В Восточном Казахстане в ходе тренинга в соответствии с методическим руководством «Политическое лидерство. Тренинг для кандидатов», разработанным структурой «ООН-женщины», представительницы прекрасной половины человечества получили конкретные рекомендации, как можно стать депутатами.
По статистике, доля женщин-депутатов Мажилиса III-VIII созывов такова: III – десять процентов, IV – 17 процентов, V – 24 процента, VI – 27 процентов, VII – 27 процентов, VIII – 18 процентов, а представленность женщин в районных, городских, областных маслихатах следующая: больше всего их в Павлодарской области – 28 процентов, Улытау – 34 процента, ВКО – 29 процентов, а меньше всего – Атырауской области – десять процентов, ЗКО – семь, Кызылординской области – семь процентов. Как говорится, комментарии излишни… На тренинге, собравшем активных и деловых женщин Востока, являющаяся председателем регионального Совета деловых женщин НПП РК «Атамекен» по ВКО, председатель ОЮЛ Ассоциации «Женщины Усть-Каменогорска», руководитель Комитета по продвижению предпринимательства при Общественном совете ВКО, действующий ментор, бизнес-тренер, руководитель проектного менеджмента, сертифицированный антикоррупционный комплаенс-офицер Елена Абилова-Березинская представила модуль «Решение баллотироваться». По ее словам, у нас порядка 50 женских объединений находятся уже много лет на одном и том же уровне, не растут, поэтому тренинг – хорошая точка роста, которая даст свои результаты. Однако от решения женщины баллотироваться в депутаты до выборов лежит большой путь с решением огромного числа задач, и кандидаты должны понимать обязательства, необходимые для участия в выборах и оценить свои собственные возможности. Обо всем этом и шла речь на обучающем тренинге. Так, например, в предложенных анкетах был задан такой вопрос, обозначающий цели и потенциал кандидатов: «Для чего хотите выдвинуться, и какой опыт у вас есть?». А анализ выигрыша или проигрыша уже сейчас дает понять, что они приобретут или потеряют, если выиграют или проиграют. – Чтобы получить представление о создании предварительной идеи, ответьте на вопросы: «Для чего вы баллотируетесь? Что вы хотите сделать на избранном посту? Какие проблемы решить, а какие планы вы хотите отстоять?» – обратилась к участницам тренинга спикер, предложив создать первоначальное послание кандидата. Среди других тем, которые обязательно должны знать будущие кандидаты – избирательный округ и политическая обстановка, избирательное законодательство, партийные списки и квоты и др. Кроме того, кандидаты в депутаты еще до стадии баллотирования и предвыборной борьбы должны четко представлять обязанности, связанные с будущей депутатской деятельностью. – Скажем, в избирательном округе проживает пять тысяч человек. Для голосования зарегистрировано четыре тысячи человек, ожидается, что проголосуют 3 500 человек. А для победы необходимо 50 процентов голосов. 3500 ÷ 2 = 1750. Итого нужно набрать 1 751 голос, – поделилась с участницами тренинга примером расчета выигрышного числа, складывающееся из количества голосов, которые нужно набрать для победы, бизнес-тренер Е. АбиловаБерезинская. И что крайне важно, по ее словам, поскольку выборные кампании проходят в течение ограниченного количества времени, кандидатам необходимо сосредоточить усилия на целевой группе потенциальных избирателей. Среди вариантов контакта с избирателями – поквартирный обход или прогулки среди народа с целью общения, мероприятия, встречи, телефонные звонки, работа со СМИ, почта, интернет, web-сайты, мобильные приложения. Что касается привлечения средств и финансового планирования, необходимо продумать бюджет предвыборной кампании, а также определить потенциальных доноров. Двумя крупнейшими источниками средств на избирательную кампанию часто являются внешние частные доноры и собственные средства кандидата. Инструментами для привлечения средств являются встречи, звонки, онлайн, финансовый комитет, мероприятия, но есть «за» и «против» каждого из них. Размер избирательного фонда каждой политической партии, выдвинувшей партийный список кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК не должен превышать 15 000 МЗП (один млрд 50 млн тенге), в депутаты маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы – три тысячи МЗП (210 млн тенге). В ходе тренинга была проведена ролевая игра «Запрос средств», также участникам было предложено составить список доноров и план привлечения средств. – Кампания – это систематический курс запланированных действий для достижения определенных целей. Стратегия кампании улучшит координацию, сведет к минимуму дублирование и максимизирует ресурсы, которые политический кандидат имеет в своем распоряжении. Выделяется четыре фазы предвыборной кампании: исследования и подготовка; привлечение средств и установление контактов с избирателями; СМИ и мобилизация; извлеченные уроки и подготовка к следующей гонке, – резюмировала Елена Абилова-Березинская. Инициатива и своего рода девиз женщин-лидеров «Мы полны решимости защитить жизнь людей и их возможность вести достойную жизнь» при их активности, деловых качествах и грамотного подхода вполне может найти свое претворение в дальнейшем. Кроме того, с моделью трансформационного лидерства с заданиями по расширению личных возможностей и навыкам лидерства ознакомила председатель общественного объединения «Uylesim», заместитель председателя СМ АНК ВКО, юрист, сертифицированный эксперт по социальным вопросам, сертифицированный политический тренер, член национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике ВКО Жулдыз Актанжанова, ведь без специальных знаний не может быть полноценного политического лидера и общественного деятеля.
Ольга СИЗОВА, собкор по ВКО