ВЫСШАЯ АУДИТОРСКАЯ ПАЛАТА СОВМЕСТНО С АГЕНТСТВОМ ПО ЗАЩИТЕ И РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ ИНИЦИИРОВАЛИ ВНЕПЛАНОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА МЯСА ПТИЦЫ.
Цель анализа – «выявить участников рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, проследить, как менялись цены, а также оценить, как действующие меры господдержки влияют на конкуренцию в отрасли. Необходимость такого исследования возникла после аудита использования бюджетных средств, выделенных на субсидирование сельского хозяйства». Как показал мониторинг, внутренний рынок сохраняет высокую степень зависимости от импортной продукции – порядка 30 процентов. В ходе анализа выяснились препятствия, которые мешают производителям из категории малого бизнеса получать господдержку. Это сложность процедур, сжатые сроки подачи заявок и большой пакет требуемых документов. В связи с этим обладающие реальным производственным потенциалом компании оказались отрезанными от системы поддержки. А у некоторых производителей, получивших субсидии, конечные цены оказались выше, чем у тех, кто господдержку не получал.
Почему труд на земле стал невыгодным?
Все мы являемся покупателями и потребителями. Каждый из нас видит прилавки, заполненные в основном импортной продукцией. Китайские и польские яблоки, российские продукты, молочку из Кыргызстана… Покупая все это, мы, по сути, инвестируем сельхозтоваропроизводителей зарубежных стран, уже не говоря о ценах на овощи, «золотой» картофель и фрукты. И это не делает нам чести – Казахстан, обладающий огромными территориями и позволяющим развивать аграрную отрасль климатом, давно уже попал в продовольственную зависимость. Ситуация с мясом птицы – тому подтверждение. Проблема продовольственной безопасности становится все более актуальной и требует комплексного подхода. Многие годы поднимался вопрос создания продовольственного пояса в Казахстане, особенно возле крупных мегаполисов. Речь шла о сети производств сельхозпродукции, которая бы кормила их население. Но эти программы, как видим, провалены. Продовольственный пояс – это территории, специально отведенные под сельскохозяйственное производство, где сосредоточены ресурсы для обеспечения устойчивого выращивания и производства продукции для ежедневного потребления. Взять те же Алматинскую, Туркестанскую и другие области, где существуют подходящие климатические и почвенные условия для разведения скота и культивирования сельскохозяйственных культур.
Здесь полагалось развивать продовольственную базу как для внутреннего, так и зарубежных рынков. Учитывая удобное пересечение транспортных маршрутов, создание продовольственного пояса могло бы способствовать активной внешней торговле. Вместо этого мы видим, как пустеют аулы, и крестьяне, столкнувшись с проблемами, отсутствием реальной поддержки, перебираются в поисках заработка в города, и без того перенаселенные, где их встречает безработица и социальная неустроенность. Что мешает созданию продовольственного пояса в Казахстане? Многие сельскохозяйственные районы оказались без должного внимания и инвестиций. Огромные площади земель перешли в частные руки. Возможность аренды и другие расходы не покрывает доходы. В силу многих причин труд на земле стал невыгодным. Острую проблему дефицита поливной воды, к примеру, который год поднимают аграрии Жамбылской области, где из-за недопоставки воды под угрозой оказываются тысячи гектаров лука и сахарной свеклы. Сельскому хозяйству нужны современные технологии и финансовые ресурсы. Без этого оно сталкивается с низкой производительностью и изнашиванием земель. Земледелие и животноводство в стране страдают из-за глобальных неблагоприятных климатических явлений, приводящих к снижению уровня осадков и засухе. Многие страны научились с этим справляться. Мы пока нет.
Что мешает?
Распыление ресурсов и неэффективное использование земель свидетельствуют об отсутствии планирования и централизованного управления в аграрной сфере. Нет четкой государственной поддержки, включая субсидии, налоговые льготы, доступ к кредитованию и технологическим инновациям. В лучшем случае крестьянам могут простить долги, и то под определенные обязательства. Давно назрели вопросы разработки программ по каждому региону, с планом точечного развития инфраструктуры, подбора и выращивания культур, развития скотоводства, складов, логистических центров, необходимых для более эффективного распределения сельскохозяйственной продукции. Никто не обучает фермеров современным технологиям, чтобы они получили навыки обеспечения устойчивого земледелия и рационального подхода к управлению ресурсами, предотвращению истощения и деградации земель, внедрению давно известного израильского капельного орошения, строительства водосберегающих плотин, артезианских скважин. Зато у нас есть целые министерства, комитеты, акиматы и прочие ведомства, которые ловко перебирают бумажки и бодро рапортуют с трибун о мерах по повышению эффективности АПК. Плоды их деятельности можно увидеть на прилавках супермаркетов с чужой продукцией, и с каждым днем все более пугающе растущими ценниками. Зато у нас на месте вырубленных яблоневых садов высятся вычурные замки олигархов, многие из которых круглый год нежатся на лазурных берегах мировых курортов. Овощи, фрукты, мясомолочная продукция, пройдя через надбавки многочисленных посредников, монополизировавших этот рынок, доходят до магазина (плюс его надбавки) в разы дороже себестоимости. Это тяжкое бремя ложится на плечи рядовых покупателей.
Две страны – два подхода
Проезжая по бескрайним родным просторам вдоль нетронутых земель, мы радуемся доставшемуся нам от великих предков наследству. Пустые поля до горизонта… Едва проехав границу соседнего государства, мы восхищаемся трудолюбием его народа, благодаря которому нет ни одного клочка невозделанной земли, где все взращивается, зеленеет и кормит, в том числе и нас. Две страны – два разных подхода к труду дехкан. И по большому счету – огромная разница в отношении к защите своей продовольственной безопасности, к заботе о людях и качеству их жизни. На самом деле такое отношение к сельскому хозяйству, как у нас, недопустимо во всех аспектах. Ведь от развития этой фундаментальной отрасли экономики зависит не только продовольственная безопасность, но и стабильность общества в целом. Дефицит либо отсутствие недорогого и качественного продовольствия чревато серьезными последствиями. Ведь не зря говорят: голод – не тетка… В переложении этой пословицы на современные реалии и возможные последствия, показывает серьезность проблемы, когда многодетные люди, да и люди с небольшим достатком вынуждены ограничивать себя, экономя на всем. Не секрет, что народ уже столкнулся с высокими затратами из своего бюджета на продукты питания, что негативно сказывается и на здоровье детей, для которых природные витамины становятся просто недоступными. И если уж оторваться от темы собственного мяса, яблок и картофеля, то прямо в тему свежая информация «Россия затопила Казахстан своим алкоголем»: «Поставки российского пива в Казахстан за первый квартал 2025 года увеличились почти в полтора раза. С января по март РФ нарастила экспорт пива в Казахстан до 6,3 млн долларов. Сейчас Россия — крупнейший игрок на казахстанском пивном рынке с долей в 64 процента. Еще в прошлом году эта доля была на четыре процента меньше» – сообщила Orda.kz. А теперь позвольте спросить, на чем основана такая экспансия? Ведь у нас немало своих пивоваренных заводов, практически во всех регионах, включая знаменитое шымкентское пиво и всем известный «Еfes» и другие. Почему свой внутренний рынок наши товаропроизводители должны не просто делить, но и явно уступать им? Формирование подобных зависимостей от внешних поставок делает страну уязвимой, приводя к потере рабочих мест и утрате позиций в производстве собственной продукции.
Не уступать позиции
Надо повернуться лицом к сельскому хозяйству, казахстанскому товаропроизводителю, помогать внедрять новые технологии, проводить исследования, используя потенциал агрономической науки, иначе для чего у нас вузы этого профиля? Наша отрасль-кормилица сегодня во многом отстает от глобального рынка, ведь во всем мире успешно перешли на органическое земледелие, внедряя экономные системы орошения, используя биотехнологии для повышения устойчивости растений к болезням и изменению климата. Надо догонять. Мы должны осознавать, что инвестиции в сельское хозяйство – честные, некоррумпированные, адресные – не только обеспечат страну собственным продовольствием, но и будут способствовать ее экономическому росту. Это вопрос, прямо влияющий на благополучие общества и повышение качества жизни населения. И это не просто необходимость, но и наша обязанность перед будущими поколениями.
Талгат ЖАНАДИЛ