В городе Алматы состоялась прессконференция, посвященная многочисленным нарушениям городского Генерального плана до 2040 года. Экспертная комиссия по данному делу провела тщательный анализ и выявила ряд правонарушений и неудачных решений, однако, по словам комиссии, акимат игнорирует замечания, ссылаясь на их нелегитимность.
Отметим, что это вторая пресс-конференция, посвященная проблемам генерального плана Алматы, первая (состоявшаяся в сентябре 2023 года) была по вопросам грубых нарушений процедур оформления, обсуждения и утверждения документа. Данная пресс-конференция была посвящена недостаточной обоснованности решений и актуальности в содержимом генплане. Мурат Касенов, юрист группы «STOP застройке» и член экспертной комиссии, считает, что все замечания экспертной группы, входящей в состав государственной экспертной комиссии по корректировке Генплана Алматы, были проигнорированы акиматом, утверждавшим, что они несут лишь рекомендательный характер. – Мы были включены приказом Комитета по делам строительства ЖКХ РК в состав экспертной комиссии, что обусловлено нашим конституционным правом. Согласно ст. 3 Конституции РК, народ осуществляет власть непосредственно и является источником власти. Кроме того, п. 1 ст. 31 Основного закона гласит, что государство ставит целью защиту окружающей среды. Более того, возникают парадоксальные ситуации, к примеру , 30 декабря 2022 года, 6 января 2023 года и 20 марта 2023 года, когда вносились изменения в состав экспертной комиссии по корректировке Генплана г. Алматы. При этом, акимат и городское управление урбанистики, могли трижды обратиться по обжалованию приказа по составу комиссии, однако этого сделано не было, поэтому мы являемся легитимными членами комиссии, – заявил М. Касенов. Сергей Мартемьянов, архитектор, председатель правления «Алматинского союза архитекторов», заявил, что при ознакомлении с Генпланом возникают сложности с пониманием его начала и конца. – Экспертная комиссия выявила несколько неэффективных и неверных решений в составе проекта, которые по их словам, ухудшат положение города, сделав его некомфортным и опасным для проживания. Одной из ошибок эксперты считают поддержание увеличения прироста населения, путем постройки большого количества жилых комплексов, – считает он. Павел Савранчук, архитектор, член правления «Алматинского союза архитекторов», профессор Казахской Архитектурно-строительной академии, утверждает, что максимальное количество населения, которое может выдержать природный ресурс города, составляет 700 тысяч человек, однако фактически в Алматы около 3,5 млн человек, ежегодно прирост населения составляет около 50 тысяч новых горожан. Эксперты комиссии также считают, что из-за плотной застройки, при чрезвычайных ситуациях, таких как землетрясение или пожар, число жертв может в разы возрасти, ведь места для въезда тяжелой техники из-за большого количества обломков не будет, что сделает невозможным спасение выживших. В Генеральном плане города до 2040 года, есть планы по реализации проекта пяти полицентров (городская структура, где имеется несколько центров активности, а не один) в Алматы, с чем члены комиссии не согласны, обосновывая это тремя причинами. Во-первых, эксперты считают, что такое решение было принято лишь на основе модной тенденции в мире, никаких исследований в Алматы по данной теме проведено не было, именно поэтому эта задумка им кажется сомнительной. Во-вторых, полицентры расположенные на периферии города, задуманные для оттока населения из центра на окраины, могут привести к тому, что центр лишится своего доминирования, что, в свою очередь, может привести его к обветшанию и деурбанизации. В-третьих, сейчас движение машин предсказуемо, однако при появлении пяти полицентров, поток машин может быть сильно нарушен, в данной ситуации достаточно будет ввести систему одностороннего движения, утверждают эксперты. Комиссия также не согласна с разделом транспорта. Архитекторы считают, что в Генплане отсутствует самая главная идея для города с экологической катастрофой – это переход транспорта с двигателем внутреннего сгорания на электрический. К тому же, должна быть реализована программа строительства ЛРТ (легкого рельсового транспорта). – Ни краткосрочной, ни долгосрочной подобной позиции в плане нет, лишь упоминания. ЛРТ вдоль гор, для связи городов-спутников, так поток людей снизится, они будут оседать там, где будет учеба, хозяйство, работа, производство и жилье, а самое главное связь скоростным рельсовым транспортом – это идеальная вещь – в Генплане это упоминается, но ставится уклон на автобусное движение, которое будет загружать магистраль, – поясняет Павел Савранчук. Кроме того, Абай Еркенов, эколог, группы «STOP застройке» и член комиссии Генерального плана Алматы, заявил, что самой главной проблемой Генплана является отсутствие раздела экологии, и это в городе с экологически плачевной ситуацией. Он считает, что все структуры города тесно переплетены друг с другом, и если для проблем транспорта и энергетики нет решений, то и для проблем экологии их тоже не будет. Таким образом, генплан нуждается в серьезной корректировке, чтобы все рекомендации и замечания были учтены в полном объеме.
Равиль КАСЫМОВ