Казахстан переживает глубокую трагедию. В последние недели общество стало свидетелем ужасающего всплеска детских самоубийств. Молодые жизни, полные потенциала, угасают одна за другой, оставляя за собой пустоту и глубокую рану в сердцах близких.
Волна детских самоубийств вызвала широкий резонанс в обществе. 16 сентября две школьницы упали с высотки. 21 сентября еще одна девочка покончила с собой, прыгнув с балкона. А теперь еще одна трагедия – студент AlmaU покончил с собой, оставив родных и близких в бездне боли и отчаяния. Депутаты Мажилиса, уполномоченная по правам ребенка, эксперты и психологи пытаются определить причины этой трагедии и найти пути ее предотвращения. – В последние дни факты суицида наших детей вызывают большую тревогу в обществе. Мы теряем наше молодое поколение в мирное время. Ни одна семья не может защитить себя от этого, – с сожалением констатирует депутат Мажилиса Жулдыз Сулейменова. Она обратила внимание на усиливающееся влияние социальных сетей и мессенджеров на психику подростков и призывала к немедленным мерам и усилению законодательства. Статистика беспощадна: средний возраст суицида среди детей составляет 15-17 лет, но все чаще на крайний шаг решаются и дети 11-13 лет. – В этой связи обсуждались вопросы кибербезопасности, – отмечает уполномоченная по правам ребенка Динара Закиева. Как сообщила детский омбудсмен, в этом году Министерством культуры и информации РК выявлено 22 факта распространения информации, пропагандирующей суицид, из которых в результате удалены 19. Кроме того, по ее словам, выявлены 157 фактов распространения информации, пропагандирующей насилие. По мнению экспертов, в корне проблемы лежит комплекс факторов, включая влияние социальных сетей, буллинг, семейные проблемы, психологические расстройства, влияние смартфонов, зависимость от психоактивных веществ и недоступность психологической помощи – Причин суицидального поведения множество, и, конечно же, не стоит абсолютизировать какой-то один аспект, – отмечает депутат Асхат Аймагамбетов. Он подчеркивает важность системных мер, комплексных программ и ответственного освещения проблемы в СМИ. – В литературе существуют положительные примеры, когда СМИ могут сыграть важную роль в предотвращении самоубийств, если сбалансированно подойти к подаче материала, – говорит он, ссылаясь на исследование Niederkrotenthaler et al. (2010) под названием «Role of media reports in completed and prevented suicide: Werther v. Papageno effects». Этот эффект проявляется, когда в СМИ рассказываются истории людей, преодолевших жизненные трудности и успешно справившихся с кризисными ситуациями. Такие примеры вдохновляют и показывают, что существуют альтернативные способы решения проблем, что в конечном итоге способствует снижению числа самоубийств, – поясняет депутат. В связи с участившимися случаями детских суицидов в Казахстане во всех школах республики проходят собрания с родителями по безопасности детей. Родителям дают пошаговые рекомендации о том, как распознать и предотвратить угрозы как в реальной жизни, так и в Интернете. Но проблема, как утверждают эксперты, глубока и многогранна. Она требует не только законодательных мер, но и изменения ментальности, смены парадигмы воспитания, повышения осведомленности о психическом здоровье и создания системы поддержки для детей и подростков. В этом вопросе специалисты выделили ряд важных аспектов. Прежде всего речь идет о нехватке специалистов. Сегодня в школах не хватает психологов. Наряду с этим отмечена проблема отсутствия единой системы поддержки. В частности, как отмечается, нет четкого алгоритма взаимодействия между образовательными учреждениями, органами здравоохранения и правоохранительными органами. Отдельное внимание уделено проблемам буллинга и влияния социальных сетей и мессенджеров. Эксперты рекомендуют не только блокировать вредный контент, но и обучать детей безопасному пользованию Интернетом. Проблема также кроется в недостаточной осведомленности родителей о проблеме суицидального поведения и слабой профилактике суицидального поведения. Психологи призывают уделять больше внимания семейным отношениям, чтобы дети чувствовали себя любимыми и поддерживаемыми в своей семье.
Линара САКТАГАНОВА