их участников, эти процессы могут иметь, без преувеличения, тектонический позитивный характер. Это убедительно показал саммит лидеров стран региона, прошедший в кыргызской Чолпон-Ате. Его вполне можно определить, как важнейшее событие июля на постсоветском пространстве. С одной стороны, четвертая консультативная встреча в формате пяти лидеров стран Центральной Азии была плановым мероприятием. Согласно имеющимся договоренностям, которые были заключены в 2018 году, когда проходила первая такая встреча, эти саммиты должны проходить ежегодно, весной, будучи приурочены к Наурызу. В силу ряда обстоятельств, проходят встречи не весной, но это не принципиально, важно то, что они проводятся систематически. Сегодня это уже утвердившаяся региональная политическая традиция. Но, хотя встреча и плановая, естественно, что повестка дня определяется актуальными политическими событиями в регионе и в мире. Это понятно — слишком серьезны сегодня вызовы, необходимо вырабатывать коллективное отношение к ним на уровне региона, имеющего столько много общего в экономике, культуре, истории. Как известно, попытки сформировать некую политически оформленную общую региональную платформу или, как минимум, позицию, предпринимались неоднократно, и связаны они были с активностью Казахстана. Еще в 2007 году Казахстан выступал с инициативой создания Центральноазиатского союза, куда должны были войти все страны региона. Предполагалось создание зоны свободной торговли, был подписан «Договор о вечной дружбе» между Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией. К сожалению, не все региональные страны были тогда последовательны. Еще раньше, в 2000-м году, когда талибы, (запрещенное в Казахстане движение), впервые вышли на границы СНГ, лидеры всех стран региона, кроме Туркменистана, провели встречу в Алматы для выработки общей позиции по этой проблеме. Стоит заметить, что для Казахстана такие инициативы были как реакцией на оперативные вызовы, так и концептуальным следованием внешнеполитической доктрине страны: тесное взаимодействие с соседями по региону всегда было обозначено во внешнеполитической концепции как один из ведущих приоритетов. И если бы это всегда встречало ответные позитивные импульсы, то экономическая ситуация в Центральной Азии давно могла бы быть заметно иной. Но жизнь берет свое, и вот уже несколько лет лидеры стран региона проводят регулярные встречи. Необычно для истории региональных политических контактов на высшем уровне, что в этом формате регулярно участвует и Туркменистан, хотя и не всегда на уровне первого лица государства, на первой его представлял глава Правительства. Впрочем, на этот раз, в Чолпон-Ате, страну представлял ее новый Президент, что можно объяснить, как стремлением молодого лидера Туркменистана быстрее войти в «клуб» глав государств, так и той геополитической сложностью, что мы наблюдаем сегодня. Чем данная встреча выделяется на фоне предыдущих? В первую очередь тем, что президенты Кыргызстана Садыр Жапаров, Казахстана Касым-Жомарт Токаев и Узбекистана Шавкат Мирзиеев подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке. Главы Таджикистана и Туркменистана пока не подписали соглашение, сославшись на внутренние процедуры, взяли время на его рассмотрение. Видимо, они будут подписывать документ в ближайшее время — оснований для отказа от этого нет, это противоречило бы логике усиливающегося процесса регионального сближения. Полный текст документа еще неизвестен, но, как сообщалось в медиа-сфере, его базовый пункт состоит в том, что участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой, направленной друг против друга, взаимодействуют в целях укрепления мира и безопасности в глобальном и региональном масштабе. Что ждать от этого договора, какие перспективы для региона он открывает? Известный казахстанский политолог, профессор Казахстанско-Немецкого университета, Рустам Бурнашев, делится своим мнением: — Пока текст документа не опубликован. Скорее всего, он носит более рамочный, декларативный характер, нежели содержит положения о каких-то конкретных практиках. И с точки зрения фундамента для развития пятистороннего сотрудничества, мне кажется, пока стоит занимать более осторожную позицию. На мой взгляд, более перспективным остается, по-прежнему, двусторонний формат сотрудничества, который был намечен в прошлом году, в ходе последних встреч между лидерами Казахстана и Узбекистана, когда был поставлен вопрос о подписании договора о союзнических отношениях. Это более четкий и прагматичный формат. Если пятистороннее соглашение станет базой для подписания в будущем таких двусторонних соглашений, где обязательства будут прописаны более детально, то его можно будет рассматривать как фундамент для регионального сотрудничества. Видимо, разработка двустороннего казахстанско-узбекистанского договора еще идет, возможно, на ближайшей двусторонней встрече он будут подписан. Но процесс сближения в Центральной Азии в целом продолжает идти, об этом можно говорить с 2017-2018 годов, когда был предложен этот формат консультативных встреч и они начали реализовываться. Некоторые эксперты и СМИ склонны рассматривать эту активность, особенно, в последнее время, как реакцию региональных политиков на ослабление позиций России и параллельно идущее ему усиление Китая в Центральной Азии. Но Рустам Бурнашев не разделяет это мнение: — Нет, это никак не связано с данными процессами. Здесь можно вновь напомнить, что первые встречи лидеров в нынешнем формате проходили в 2017-2018 годов, когда современная ситуация в международных отношениях намечалась, но еще не приобрела такого жесткого вида, как это есть сейчас. Говорить о том, что активизация региональных контактов это был ответ на какие-то ослабления или усиления, не приходится. Это просто некорректно. Пятисторонний формат носит прежде всего внутрирегиональный характер и цели, никаких вопросов в адрес наших соседей или оппонентов в этом формате никогда не ставилось. Более того, на прошедшей в Чолпон-Ате встрече Президент Казахстана Токаев выдвинул важную инициативу, предложил приглашать на подобные саммиты представителей России и Китая. Эти пятисторонние встречи — просто нормальный региональный формат, который призван дополнять другие форматы, в которые вовлечены наши страны. Кроме выстраивания новых форм регионального сотрудничества на прошедшей в Кыргызстане встрече прозвучала и важная миротворческая инициатива. Исходит она от лидера Казахстана и касается одной из важнейших политических проблем региона — периодически вспыхивающих конфликтов, в том числе, вооруженных, с жертвами и беженцами, между Таджикистаном и Кыргызстаном. Речь идет о создании в Центральной Азии некоей медиативной платформы для обсуждения приграничных вопросов. При этом казахстанский лидер совершенно обоснованно ссылался на то, что Казахстан сегодня является единственной страной в регионе Центральной Азии, у которой решены все вопросы с соседями по границам. Такая платформа могла бы помочь сформировать поле для диалога тем государствам, у которых такие проблемы есть. Сама идея такой площадки очень своевременна, она может помочь снизить напряженность. Это вполне жизнеспособная идея, если у всех участников споров будет воля к решению их мирным путем. — Как показывает опыт, двусторонние территориальные вопросы могут либо решаться волюнтаристским решением обеих конфликтующих сторон, когда руководители стран встречаются и говорят — «все, мы вдвоем решили вот так-то, и ставим на этом точку!», или конфликты переходят в длительный «тлеющий» режим. В силу особенностей политической системы Кыргызстана, где лидер страны не имеет политического потенциала единолично решать такие вопросы, это надо согласовывать с населением страны в целом и, особенно, с местным населением, такие диалоговые площадки могут иметь очень хорошее будущее. В Центральной Азии таких прецедентов еще не было, и предложение Касым-Жомарта Токаева является уникальным. Для самого Казахстана это новое слово, новый подход в его традиционной миротворческой международной политике, — говорит Рустам Бурнашев. Но главные общие проблемы сегодня, выходящие даже на границы Центральной Азии, это экономическая динамика. Все чаще эксперты говорят о неизбежности рецессии в мировой экономике, о дальнейшем росте инфляции и даже возможном дефиците некоторых товарных групп. Есть ли у сближения центральноазиатских стран потенциал для борьбы с глобальными экономическими вызовами? — Конечно, региональная кооперация может давать очень серьезные результаты. Например, в рамках этой встречи была достигнута договоренность, что Таджикистан будет спускать воду для Казахстана по Сырдарье, в обмен на поставки казахстанской электроэнергии. Это очень значимая и взаимовыгодная договоренность. Там есть ряд технических вопросов, но принципиально решение достигнуто, и оно очень важно, особенно для развития Туркестанской области Казахстана, и для потребителей электроэнергии в Таджикистане. Есть и большие возможности для развития торгово-экономического сотрудничества наших стран, учитывая их существующую производственную дифференциацию. Хотя, здесь приходится помнить, что две страны региона, Казахстан и Кыргызстан, являются членами ЕАЭС, и это накладывает определенные ограничения в виде импортных пошлин на торгово-экономическое сотрудничество с государствами, не входящими в эту международную структуру. Но, конечно, существуют механизмы того, как решить этот вопрос. Например, могут создаваться совместные предприятия, есть процедуры исключения тех или иных товаров из облагаемых пошлинами в рамках ЕАЭС, и этим пользуются Казахстан и Кыргызстан. Существует механизм создания межстрановых холдингов, когда продукция производится на территории, например, Узбекистана, но рассматривается как принадлежащая Казахстану. Есть системы взаимного обмена, — отмечает Рустам Бурнашев. Остается надеяться, что на этом историческом этапе, в отличие от 1990-х и «нулевых» годов, региональная интеграция не затихнет, и инициативы Казахстана и других стран региона воплотятся в конкретные и жизнеспособные проекты и программы. Посеянные двадцать лет назад, и даже еще раньше, в Алматы и Астане «семена взаимодействия», дали всходы…
Игорь МИХАЙЛОВ