Главная мировая интрига последнего времени, кризис вокруг визита спикера палаты Представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань и последующей поездки туда же группы законодателей, дала разным странам возможности продемонстрировать разные качества своей политики. Одним — ее рискованную авантюрность, другим бескомпромиссную жесткость.
А кому-то — принципиальность, последовательность и нацеленность за соблюдение международных правил, гарантирующих, что политические трения не перерастут в острые кризисы и, тем более, в военные конфликты. То есть, приверженность миротворчеству. Этот, третий, пример, можно привести на основе казахстанского опыта. Официальный представитель казахстанского Министерства иностранных дел Айбек Смадияров заявил, что Республика Казахстан поддерживает принцип «одного Китая» и «считает Тайвань неотъемлемой частью территории Китайской Народной Республики». «Казахстан выступает за соблюдение действующих норм международного права и устава Организации Объединенных Наций, в частности, в данном вопросе придерживается резолюции Генеральной ассамблеи ООН №2758 от 1971 года», говорит дипломат. И, естественно, что из этого вытекает необходимость для других стран согласовывать официальные визиты на Тайвань с официальным Пекином. Визит Нэнси Пелоси, одного из первых лиц в американской политической иерархии, буквально всколыхнул мировую дипломатию, экспертное сообщество и медиа-сферу. А последовавшая сразу за ней поездка конгрессменов стала словно «контрольным выстрелом» в дело обострения отношений двух крупнейших держав. В сегодняшней международной ситуации, которая перенасыщена различными конфликтами, такой шаг невозможно расценивать как пример позитивного характера дипломатии. Жесткая позиция Китайской Народной Республики была озвучена ею сразу, как только идея визита прозвучала в американских СМИ. И реакция Пекина на это была предсказуемо негативной: военно-морские учения вблизи территориальных вод Тайваня, с запуском ракет, дипломатическое обострение отношений с Вашингтоном, сужение торгово-экономического сотрудничества с Тайванем. Кстати, и в самих Соединенных Штатах были и противники этого визита Нэнси Пелоси. Конфликт двух стран, традиционно — очень амбициозных, обладающих крупнейшими экономиками и вооруженными силами на планете, не может не вызывать очень серьезной реакции во всем мире. Отношения Пекина и Вашингтона стабильно ухудшаются в последние годы, и тайваньский кризис мог стать серьезным катализатором этих процессов. Казахстанская сторона в этой, очень сложной, ситуации, продемонстрировала последовательный характер своей позиции. Как известно, наша страна не признала ни одного непризнанного или частично признанного государственного образования в мире, что не мешает Казахстану сохранять партнерские отношения со странами, выступающими покровителями тех или иных подобных образований. Основу этой позиции объяснял недавно Президент Касым-Жомарт Токаев: «Подсчитано, что если право нации на самоопределение в реальности будет реализовано, то вместо 193 государств, которые входят в ООН, на Земле возникнет более 500 или 600 государств. Конечно же, это будет хаос». И эта позиция Казахстана не конъюнктурна; стоит помнить, что, с теми же заявлениями Токаев выступал еще будучи Министром иностранных дел. Борьба с сепаратизмом и, нередко, тесно связанными с ним экстремизмом и терроризмом, заложена в философию таких миротворческих организаций, как Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициатором которых выступал Казахстан.
Например, на шестой встрече министров иностранных дел государств-членов СВМДА, прошедшей 11-12 октября 2021 года в казахстанской столице, было заявлено: «Министры подчеркивают, что терроризм, сепаратизм и экстремизм в сочетании с нарушениями прав человека, финансовыми кризисами и ухудшением состояния окружающей среды продолжают влиять на жизни миллионов людей во всем мире». Территориальная целостность государств — одно из краеугольных условий для мирного сосуществования и экономического развития. Эта позиция Казахстана, для озвучивания которой в последнее время, к сожалению, возникало немало поводов, тесно связана и с отечественной концепцией внешнеполитической многовекторности. Которая может быть возможной, только если принципиально соблюдать основы международных договоренностей. О каком бы из непризнанных или частично признанных государств или квазигосударств ни шла речь.
Игорь МИХАЙЛОВ