12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Бюджетный коллапс: Кто виноват?

ВЫСШАЯ АУДИТОРСКАЯ ПАЛАТА (ВАП) ОБНАРОДОВАЛА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРОК БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2025 ГОДА, КОТОРЫЕ КОНСТАТИРУЮТ ОГРОМНЫЕ МАСШТАБЫ ПРОБЛЕМ – ВЫЯВЛЕНЫ БАСНОСЛОВНЫЕ ЦИФРЫ ФИНАНСОВЫХ НАРУШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ – 298,3 МЛРД ТЕНГЕ НЕЦЕЛЕВЫХ РАСХОДОВ, 472 МЛРД – ПРОСЧЕТОВ В ПЛАНИРОВАНИИ И 198,9 МЛРД – НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

И это не только сухие данные отчета. Мы уже хорошо знаем, что эти нарушения носят устойчивый характер, став громким симптомом глубокого системного кризиса, свидетельством того, что принципы рациональности и ответственности при работе с бюджетными средствами все еще остаются на бумаге и словах. Аудиторские проверки по стране только за полгода показывают, что эта печальная тенденция не только сохраняется, но и усугубляется, выливаясь в общенациональную проблему, которая напрямую бьет по благосостоянию каждого гражданина страны. Проблема массовой преступной халатности и циничной бесхозяйственности, хронического неэффективного планирования и расхода средств гораздо глубже. В одиночку такого не наворотишь. За этим стоят коррупционные группы. Безмолвные и с виду беспристрастные, как воины знаменитой Терракотовой армии… В итоге средства, которые могли быть направлены на развитие инфраструктуры, поддержку бизнеса или модернизацию здравоохранения, либо разворовываются, либо годами «блуждают» по счетам, не реа лизуя свой инвестиционный потенциал. Это приводит к экономическому застою и бьет по кошелькам простых граждан. Ревизионная комиссия во время аудита эффективности управления занятости и социальной защиты столицы выявила нарушения почти на 1,3 млрд тенге. За каждой единицей с девятью нулями стоят конкретные человеческие жизни и нерешенные общественные задачи. Когда в Астане центр для людей с психоневрологическими заболеваниями не может начать работу годами, а в социальной сфере фиксируются миллиардные нарушения, это означает, что самые уязвимые слои населения лишаются жизненно необходимой поддержки. Так, из-за затянувшихся процедур приобретения здания для центра «Жардем» 453 млн тенге остались неосвоенными и были возвращены в бюджет. В результате люди с инвалидностью, нуждающиеся в помощи, остались без поддержки. Это пример того, как планирование оторвано от реальных возможностей и потребностей, а деньги годами «замораживаются», не принося пользы. Порочная практика нецелевого использования средств: в Сарканском районе аудиторы обнаружили, что коммунальным предприятием «Сарқан су құбыры» было потрачено более 200 млн тенге на объекты, не состоящие на балансе. Подобные факты указывают на отсутствие элементарного финансового контроля и культуры управления активами на местах. Тревожным сигналом низкой результативности и безнаказанности является крайне низкий процент восстановления ущерба Согласно отчету за первое полугодие 2025 года, вернуть в бюджет удалось лишь около 22 процентов от огромных сумм выявленных нарушений. Статистика эта дает повод для новых злоупотреблений. Убытки квазигосударственных предприятий, как, например, «Алматыэлектротранс», исчисляемые в десятки миллиардов, ложатся дополнительным бременем на бюджет и, в конечном счете – на налогоплательщиков. Чтобы хоть как-то пополнить бюджет, власти города всеми правдами-неправдами стараются найти непопулярные решения, в том числе увеличив парковочное пространство города, сами понимаете, за счет взимания платы с транспорта граждан. В целом мы наблюдаем колоссальный разрыв между строгостью к обычным гражданам, которые вынуждены отчитываться за каждую снятую с карты сумму, и безнаказанностью чиновников, ворочающих миллиардами бюджетных денег, что подрывает основы социальной справедливости и доверия к государству.

Кто в черном списке

Финансовые нарушения, незаконные операции с деньгами, неправильное оформление расходов, нецелевое использование средств, завышение стоимости работ и так далее. Больше всего «букет» подобных нарушений выявлен в следующих регионах: Западно-Казахстанская область – 76 миллиардов тенге. Кызылординская область – 56 миллиардов тенге. Акмолинская область – 55,8 миллиарда тенге. Показатели нарушений в крупнейших городах Казахстана: Астана – 23,3 миллиарда тенге. Алматы – 13,8 миллиарда тенге. Шымкент – 20,5 миллиарда тенге.

От констатации – к действию

Выявленные ревизионными комиссиями нарушения на сотни миллиардов тенге – это не просто финансовые потери. Это индикатор глубокой болезни системы госуправления, при которой бюджет перестает быть инструментом развития и превращается в поле для злоупотреблений и ничем не прикрытой коррупции. Пока миллиарды неэффективно планируются и используются, школы и больницы недополучают финансирование, социальные программы остаются нереализованными. Преодоление этого кризиса – вопрос не только экономической, но и политической воли, без которой невозможно построение современного, справедливого и эффективного государства. Ведь так больше продолжаться не может. Призывая граждан затянуть пояса, обложив налогами и штрафами, подняв цены на жизненно необходимые товары, власть предержащие не торопятся исправлять ситуацию: метастазы коррупции проникли сегодня во все сферы, от школьных бухгалтерий до государственных структур. Задержание отдельных чиновников – это видимость борьбы, точечные меры. Всех не пересажать. Рука, как говорится, руку моет. Поэтому необходим комплексный пересмотр системы управления, с введением персональной ответственности, неотвратимости наказания за нарушения, вплоть до уголовной. Аудит должен заканчиваться не только предписаниями, но и реальными делами и приговорами. Сегодня модным трендом стала тема цифровизации. Но грош ей цена, если она не приведет к прозрачности, когда все государственные закупки и исполнение бюджетов не станут максимально открытыми и доступными для общественного контроля через удобные цифровые платформы. Мы видим, как провинившихся чиновников «тусуют», как карточную колоду, с места на место. На скамейке запасных одни и те же лица. Это говорит о деградации системы профессионального управления. Никто не торопится внедрять современный менеджмент управления бюджетированием, ориентированного на результат, привлекая на госслужбу высококвалифицированных менеджеров на конкурсной основе. Пора включать действующие правовые механизмы борьбы с нарушениями, как это принято в цивилизованном обществе.

Голос народа

Ситуация с выявленными миллиардными нарушениями вызвала негодование граждан и законные вопросы. Об этом они делятся в соцсетях. Давайте послушаем, о чем говорят казахстанцы. «Почему уголовные дела не возбуждаются в отношении тех, кто на триллионы распилил казну государства? У нас казна стала «ОБЩАКОМ»? Кто из виновных отправлен на скамью подсудимых или запятнанные чиновники продолжают «трудиться в поте лица, во благо» народа и государства? Сколько еще ВАП намеревается заниматься отпущением грехов? И почему наши многонеуважаемые два дублирующих министерства не ищут причину дыры в бюджете в карманах чиновников? Почему за все разворованное, распиленное, поделенное, несет ответственность простой люд и отвечает своими Каспий переводами, снятием денежной наличности со своих же банковских счетов? Почему сажают только тех, кто украл миллионы, а кто миллиарды и триллионы распилил, продолжают дальше «трудиться» на народ Казахстана? В нашем государственном устройстве какие-то двойные стандарты не прослеживаются, случайно? Сколько еще нам придется наблюдать этот «спектакль или цирк»? «Пока есть Самрук, Байтерек и т.д. у нас так и будет продолжаться», «О масштабах неэффективности правительства, средства разворованы … и все сидят дальше, получают зарплаты от наших налогов. Кто-то даже на повышение идет. А стоит простому гражданину задолжать копейку в бюджет, счета арестованы, пени капают, запрет на выезд и т.д.». Правительству поручено «усилить меры по снижению инфляции и росту доходов казахстанцев». Интересно, как они собираются это сделать? Это ведь не поменять часовой пояс принятием постановления. Здесь, как минимум, несколько лет напряженной работы по росту экономики, а это дело директивами и поручениями не решить. Этому правительству такие выражения, как компетенция, профессионализм и ответственность, прямо скажем, не подходят. Мы действительно живем в удивительной стране», «Никакого созидания и развития, только выживание. Не страна, а какая-то территория безысходности». «Главное качество назначаемых министров – это быть родственником уважаемых людей и умение заносить деньги другим не менее уважаемым людям. Об этом все знают, но застенчиво умалчивают. И почему-то требуют от этого правительства каких-то решений. Они умеют решать только одно – как распилить бюджет и получить откат на господряде». «Когда вспоминаешь эпоху Назарбаева, ярко бросается в глаза одна особенность – это его падкость на красивые картинки. Презентации, яркие графики, пафосные доклады – все это умело преподносили ему ушлые люди из окружения. Под эту «обертку» продавались дорогостоящие и зачастую ненужные проекты. Так родилось ЭКСПО-2017, куда были вбуханы миллиарды ради «имиджа страны». Так же начинался ЛРТ, который предлагали Назарбаеву как «современный транспорт будущего», а в реальности он так и не разгрузил Астану. Так же пестрили афиши Астанинских экономических форумов, куда за большие гонорары привозили нобелевских лауреатов. Туристические выставки за рубежом, заводы-пустышки – планшетный, планеров, все это красиво запускалось, нажимались красные кнопки, а на выходе был пшик. Сейчас, похоже, история повторяется. Только вместо заводов и форумов нам предлагают «будущее искусственного интеллекта». Красочные диджитал-форумы, приезды звезд вроде Павла Дурова, красивые речи про инновации. Но в реальности за этим стоят те же схемы: скоро начнется активное выкачивание денег из бюджета, рост коррупции и нажива для тех, кто умеет правильно «подать презентацию». «Особенно заметно, как новые богачи, разбогатевшие вовсе не собственным трудом, а на близости к власти, проводят сегодня роскошные мероприятия. Там они варятся в собственном соку, рассуждают про «теории успеха». Хотя их единственный настоящий успех, что они вовремя оказались рядом с Первым кругом», «Проблемы страны в непрофессионализме тех, кто решает. В развитых странах тоже полно непрофессиональных политиков (один Трамп чего стоит), но там многое решает реальный бизнес. А у нас решают те, кто держит руку на кране бюджета». В Китае коррупция приравнивается к измене родине, с соответствующим наказанием, вплоть до смертной казни. Максимальная мера наказания в виде смертной казни устанавливается за два вида преступлений: получение взятки (ст. 385 и ст. 386 УК КНР) и хищение государственного имущества (ст. 382 и ст. 383 УК КНР). У нас же с высокой трибуны было сказано: «Если госслужащий ошибся при принятии решения, при этом не преследуя злого умысла похитить бюджетные средства или незаконно обогатиться за счет взятки, он не должен привлекаться к уголовной ответственности. В противном случае мы парализуем госаппарат. В орбиту уголовного преследования должны вовлекаться чиновники, которые намеренно пошли на совершение коррупционных преступлений». Как-то так…

Асия НУРИМБЕТОВА

В Казахстане впервые пройдет олимпиада по финансовой грамотности и цифровой безопасности среди школьников

Республиканский научно-практический центр «Дарын» Министерства просвещения РК впервые запускает...

Қазақстанда алғаш рет оқушылар арасында қаржылық сауаттылық пен цифрлық қауіпсіздік олимпиадасы өтеді

Қазақстан Республикасы Оқу-ағарту министрлігінің «Дарын» республикалық ғылыми-практикалық орталығы алғаш...

Рухани кеңістіктегі ғылыми көпір

Стамбул қаласында Ислам тарихы, өнері және мәдениетін зерттеу орталығында...

Сот органдарынан шығатын ресми құжаттарға апостиль қою тәртібі

Қазіргі жаһандану дәуірінде азаматтар мен заңды тұлғалар шетелге жиі...