В соответствии со ст. 51 Закона РК «О миграции населения» внутренние мигранты обязаны зарегистрироваться по месту жительства и месту временного пребывания (проживания) на территории страны в порядке, определяемом Правительством РК.
Регистрация граждан по месту жительства регулируется Правилами оказания государственной услуги «Регистрация по месту жительства граждан Республики Казахстан», утвержденными приказом Министра внутренних дел РК от 30 марта 2020 года № 267 (далее – Правила). В указанные Правила 9 сентября 2024 года были внесены изменения. Ранее процедура регистрации граждан по месту жительства выглядела следующим образом. Проводился прием документов на оказание государственной услуги с оформлением согласия на постоянную регистрацию, выраженное в форме согласно приложению 2 к Правилам, осуществлялась работниками Государственной корпорации посредством интегрированной информационной системы «Центр обслуживания населения» (далее – ИИС ЦОН). Документы, удостоверяющие личность, предоставлялись услугополучателями при получении услуги в оригинале либо электронном виде, полученные посредством сервиса цифровых документов, в соответствии с приложением 1 Перечня основных требований к оказанию государственной услуги. В целом же прием документов осуществлялся через Государственную корпорацию «Правительство для граждан», портал либо объекты информатизации (информационные системы банков второго уровня). Сама регистрация проводится через системы «Регистрационный пункт «Документирование и регистрация населения» (РП ДРН) и «Регистрационный пункт «Документирование и регистрация иностранцев» (РП ДРИ), с передачей данных в государственную базу данных «Физические лица». По новым Правилам регистрация проводится по месту жительства (в старой редакции «по месту постоянного жительства»): – граждане РК (от 14 лет) регистрируются через уполномоченные органы или веб-портал «электронного правительства» (в новой редакции Правил конкретизировано положение лиц, младше 14 лет); – иностранцы и лица без гражданства с разрешением на постоянное проживание – через уполномоченные органы. Кроме того, по месту временного пребывания регистрация производится в течение десяти дней с момента прибытия. Требуются документы, удостоверяющие личность, согласие собственника жилища и подтверждение права на регистрацию. Также место жительства определяется как населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Место жительства лиц младше 14 лет и тех, кто находится под опекой, определяется их законными представителями. Регистрация возможна только с согласия собственника жилища в письменной или электронной форме, удостоверенного электронной подписью. Для подтверждения права на регистрацию уполномоченные органы проверяют данные о владельце жилья в информационных системах.
Регистрации подлежат: – граждане РК, переселяющиеся внутри страны или прибывшие из-за границы; – иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РК; – иностранцы и лица без гражданства, получившие статус беженца. Для регистрации по месту жительства необходимы следующие документы: личное удостоверение (дети до 16 лет – свидетельство о рождении); согласие собственника жилища (или поверенного лица) на регистрацию. Регистрация по месту жительства возможна в жилых домах, квартирах, дачах, общежитиях, гостиницах, домах отдыха, санаториях, лечебных учреждениях и других местах проживания. В соответствии с п. 5 Правил при обращении на портал либо объекты информатизации услугополучатель авторизуется по ИИН и паролю, выбирает услугу, формирует данные запроса и удостоверяет (подписывает) запрос посредством своего ЭЦП. При этом запрос услугополучателя поступает в «личный кабинет» собственника жилища, который принимает решение о подтверждении/отказе в регистрации услугополучателя по его объекту недвижимости с подписанием ЭЦП. Результат оказания государственной услуги направляется в «личный кабинет» в виде уведомления о регистрации по месту жительства услугополучателя. При регистрации по новому месту жительства осуществляется автоматическое снятие с регистрации населения РК по прежнему месту жительства. Лицам, не установленным по месту жительства в системах «Регистрационный пункт «Документирование и регистрация населения» и «Государственная база данных «Физические лица», присваивается статус. Указанная государственная услуга оказывается услугополучателям бесплатно. Основаниями для отказа в оказании государственной услуги, установленные законодательством РК являются: – установление недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них, а также несоответствие услугополучателя и (или) представленных материалов, объектов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям, установленным Правилами; – в связи с отсутствием согласия услугополучателя, предоставляемого в соответствии со ст. 8 Закона РК «О персональных данных и их защите», на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для оказания государственной услуги. Использование услугополучателем ЭЦП предусматривается при получении государственной услуги путем подачи электронного запроса через портал, объекты информатизации. Услугополучатель получает информацию о порядке и статусе оказания государственной услуги в режиме удаленного доступа посредством «личного кабинета» портала, справочных служб услугодателя, а также Единого контакт-центра по вопросам оказания государственных услуг. Снятие с регистрации по месту жительства производится при выезде за границу, утрате права пользования, по заявлению собственника или в случае смерти. Снятие производится одновременно при регистрации по новому месту жительства. Временная регистрация осуществляется на срок от одного месяца до года. Лица, находящиеся на длительном лечении, работающие вахтовым методом, дети до 16 лет и лица с ограниченными возможностями не подлежат регистрации по месту временного пребывания. Регистрация военнослужащих осуществляется по паспортам и удостоверениям личности. Для регистрации в закрытых административно-территориальных образованиях необходимо специальное разрешение. Регистрация лиц, вернувшихся на постоянное место жительства к близким родственникам в таких местностях, допускается. Также в случае выявления на основании ст. 493 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» фактов многочисленной регистрации граждан по одному адресу, фактически в нем не проживающих, регистрация лиц по данному адресу приостанавливается до принятия мер собственником (нанимателем) жилища, дачного строения, здания или помещения, используемого для проживания (пребывания) людей, по снятию их с регистрации. Услугодатель обеспечивает внесение данных в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг о стадии оказания государственной услуги в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере информатизации, согласно п. п. 11) п. 2 ст. 5 Закона РК «О государственных услугах». Новые Правила вступили в силу 24 сентября этого года, через 10 дней после первого официального опубликования.
Салтанат МАМАНОВА, главный специалист отдела по праворазъяснительной работе и оказанию юридических услуг Департамента юстиции Костанайской области