Не секрет, что в разных школах – разные стартовые возможности для детей. Но, благодаря различным государственным программам и финансовой поддержке, разница между городскими и сельскими школами начинает постепенно стираться.
Как сообщает пресс-служба управления образования Акмолинской области, в соответствии с предвыборной программой Президента РК Касым-Жомарта Токаева, с 2021 года в регионе проводится модернизация сельских школ. До 2025 года запланировано модернизировать 470 школ, по 94 школы ежегодно. В этом году на эти цели планируется направить 3,3 млрд тенге. Что же подразумевается под модернизацией школ? В первую очередь, это капитальный и текущий ремонт, закуп художественной литературы и приобретение учебного оборудования, кабинетов новой модификации. Постепенно обновляется школьная мебель и ведется работа по обеспечению безопасности школ. Пресс-тур по организациям образования области показал журналистам, что делается для развития школьников в условиях райцентров региона.
И роботы, и телестудия
В школе-лицее им. Балуана Шолака г. Макинска Буландынского района работают творческие педагоги, которым по плечу любое дело. Один из них – учитель информатики Байсултанбек Бегзан. С 2018 года он руководит кружком робототехники. Под его руководством ребята постигают азы программирования, собирают роботов и готовятся к соревнованиям. И надо сказать, весьма успешно: в апреле команда школы вошла в число лидеров чемпионата робототехники по программированию и инновационным технологиям «Robotex», который прошел в Турции, а сейчас готовится выступить на чемпионате мира в Италии. Недавно у творческого педагога прибавилось подопечных: по программе «Развитие потенциала опорных школ в сельской местности» общественный фонд «Қазақстан халқына» не только оснастил школу кабинетами новой модификации, а их в школе сейчас уже 25, но и предоставил оборудование для телестудии. – Совсем недавно здесь был склад, а теперь ребята постигают азы тележурналистики – снимают ролики, ведут прямые эфиры, готовят выпуски новостей, – рассказывает директор школы-лицея Азамат Куанышев. Все материалы, подготовленные ребятами, публикуются на YouTube-канале школы, где их просматривают не только жители Макинска, но и ребята из других школ, также увлеченные видеосъемкой. – С появлением телестудии у школьников появился интерес к таким профессиям, как телеоператор, журналист. Им интересны тонкости работы с видеокамерой, разработка сюжетов, процесс подготовки и съемки интервью. Это не только увлекательное занятие, но и возможность для детей проявить свои таланты, разнообразить досуг, найти единомышленников – таких же творческих, – говорит Байсултанбек Бегзан.
Читают все!
В школе-лицее № 7 г. Щучинска Бурабайского района созданы хорошие условия для всестороннего развития учеников. Но на вопрос, в чем заключается изюминка школы, президент школьного самоуправления Нурали Алимжанов уверенно отвечает: – У нас в школе много интересного: и учителя хорошие, и мероприятий много. Но, наверное, так может сказать каждый. Отличает нашу школу то, что мы каждый день читаем все вместе. Читаем самые разные книги, обмениваемся, советуем прочитать то, что понравилось. Именно в школе я понял, что чтение – это очень увлекательное занятие… Такая система – ежедневное совместное чтение в течение 20 минут – существует в школе уже второй год. По словам администрации школы, такая практика играет большую роль и в развитии детей, и в воспитании их нравственных качеств, и в расширении кругозора.
– Мы пробовали несколько разных методик, пока не остановились на совместном чтении, – делится опытом библиотекарь Нургуль Сарсенбаева.
– Сейчас 20 минут чтения введены в расписание. К слову, сама библиотека школы располагает к тому, чтобы выбрать интересную книгу и уютно устроиться в читальном зале. Для работы стоят несколько компьютеров с выходом в интернет. Любителям чтения электронных книг предлагаются QR-коды, по которым можно скачать или просто почитать произведение, рекомендованное педагогами. И мебель, и оборудование, и обновление книжного фонда – тоже за счет средств фонда «Қазақстан халқына».
– Для начальных классов мы выдаем разные книги по числу учеников. Дочитал – поменяйся с товарищем. Со старшеклассниками проводим обсуждения прочитанного, конференции. Это прививает любовь к чтению и делает его осознанным, повышает культуру, – говорит библиотекарь.
В виртуальной лаборатории
Общеобразовательная школа №3 г. Акколь Аккольского района – опорная. Три раза в год она собирает учеников из небольших школ, которые с радостью включаются в учебу. В 2023 году из фонда «Қазақстан халқына» было выделено 250 млн тенге на оснащение 35 учебных кабинетов. Гордость школы – STEMлаборатория. Ученицы 9 Б класса Аяжан, Мадина, Жанар и Аянат умело проводят опыты, поясняют, какие законы природы можно проверить в лаборатории. – В лаборатории проходят и уроки, и дополнительные занятия. К примеру, недавно мы проводили исследование, в каких продуктах содержится витамин Е. В этом году мы начали работать над интересным проектом по изучению деревьев, которые растут на территории школы и уже узнали много нового. Сейчас нашу работу отправили на конкурс в Астану, – поделились школьницы. О возможностях STEM-лаборатории рассказала учитель биологии и географии, заведующая кабинетом Ляззат Халыкова: – Я всегда говорю ребятам: «Здесь вы можете увидеть будущее». В комплект лаборатории входят 3D-модели, необходимые на уроках физики, математики, географии и биологии. К примеру, мы можем посмотреть, как работает сердце человека, как происходит смена дня и ночи, увидеть внутреннее строение тканей растений и многое другое. К нам приходят на занятия ученики начальных классов, проводят уроки учителя английского и русского языков. По словам педагога, получая возможность увидеть любой процесс, ребенок лучше усваивает учебный материал, появляется учебная мотивация, а значит, растет качество знаний, расширяется кругозор. А это и есть главная цель работы каждого современного учителя.
Наталья ЯКОВЛЕВА, Акмолинская область