СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, ЗАДУМАННАЯ КАК ГАРАНТИЯ БЕСПЛАТНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ КАЗАХСТАНЦЕВ, В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ИСТОЧНИК ЕЖЕДНЕВНОГО СТРЕССА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ. ДЕПУТАТЫ МАЖИЛИСА ВЫРАЖАЮТ ОЗАБОЧЕННОСТЬ ТЕМ, ЧТО ОЖИДАНИЕ КТ, МРТ И ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗАТЯГИВАЕТСЯ, А АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОСЛОЖНЯЮТ ДОСТУП К МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
Депутат мажилиса Нурлан Ауесбаев обратился к министру здравоохранения Акмарал Альназаровой, чтобы привлечь внимание к систематическим ограничениям в предоставлении консультационно-диагностических услуг в рамках бесплатной медицинской помощи и системы обязательного социального медицинского страхования, которые, по его мнению, снижают доступность медицинской помощи почти наполовину. В своем обращении депутат подчеркивает, что введение ОСМС было направлено на повышение доступности и качества медицинской помощи населению. Однако, по его данным, за последние три года стоимость медицинских услуг выросла в 2,8 раза. При этом, несмотря на регулярные ежемесячные взносы граждан, качество и доступность медицинских услуг снизились почти на 47 процентов.
Основной проблемой, вызывающей недовольство граждан и профессионального сообщества, депутат считает искусственное и намеренное ограничение услуг, входящих в пакет ОСМС, включая врачебные консультации и консультационно-диагностические обследования. Как пояснил мажилисмен, чтобы пройти обследование – ПЦР, ИФА, КТ или МРТ, людям приходится ждать неделями, а иногда и месяцами. При этом результаты таких исследований действительны не более десяти дней. Если срок превышен, Фонд социального медицинского страхования может оштрафовать медицинскую организацию, выдавшую результаты. По мнению депутата, нарушения в системе охватывают не только пациентов, но и медицинский персонал. В частности, Нурлан Ауесбаев указывает на такие практики, как искусственное затягивание ожидания при наличии возможностей у медучреждения, вынужденное направление пациентов на платные услуги, чрезмерная бюрократия при получении обычного направления, обязательное посещение ненужных специалистов, что превращает лечение в изнурительный процесс. – Это истощает пациента и создает дополнительную нагрузку на врачей, мешая своевременному оказанию помощи, – отметил депутат. Жалобы граждан подтверждают тревогу мажилисмена. Так, пациенты отмечают, что к специалистам невозможно записаться, хотя в их графике есть свободное время. По словам Нурлана Ауесбаева, такие систематические ограничения неизбежно ведут к снижению качества медицинской помощи. Поздняя диагностика сложных и инфекционных заболеваний представляет реальную угрозу жизни. Это, как подчеркнул депутат, подрывает доверие к системе обязательного медицинского страхования. Фракция Общенациональной социал-демократической партии предлагает перейти на оплату медицинских услуг по факту их оказания. Это, по мнению парламентариев, позволит пациентам получать помощь сразу, без задержек. Также предлагается обеспечить полное и своевременное финансирование клиник. Данная мера, считает Н. Ауесбаев, поможет погасить долги и стабилизировать работу медучреждений. Депутаты настаивают на усилении цифровизации здравоохранения. Все медицинские информационные системы должны быть интегрированы для прозрачной и быстрой работы отрасли. Если назначенная клиника не может оказать услугу в течение десяти дней, пациент должен иметь возможность легко перейти в другое учреждение. Если государственная клиника не предоставила услугу, фракция предлагает направлять пациента в частную клинику с последующим возмещением расходов за счет Фонда обязательного медицинского страхования. Такой подход, как отмечалось, даст гражданам реальный доступ к медицинской помощи и снимет лишние бюрократические барьеры. Депутаты фракции Всеобщей социал-демократической партии подчеркивают, что реализация этих принципов несомненно будет способствовать восстановлению доверия граждан Казахстана к системе здравоохранения. При этом вопросы о прозрачности и эффективности работы ОСМС возникают не впервые. Ранее депутат Мажилиса Бакытжан Базарбек сообщил о подготовке четырех обращений в Генеральную прокуратуру. Они касаются аудита фармацевтической отрасли, фактов хищений в системе ОСМС, субсидий в сельском хозяйстве и отчета правительства. – В системе ОСМС выявлены факты хищений. Речь идет о компаниях, присваивавших деньги Фонда медицинского страхования, – пояснил Бакытжан Базарбек. Проверку, инициированную по его заявлению, планируется завершить в октябре. Председатель Фонда социального медицинского страхования Айдын Кульсеитов уточнил, что в состав проверяющих вошло более 46 экспертов. Она ведется практически во всех филиалах, во всех регионах. Также проводятся и встречные проверки. Пять раз приостанавливалась проверка. По словам главы фонда, за время проверки предоставлены ответы примерно на 70 запросов проверяющих.
Линара САКТАГАНОВА г. Астана


