В КАЗАХСТАНЕ С 2027 ГОДА ВСТУПЯТ В СИЛУ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. В РАМКАХ РЕФОРМЫ СКОРАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ КРУГЛОСУТОЧНО ВЫЕЗЖАТЬ НА ВЫЗОВЫ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С УГРОЖАЮЩИМИ ЖИЗНИ СОСТОЯНИЯМИ. ВМЕСТО ЭТОГО ТАКИЕ ВЫЗОВЫ БУДУТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ МОБИЛЬНЫМ БРИГАДАМ ПРИ ПОЛИКЛИНИКАХ, КОТОРЫЕ БУДУТ РАБОТАТЬ В ДНЕВНОЕ ВРЕМЯ.
По мнению разработчиков, новые меры призваны повысить эффективность работы экстренной службы и снизить нагрузку на систему здравоохранения, при этом в Министерстве здравоохранения утверждают, что эти изменения не ухудшат доступность медицинской помощи для граждан. Министр здравоохранения Казахстана Акмарал Альназарова, разъясняя причины этих изменений, отметила, что скорая помощь в Казахстане получает более восьми миллионов вызовов ежегодно, но из этого числа более 60 процентов — это так называемые вызовы четвертой категории, когда состояние пациента не угрожает его жизни и здоровью. – Поэтому к людям, чьей жизни что-то угрожает, скорая приезжает с опозданием. Проанализировав международный опыт, мы ввели это предложение в законопроект. Там мы уже уточнили, что такое угрожающее жизни состояние, в каких случаях должна выезжать скорая помощь. Даная норма заработает с 2027 года, – сказала министр. Эти данные были основаны на анализе работы службы скорой помощи, который показал, что большое количество выездов действительно не требует вмешательства специалистов экстренной медицинской помощи, но из-за их обработки происходит задержка в обслуживании более серьезных вызовов. Согласно новым изменениям, вызовы четвертой категории будут передаваться мобильным бригадам при поликлиниках. Эти бригады будут работать с 8:00 до 18:00 в будние дни и до полудня в субботу. Вне этого времени на все вызовы, в том числе и четвертой категории, будет выезжать стандартная бригада скорой помощи. Если поправки будут приняты, ожидается, что мобильные бригады будут обслуживать не только тех пациентов, которые прикреплены к конкретной поликлинике, но и всех жителей в пределах ее зоны обслуживания. Это означает, что даже если пациент не прикреплен к какой-либо медицинской организации, мобильная бригада ближайшей поликлиники обязана выехать к нему. Как сообщили в Минздраве, мобильные бригады при поликлиниках будут составляться из водителя и одного медицинского специалиста — фельдшера или врача, в зависимости от сложности ситуации. На выезд, согласно проекту, будут отправляться автомобили категории «А» — это не специализированный транспорт, предназначенный для перевозки пациентов, не требующих срочного медицинского вмешательства в пути. Эти автомобили будут оснащены базовым медицинским оборудованием, необходимым для мониторинга состояния пациента. Мобильные бригады будут оснащены минимальным набором медикаментов и инструментов, соответствующих потребностям в оказании неотложной помощи. В случае необходимости, например, если пациенту требуется педиатрическая помощь, к мобильной бригаде будет направлен соответствующий специалист. При этом, поясняют в ведомстве, предусмотрено использование как специализированного санитарного транспорта, так и арендованных автомобилей для мобильных бригад, в зависимости от финансовых возможностей поликлиник. На данный момент пилотные мобильные бригады уже работают в пяти поликлиниках Алматы, и в планах Министерства здравоохранения расширить этот опыт на другие регионы страны в ближайшие годы. Между тем не обошлось без опасений со стороны граждан, особенно в контексте того, что теперь в случае неострых заболеваний пациенты будут направляться не в «неотложку», а в мобильные бригады. Разумеется, есть сомнения в том, что люди смогут правильно определить срочность своего состояния. Министерство здравоохранения заверяет, что изменения не повлияют на доступность скорой помощи, все вызовы будут оцениваться с точностью, и, если состояние пациента угрожает жизни, скорая помощь по-прежнему будет выезжать незамедлительно Диспетчеры, принимающие вызовы на номер 103, проходят регулярное обучение, и в случае сомнений или тяжелых состояний диспетчер будет оставаться на линии до прибытия бригады, помогая пациенту. Было отмечено, что обучение диспетчеров проходит на постоянной основе и на сегодняшний день девять процентов всех диспетчеров уже прошли обучение по новым стандартам. В случае сомнений диспетчер всегда может оставить пациента на линии и вести с ним беседу до прибытия экстренной помощи. Пока реформа находится на стадии обсуждения и окончательное принятие поправок ожидается до 8 октября 2025 года. В Министерстве здравоохранения считают, что нововведения помогут снизить нагрузку на экстренную службу, улучшить оперативность в обслуживании вызовов и направить ресурсы на более серьезные случаи, которые требуют неотложного вмешательства. Тем не менее казахстанцы все еще активно обсуждают реформу и задаются вопросом, как мобильные бригады будут справляться с увеличением нагрузки, особенно в регионах, где медицинские учреждения могут быть менее обеспечены ресурсами. К тому же на данный момент дополнительное финансирование для создания мобильных бригад в рамках реформы не предусмотрено, что может стать проблемой для некоторых поликлиник.
Подготовила Линара САКТАГАНОВА г. Астана