12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Акцент – на качество и доступность

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ – ОДНА ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ СФЕР ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ОТ КАЧЕСТВА КОТОРОЙ ЗАВИСЯТ ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН. НО НАСКОЛЬКО ОТВЕЧАЕТ ЭТА СФЕРА ЗАПРОСАМ И ЧАЯНИЯМ ЛЮДЕЙ, МОЖНО СУДИТЬ, ПОПАВ В ПОЛИКЛИНИКИ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ НА ПЕРЕДНЕМ ФЛАНГЕ ОТРАСЛИ ЗДОРОВЬЯ, ОБСЛУЖИВАЯ ЖИТЕЛЕЙ МНОГОНАСЕЛЕННЫХ МИКРОРАЙОНОВ.

О том, как справляются со своей миссией амбулаторные службы, можно узнать, зайдя в любое из учреждений. Люди не ходят в поликлинику из праздности. В стремлении поправить свое здоровье пациенты зачастую сталкиваются с рядом проблем, которые сводят на нет все усилия государства по развитию и совершенствованию здравоохранения. Одной из самых распространенных нареканий являются долгие очереди, когда приходится затрачивать значительное количество времени на ее ожидание. Особенно это касается профильных специалистов, к которым можно попасть, только пройдя прием у участкового терапевта. Своевременная диагностика и лечение заболеваний становятся возможными в результате хождений по врачебным кабинетам, выстаивании в очередях. Поэтому назрел вопрос оптимизации работы медицинских учреждений, внедрении современных информационных технологий для записи на прием и увеличении числа узкопрофильных специалистов. Большой поток пациентов, особенно к таким специалистам, может сказаться на качестве оказания медицинских услуг, проявляться в недостаточной внимательности врачей, порой и несоответствии поставленного диагноза с реальным состоянием здоровья или недостаточном информировании о методах лечения. Пациент хочет быть услышанным, получить полную клиническую картину, чтобы исключить другие возможные заболевания. Да и отсутствие точной диагностики может привести к ошибкам в лечении. Многие для экономии времени обращаются в частные клиники, но и здесь их напрягают, на их взгляд, ненужные консультации и исследования, которые финансово отягощают пациента. Всем нам врезалось в память, как главврач одной из медучреждений г. Алматы во всеуслышание призывал своих коллег «крутить больных». Кто бывает в поликлиниках микрорайонов, тот знает, что наибольшее столпотворение можно наблюдать у окошка аптеки, где идет выдача медикаментов в рамках гарантированной медицинской помощи, назначенных врачом лицам, состоящим на учете. Нередко необходимые препараты поступают не вовремя, и их отсутствие создает ажиотаж и дополнительные сложности. В то же время нехватка жизненно важных медикаментов, их запоздалая выдача могут серьезно ухудшить состояние больных и затруднить лечение. Решение данной проблемы требует от государства создания эффективной системы обеспечения медицинских учреждений всем необходимым, а также развития закупок и логистики.

Поставками лекарственных препаратов занимается СК «Фармация», в работе которой в 2024 году были выявлены коррупционные нарушения, отмечалось, что свыше половины всех аукционов по закупу лекарств проходили неконкурентным способом, когда победитель определялся способом подачи лишь одной заявки. Компетентные органы заявили, что данной возможностью воспользовались фармкомпании, вступив в сговор с определенными поставщиками. В итоге на тендере выигрывали наиболее высокие цены. Здесь не приходится говорить о конкуренции. Антикор заявил: проверка документации показала, что при заключении 13 договоров о закупе медоборудования риски завышения стоимости превысили 6,5 млрд тенге. Было также установлено, что производились выплаты от зарплат, премий и командировочных сотрудникам, которые на самом деле в компании не работали. Факты коррупционных рисков существовали и при трудоустройстве в компанию. Таковой вот менеджмент, который позволял обходить реальных производителей, делая ставку на посредников по максимальным ценам. Это было обозначено, как картельный сговор, питательной средой для которого, как известно, является сложность бюрократических процедур, связанных с закупками, долгие сроки согласований и сложные административные барьеры, что в целом затрудняет оперативное реагирование на потребности системы здравоохранения. В свою очередь ТОО «СК-Фармация», являясь единым дистрибьютором лекарств для лечебных учреждений страны, выставила свои претензии к 50 клиникам и медцентрам, обратившись в СМЭС г. Астана, потребовав вернуть 108 млн тенге. Было заявлено при этом, что в ходе сверки сводных реестров за 2022 год НАО «Фонд социального медицинского страхования» выявил «ряд несоответствий с данными о пациентах в информационных системах льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан РК с определенными заболеваниями». Были названы причины – отсутствие на диспансерном учете, отметок о посещении врача в Медицинской информационной системе. При этом было отмечено, что эти недостатки являются системной проблемой, которая образовалась из-за неотработанного порядка отпуска лекарств и надлежащего учета, связи между электронным регистром диспансерных больных и информационной системой лекарственного обеспечения. Понятно, что решение этих проблем требует комплексного подхода – со стороны государства, медицинских учреждений и самих пациентов. Выполняя роль одного из главных игроков на рынке фармации, обеспечивая доступность медикаментов для населения, СК «Фармация» призвана ответственно выполнять свои важные функции, влияющие на общую эффективность системы здравоохранения. Для обеспечения контроля, прозрачности в финансовых и административных процессах Минздравом с 1 января 2025 года по всей стране стартовал пилотный проект по подтверждению оказанной медицинской услуги через идентификацию пациента по шестизначному коду, предоставляемому по сервису «Цифровой документ» «электронного правительства». Однако данную систему по идентификации с использованием технологии Face ID пациенты встретили без энтузиазма, и зачастую просто-напросто отказываются от прохождения Face ID, а также от предоставления шестизначного кода по сервису «Цифровой документ». Так что изменения по улучшению медицинских услуг и обеспечению контроля остаются дискуссионными, и нужно время, чтобы практика устоялась. Требуется серьезный анализ, повышение прозрачности финансовых и административных процессов, улучшение контроля качества с учетом нужд людей. Создание надлежащей системы управления, устранив бюрократические барьеры, обеспечивающей простой и надежный доступ к информации. Только так можно улучшить функционирование системы, сделав акцент на качестве и культуре, что повысит уровень здравоохранения, этой жизненно важной сферы для каждого казахстанца. Вопрос кадрового дефицита в регионах был поднят министром здравоохранения Акмарал Альназаровой на недавнем заседании правительства. Отмечалось, что для привлечения врачей в аулы государство предлагает солидную помощь — восемь с половиной млн для тех, кто приедет работать в село по востребованной медицинской специальности. «Кроме того, специалистам здравоохранения, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты, оказывают меры социальной поддержки в рамках программы «С дипломом – в село!» — подчеркнула министр. Предусмотрены и другие социальные гарантии и выплаты. Раскритиковал акиматы за то, что они затягивают строительство объектов здравоохранения в регионах и Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов. На строительство объектов первичной медико-санитарной помощи уже было выделено более 120 млрд тенге и 31 млрд тенге – на реконструкцию районных больниц. В проект вложили даже средства, конфискованные у олигархов в рамках возврата активов. Однако строительство завершено полностью только в пяти регионах – СКО, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской и Туркестанской областях. А вот области Жетысу, Улытау, Актюбинская, Акмолинская, Жамбылская и Карагандинская оказались в зоне риска. В одних регионах до сих пор не разработали проектно-сметную документацию, в других — не провели госэкспертизу по проектам. Мы понимаем, что бюджетные средства надо экономить. Здравоохранение тоже не «бездонная бочка» и нуждается в строгом контроле и регуляторных функциях соответствующих органов, разумном и рациональном использовании ресурсов, в эффективном распределении нагрузки среди врачей. Это необходимо для обеспечения пациентов качественным и доступным сервисом, более быстрого доступа к необходимой помощи, координации медицинского обслуживания, принятия оправданных шагов для улучшения системы.

Асия НУРИМБЕТОВА

Ждем результатов проверки?

Одно дело, когда о каких-то нарушениях в государственных органах...

Ответственность за транспортные преступления 

Действующее законодательство Казахстана выделяет составы транспортных преступлений в отдельную...

«Каспий» биржасында ұйымдастырылған күкірт саудасы басталды

«Каспий» тауар биржасында агроөнеркәсіптік және химиялық секторлар үшін стратегиялық...

Ұлт бірлігі — ұлы байлық

Алматы қаласының ҚАЖ Департаментіне қарасты  №11 мекемесінде кәмелетке толмаған...