12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Аспекты заключения договора о госзакупках

1 июля прошлого года Глава государства подписал новый Закон «О государственных закупах», нацеленный на упрощение и дебюрократизацию процедур. С 1 января 2025 года он вступил в законную силу, поэтому в данной статье хотелось бы остановитья на основных моментах договора о государтвенных закупах согласно новому закону.

В соответствии с п. 21 ст. 3 закона договор о госзакупках является гражданско-правовым договором, заключенным посредством веб-портала между заказчиком и поставщиком, удостоверенный посредством электронных цифровых подписей, за исключением случаев, предусмотренных правилами осуществления государственных закупок, утверждаемыми уполномоченным органом. Государственные закупки осуществляются одним из следующих способов: конкурса; аукциона; запроса ценовых предложений; из одного источника; через электронный магазин. Договор заключается сроком на один финансовый год. Его заключение и исполнение осуществляются в соответствии с законом, гражданским законодательством РК, правилами осуществления госзакупок. Договор должен содержать условия о полной оплате за поставку товаров, выполнение работ либо оказание услуг в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по данному договору. Договор вступает в силу после его подписания заказчиком и поставщиком. Если договор подлежит регистрации, он вступает в силу после его регистрации в соответствии с законодательством РК. Однако существуют и ограничения, связанные с участием в государственных закупках. Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если: 1) близкие родственники, супруг (супруга) или свойственники руководителей, учредителей, крупных акционеров данного потенциального поставщика и (или) уполномоченного представителя данного потенциального поставщика, а также сам учредитель, крупный акционер и аффилированные с ними лица обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора в проводимых государственных закупках; 2) потенциальный поставщик и (или) его работник оказывают и (или) оказывали заказчику либо организатору экспертные, консультационные и (или) иные работы, услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве заказчика, генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, где предметом госзакупок являются строительно-монтажные работы, инжиниринговые услуги по осуществлению технического надзора и управлению проектом, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в госзакупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации. 3) руководитель, учредитель или крупный акционер потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, и аффилированные с ними лица связаны с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников госзакупок; 4) руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в госзакупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, аффилированных с заказчиком; 5) руководитель, учредитель или крупный акционер потенциального поставщика, претендующего на участие в госзакупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включенным в реестр недобросовестных участников госзакупок; 6) потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в госзакупках, является руководителем, учредителем или крупным акционером потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников госзакупок; 7) потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников госзакупок; 8) потенциальный поставщик и (или) его руководитель (руководители), учредитель (учредители) или крупный акционер ранее совершили коррупционное преступление; 9) потенциальный поставщик и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель), их руководитель, учредитель или крупный акционер, а также аффилированные с ними лица имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены госорганом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в единый реестр должников (данное требование не распространяется на потенциальных поставщиков и поставщиков, определенных в случаях, предусмотренных п. п. 1), 25) и 26) п. 3 ст. 16 закона); 10) деятельность потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) приостановлена в соответствии с законодательством РК либо законодательством государства потенциального поставщика – нерезидента республики; 11) потенциальный поставщик и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель), и (или) их руководитель, учредители (акционеры) включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, и (или) перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в порядке, установленном законодательством РК; 12) потенциальный поставщик и (или) его учредители (акционеры), и (или) аффилированные лица их учредителей (акционеров) являются юридическими лицами, местом регистрации которых являются государство или территория, включенные в утверждаемый госорганом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, перечень государств с льготным налогообложением (офшорных зон); 13) в отношении потенциального поставщика вынесено решение суда, вступившее в законную силу, по просроченным и невыполненным договорным обязательствам по ранее заключенным договорам. Новый закон направлен на оптимизацию процедур проведения тендеров, повышение качества приобретаемых товаров, работ, услуг, а также поддержку отечественных производителей. Изменения коснулись следующего: – сокращены сроки проведения конкурса (обсуждение конкурсной документации с пяти до двух рабочих дней; прием заявок с 15 до пяти рабочих дней; рассмотрение заявок и подведение итогов с десяти до трех рабочих дней); – внедрен общественный мониторинг по работам, связанным со строительством; – реализован новый порядок обжалования итогов закупок. В целях оперативного проведения закупок и исключения затягивания процедур жалобы будут рассматриваться самим организатором закупок; – в целях приобретения малозначительных закупок внедрено право одного источника товаров до сотни МРП, работ и услуг до 500 МРП. Для сельских акиматов порог закупок из одного источника увеличен с трех до четырех тысяч МРП; – в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства установлено приоритетное право закупа товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 50 тысяч МРП у данной категории субъектов; – в целях развития конкуренции и защиты бизнеса заявки поставщиков, являющихся госучреждениями и субъектами квазигоссектора, будут автоматически отклонены веб-порталом при наличии не менее двух заявок от поставщиков, являющихся субъектами частного предпринимательства; – изменились основания для признания госзакупок несостоявшимися – раньше нельзя было заключить контракт, если в конкурсе участвовал только один поставщик, теперь такая опция возможна. Необходимо добавить, что под действие нового закона не попадают субъекты квазигосударственного сектора – национальные управляющие холдинги, национальные компании и организации (такие, к примеру, как фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» или социально-предпринимательские корпорации).

Салтанат МАМАНОВА, главный специалист отдела по праворазъяснительной работе и оказанию юридических услуг Департамента юстиции Костанайской области

Сот органдарынан шығатын ресми құжаттарға апостиль қою тәртібі

      Апостиль – бұл құжаттың түпнұсқалығын және оны берген мемлекеттік...

Кассациялық соттардың құрылуы мен қызметі

            2024 жылғы 5 шілдедегі №109-VIII ҚРЗ Қазақстан Республикасының...

В Казахстане убрано более 12 миллионов гектаров пшеницы

Уборка урожая в стране проводится в соответствии с установленным...

Аумағы 12 млн гектардан асатын бидай алқаптары жиналды

Елімізде егін жинау жұмыстары жоспарлы түрде жүргізілуде. Шаруалар техника,...

Kazakhstan Prevention Days аясында «Полициядағы бір күн» жобасы өтті

Бүгін Алматыда Kazakhstan Prevention Days атты еліміздегі құқықбұзушылықтардың алдын...