Сегодня судебная система Казахстана проходит виток новых реформ, все они призваны гарантировать верховенство закона и обеспечить надежную защиту граждан. Об этом обстоятельно говорилось на прошедшем IX Съезде судей, в котором приняли участие Президент Касым-Жомарт Токаев, судьи из всех регионов страны, представители центральных и местных государственных органов, а также зарубежные эксперты.
О том, насколько открыты судебные органы для граждан, какие перспективы ожидают судейское сообщество в ближайшие четыре года и чем принятый на Съезде кодекс судейской этики отличается от старого, редакции «Юридической газеты» рассказал Председатель Союза Судей Республики Казахстан, судья Верховного Суда Досжан АМИР.
– Досжан Сарманкулович, 4 октября состоялся очередной IХ Съезд судей Казахстана, на котором выступил Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Что изменилось за последние четыре года в судебной системе нашей страны?
– Выступая на VIII Съезде судей Республики Казахстан, Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев подчеркнул, что судебная ветвь власти играет огромную роль в развитии общества. Она должна обеспечивать верховенство закона, но чтобы ее обеспечить, судебная система должна быть независимой. Президент еще тогда обратил особое внимание на данный вопрос и приводил факторы, оказывающие давление на судебную систему в целом. Для искоренения этих обстоятельств и были внесены изменения в действующие законы. В частности, если раньше при возникновении вопросов о привлечении к уголовной ответственности судей, следственные действия курировались прокурорами местного значения – областными и районными, то сегодня, чтобы искоренить давление со стороны местных правоохранительных органов, следственные действия курируются непосредственно Генеральным прокурором. На IХ Съезде Глава государства повторно обратил внимание на вопросы независимости судей. В прошлом году Президентом был подписан Закон о создании кассационных судов, которые выйдут из сферы Верховного Суда и будут работать отдельно, самостоятельно с тремя коллегиями в городе Астане. Одним из оснований этого новшества является возможность не передавать дела в областные судебные инстанции, они будут рассматриваться в столице, тем самым представители исполнительной власти не смогут оказывать давление на судей при отправлении ими правосудия.
– Какова роль Союза судей в жизни судейского сообщества? Какие функции возложены на общественную организацию судей?
– Предметом деятельности Союза судей является организационное обеспечение участия судейского сообщества в общественной жизни, содействие в укреплении независимости и статуса судей, в улучшении материально-технической базы судов, искоренение коррупции и нарушений положений Кодекса этики судей, повышение имиджа судов среди населения, содействие в решении социальных вопросов и другое. Объединение усилий судейского сообщества по вопросам совершенствования судебной системы, повышение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом этики судей, проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, мероприятий по обмену опытом, повышению квалификации судей, внесение предложений по укреплению независимости суда, обеспечению социальной защищенности судей, совершенствованию судейского самоуправления. Сюда также относится представление интересов судейского сообщества в государственных органах и общественных объединениях, внесение предложений по вопросам совершенствования нормативных правовых актов, организация судейского менторства в рамках реализации образовательной программы по обучению впервые назначенных судей, обсуждение с общественностью вопросов, касающихся деятельности судов и правоприменительной практики, укрепление международных связей с судейскими сообществами других стран и международными организациями.
– Одним из важных решений Съезда было принятие нового Кодекса судейской этики. В связи с чем были внесены изменения в его содержание и чем новый кодекс отличается от старого?
– Новый Кодекс судейской этики разработан рабочей группой с участием судей всех регионов страны под руководством Центрального совета Союза судей Казахстана во исполнение пункта 8.3 постановления VIII Съезда судей Казахстана от 23 октября 2020 года о проведении работы по совершенствованию редакции Кодекса судейской этики с учетом современных реалий, а также во исполнение других требований, изложенных в постановлении, направленных на консолидацию судейского сообщества, оздоровление судейского корпуса, предупреждение коррупционных нарушений и соблюдение судьями высоких морально-нравственных стандартов и этических норм. Большая помощь при разработке новой редакции Кодекса и массовом обсуждении его положений среди общественности была оказана экспертами ОБСЕ и представительства Американской Ассоциации юристов Инициатива Верховенства права (ABA ROLI) в Казахстане. Также разработчиками приняты во внимание заключения Венецианской комиссии к Конституционному закону Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», а также проекту Кодекса судейской этики версии 2016 года, в части нереализованных рекомендаций, обозначенных указанной международной организации. Рабочей группой при подготовке Кодекса использован опыт изложения норм по примеру Кодекса поведения федеральных судей США, а также международного документа «Бангалорские принципы поведения судей» и других практик, исходя из основополагающих этических ценностей. Следует отметить, что Кодекс поведения федеральных судей США затрагивает все аспекты поведения судей, включая процессуальные вопросы и другие должностные обязанности и, по сути, является руководством по судебной политике.
– Какие принципы теперь регулируются новым этическим кодексом судей и чем обусловлено их содержание?
– Новый Кодекс судейской этики традиционно регулирует отношения только в части соблюдения этических норм, остальные вопросы судебной системы, статуса судей и дисциплинарной практики отнесены к компетенции Высшего Судебного Совета и Судебного жюри. С даты принятия на первом Съезде судей Казахстана первой редакции Кодекса судейской этики 1996 года сложилась практика подготовки текстов новых проектов Кодексов с учетом особенностей законодательства Республики Казахстан, международного опыта и новых потребностей в регулировании общественных отношений органов судейского сообщества по соблюдению этических норм судьями в служебной и внеслужебной деятельности. Кодексы судейской этики в новой редакции были приняты в 1996, 2009 и 2016 годах. Содержание нового Кодекса обусловлено его зависимостью от более чем десяти положений Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в который были внесены изменения и дополнения Конституционным законом РК от 5 июля 2024 года № 109–VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан». К примеру, Конституционным законом дано понятие дисциплинарного проступка, установлены требования, предъявляемые к судьям по соблюдению ими требований судейской этики (ст. 28) и норм Кодекса судейской этики (ст. 39). Также Конституционным законом предусмотрено, что днем обнаружения дисциплинарного проступка, противоречащего судейской этике, считается день вынесения решения комиссией по судейской этике, которым установлен факт совершения судьей порочащего проступка, противоречащего судейской этике (ст. 42). Кроме того, регламентирована компетенция комиссии по судейской этике по передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи для проверки его действий в рамках дисциплинарного производства за совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике (ст. 38-1) и другие.
– Не могли бы вы растолковать основные новшества Кодекса по главам?
– По структуре нормы Кодекса объединены в четыре главы и 16 статей, имеющие заголовки. Как известно, первый Кодекс, принятый на первом Съезде судей Казахстана 19 декабря 1996 года, состоял лишь из семи статей. В главе 1 «Общие положения» впервые изложены предмет регулирования, сфера действия Кодекса и толкование его положений, предусмотрен понятийный аппарат. В главе 2 «Требования по соблюдению этических норм при исполнении служебной деятельности» регламентировано соблюдение судьями этических норм при исполнении служебных обязанностей. В главе 3 «Требования по соблюдению этических норм в публичной, информационной, общественной деятельности и внеслужебных отношениях» регламентировано поведение судей в обществе, их участие в ассоциациях и объединениях, обозначены требования об осведомленности судьи об интересах членов своей семьи и превентивных мерах от злоупотреблений, ограничения в публичной и информационной деятельности. В главе 4 «Рассмотрение жалоб, обращений на нарушения этических норм» впервые регламентированы основные положения о деятельности органов судейского сообщества по рассмотрению жалоб, обращений физических, юридических лиц и государственных органов о несоблюдении судьями этических норм.
– Как новый кодекс интерпретирует новшества касательно разграничения публичной и частной жизни судьи с учетом опыта зарубежных стран?
– Например, по опыту зарубежных стран Кодексом предусмотрено консультирование судей о применении положений Кодекса на их запросы о разъяснении соответствия модели планируемого или предполагаемого поведения судьи на предмет соответствия этическим нормам. Также впервые в Кодексе обозначены основания для рассмотрения органами судейского сообщества материалов о нарушении этических норм, изложены особенности рассмотрения органами судейского сообщества обращений о нарушении этических норм, предусмотрен порядок пересмотра решений по вновь открывшимся обстоятельствам, регламентирован порядок обжалования решений Комиссии по судейской этике в Центральный совет Союза судей. Таким образом, разработчиками разграничены публичная и частная жизнь судьи. Рабочей группой было учтено, что Кодекс судейской этики принимается не государственным органом, а Съездом судей, в связи с чем данный Кодекс не является нормативным правовым актом. Так, в Кодекс включено положение о том, что судьи добровольно возлагают на себя ограничения, связанные с соблюдением этических норм в служебной и внеслужебной деятельности, и принимают Кодекс судейской этики, устанавливающий для всех судей этические нормы для руководства ими в своей служебной и внеслужебной деятельности. Кодексом предусматривается распространение его норм на действующих судей и судей в отставке с учетом их статуса, установленного Конституционным законом. В Кодексе не поддержаны предложения ряда отечественных и зарубежных экспертов исключить судей в отставке из субъектного состава, поскольку в соответствии со ст. 35 Конституционного закона: «Отставкой является прекращение полномочий судьи в форме почетного ухода с должности судьи, с сохранением за ним звания судьи, принадлежности к судейскому сообществу…». В то же время рассмотрение материалов в отношении судьи в отставке о прекращении отставки в связи с совершением им преступления или порочащих проступков не является предметом регулирования настоящего Кодекса. Так, по смыслу Конституционного закона (ст. 55-1) рассмотрение материалов в отношении судей в отставке о прекращении отставки в связи с совершением ими преступления или порочащих проступков отнесено к компетенции Высшего Судебного Совета РК о прекращении отставки. В связи с чем в Кодексе обозначено, что рассмотрение таких материалов не является предметом регулирования новой редакции Кодекса. Вместе с тем Кодексом предусмотрено, что на запрос (обращение) Высшего Судебного Совета РК либо Судебного жюри о наличии или отсутствии в действиях судьи факта совершения порочащего проступка, противоречащего судейской этике, либо на запрос указанных органов о наличии или отсутствии в действиях судьи в отставке порочащего проступка, умаляющего авторитет судебной власти из-за несоблюдения требований судейской этики (ст. 55-1 КЗ), орган судейского сообщества дает заключение. Как и в действующей редакции Кодекса, требования, установленные по соблюдению этических норм для кандидатов в судьи не предусмотрены, поскольку они не являются членами Союза судей.
– Что новый кодекс говорит о привлечении судей к дисциплинарной ответственности?
– Претерпели изменения особенности принятия решений Комиссиями по судебной этике. Так, Кодексом предусмотрено, что при рассмотрении материалов, если Комиссия по судейской этике установит факт нарушения судьей этических норм без квалифицирующих признаков дисциплинарного проступка, то она принимает решение о наложении на судью общественного порицания. При этом общественное порицание как мера реагирования органами судейского сообщества на нарушение судьей этических норм является признаком, характеризующим поведение судьи, но не является дисциплинарным взысканием и не может служить основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Если же Комиссия по судейской этике по итогам рассмотрения жалобы, обращения физического или юридического лица установит факт совершения судьей порочащего проступка, противоречащего судейской этике, который соответствует квалифицирующим признакам, предусмотренным Конституционным законом для возбуждения дисциплинарного производства, то она принимает решение о передаче материалов в отношении судьи в Судебное жюри для проверки в его действиях факта совершения порочащего проступка, противоречащего судейской этике, в порядке дисциплинарного производства. Таким образом, рассмотрение дисциплинарных дел и наложение на судей дисциплинарных взысканий не являются предметом регулирования Кодекса. В случае поступления таких материалов в органы судейского сообщества они передаются Судебному жюри в установленном порядке. Изменения в новой редакции Кодекса потребуют внесение изменений и дополнений в Положение Комиссии по судейской этике и Регламент Центрального совета Союза судей. В Кодексе учтены новации, принятые Конституционным законом РК от 5 июля 2024 года № 109-VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан», в части профессиональной деятельности судьи, оценку которой осуществляет Комиссия по качеству правосудия, от ответственности за нарушение этических норм и совершение порочащих проступков, противоречащих судейской этике, которую осуществляют Комиссии по судейской этике и Судебное жюри. Так, новациями Конституционного закона (ст. 30-1) предусмотрено исключение из оценки профессиональной деятельности судьи его деловых и нравственных качеств и соответствие его требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики.
– Судебная реформа направлена на повышение доверия общества к органам правосудия. Должны ли суды стараться угодить запросам общества, в котором еще не все благополучно с правовой культурой?
– Я искренне убежден в том, что заслужить доверие граждан – это основная задача судейского сообщества. Если прибегнуть к статистике, то на сегодняшний день из общего количества рассмотренных дел около десяти процентов судебных актов обжалуются в вышестоящие инстанции. Это говорит о том, что 90 процентов дел суды рассматривают правильно, руководствуясь совестью, объективностью, беспристрастностью и нормами действующего законодательства. На мой взгляд, это очень хороший показатель. При этом важно помнить, что у нас в стране, к сожалению, все еще существует правовой нигилизм, и мы вместе с обществом боремся с этим явлением. Из-за малограмотности наших граждан в вопросах юриспруденции, многие из них становятся жертвами мошенников. Об этом тоже свидетельствует статистика по рассмотренным делам о финансовых пирамидах. Из-за незнания законов люди попадаются на уловки аферистов, забывая об элементарных правилах безопасности. При совершении гражданских сделок они допускают ошибки и проигрывают суды вследствие того, что изначально оформляли документы неправильно.
– Как вы считаете, суды должны быть открытыми, как этого требует современное общество? Не считаете ли вы переход на онлайн-процессы ущемлением прав граждан и состязательности сторон? Ваше отношение к публичной трансляции резонансных дел?
– Суды рассматривают дела в формате открытого судебного заседания за исключением дел, которые подпадают под категорию секретности. Плюс ко всему есть и другие виды преступлений, которые должны рассматриваться в закрытом формате. Как известно, проведение разбирательства по делу в закрытом судебном заседании возможно только по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 19 Гражданского процессуального кодекса. Дело может быть заслушано в закрытом судебном заседании, если на судебном процессе будут указаны сведения, являющиеся государственными секретами, а также в случае удовлетворения судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость обеспечения тайны усыновления, сохранения личной, семейной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, сведений об интимных сторонах жизни граждан либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству.
– Какие серьезные реформы ожидают судейское сообщество в ближайшем будущем?
– На протяжении 30 лет, проводя реформы в судебной системе, мы всегда руководствовались не только отечественным опытом, но и перенимали опыт развитых стран. Это вопрос не одного дня, и казахстанская судебная система будет реформироваться и дальше. Главный вопрос, как я уже говорил, заключается в независимости судей и выносимой ими справедливой мере наказания. Вокруг этих принципов мы часто проводим дебаты. Насколько справедливо и точно суд назначает наказание соразмерно содеянному поступку, соблюдены ли следственными органами процессуальные требования при проведении досудебной подготовки, не нарушались ли права участников процесса в ходе расследования и т.д. При этом важно подчеркнуть, что результат работы судейского сообщества за минувшие четыре года показал высокую динамику перемен в судебной системе и в различных ее звеньях. Плотно взаимодействуя с Верховным Судом, государственными и международными организациями, Союз судей консолидировал деятельность судебной системы во всех направлениях, что, конечно, не может не радовать. Надеюсь, что к следующему Съезду мы покажем еще более успешные результаты, а имидж судейского сообщества среди населения поднимется на новый высокий уровень. Беседовал
Бахтияр ТОХТАХУНОВ