Как мы знаем, в марте 2010 года Казахстан официально присоединился к болонской декларации и стал 47-м членом Европейской зоны высшего образования и первым центральноазиатским государством, признанным полноправным членом европейского образовательного пространства. После присоединения к болонскому процессу в системе высшего образования Казахстана произошли серьезные изменения.
Республика Казахстан одной из первых на постсоветском пространстве ввела кредитную систему обучения (согласно Болонской конвенции) и перешла на трехступенчатую систему подготовки кадров (высшее базовое образование (бакалавриат), высшее специальное/научно-педагогическое образование (магистратура), докторантура PhD). Программы докторантуры PhD в РК были введены с 2005 года в рамках эксперимента в соответствии с приказом Министерства образования и науки № 326 от 23 мая 2005 года. С 2011 года докторантам, закончившим программу обучения и защитившим диссертацию, стали присваивать ученую степень «доктор философии (PhD)». По завершении данной программы, отличием стало то, что ученая степень присваивалась Комитетом по контролю в сфере образования и науки (ККСОН) Министерства образования и науки РК на основании решения диссертационных советов по защите диссертаций на присуждение степени доктора философии (PhD), доктора по профилю. В настоящее время данное право дано самим высшим учебным заведениям, то есть, выдается диплом собственного образца. Так, основанием для выдачи обучавшимся с особыми образовательными потребностями в организации образования является приказ руководителя организации. Согласно ст. 36 Закона РК «Об образовании» послевузовское образование приобретается гражданами, имеющими высшее образование. Обучение по образовательным программам послевузовского образования осуществляется в формах очного обучения и (или) онлайн-обучения со сроком обучения не менее трех лет. Данная норма также была дополнена, ранее была только форма очного обучения. Введение возможности онлайн-обучения, на наш взгляд, свидетельствует о том, что данную программу могут выполнить лица, находящиеся на основной работе, к примеру, на государственной службе. Считаем, что онлайн обучение для данной образовательной программы должно быть регламентировано с учетом всех особенностей ее реализации. Образовательная программа подготовки доктора философии (PhD) имеет научно-педагогическую направленность и предполагает фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по соответствующим направлениям наук для системы высшего и послевузовского образования и научной сферы. Образовательные программы докторантуры структурируются по принципу модульного обучения. Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке докторов философии (PhD) (доктора по профилю) является освоение докторантом не менее 180 академических кредитов, включая все виды учебной и научной деятельности. В Казахстане предусмотрена возможность досрочного освоения образовательной программы докторантуры независимо от срока обучения. Требования к уровню подготовки докторанта определяются на основе Дублинских дескрипторов третьего уровня высшего образования (докторантура) и отражают освоенные компетенции, выраженные в достигнутых результатах обучения. Дескрипторы третьего уровня в рамках Всеобъемлющей рамки квалификаций Европейского пространства высшего образования отражают результаты обучения, характеризующие способности обучающегося, а именно демонстрировать системное понимание области изучения, овладение навыками и методами исследования, используемыми в данной области; демонстрировать способность мыслить, проектировать, внедрять и адаптировать существенный процесс исследований с научным подходом; вносить вклад собственными оригинальными исследованиями в расширение границ научной области, которые заслуживает публикации на национальном или международном уровне; критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи; сообщать свои знания и достижения коллегам, научному сообществу и широкой общественности; содействовать продвижению в академическом и профессиональном контексте технологического, социального или культурного развития общества, основанному на знаниях. По мнению экспертов, несмотря на то, что Казахстаном была воспринята современная «западная» модель подготовки докторов философии (PhD), качество как обучения специалистов, так и финального продукта – диссертаций – вызывает серьезные нарекания. На начало 2020–2021 учебного года в докторантуре было зарегистрировано 6 914 человека. Прием составил 2094 человек, выпуск – 1446, из них около 33 процентов – с защитой диссертации. Как показывают данные, процесс подготовки кадров высшей научной квалификации идет по расширенной траектории. Численность учащихся в 2020 году достигла максимальных показателей. На это оказало значительное влияние расширенный прием 2018 года – почти три тысячи человек. Основной контингент обучающихся составляют докторанты PhD – 96,6 процента, а на долю докторантов по профилю приходилось около трех процентов. Выпуск 2020 года превысил предыдущий на 541 человека. Одной из основных характеристик оценки качества подготовки научных кадров является количество защищенных диссертаций за период обучения в докторантуре. В 2020 году численность защитившихся составила 483 человека или 33,4 процентов, улучшив позицию по сравнению с предыдущим годом на 5,9 процентных пункта. Несколько слов о научном руководстве по диссертациям. Назначаются два консультанта – национальный и зарубежный. Они должны иметь ученые степени (кандидат наук, доктор наук, доктор философии (PhD), доктор по профилю) или академические степени доктора философии (PhD), доктора по профилю или степени доктора философии (PhD), доктора по профилю и являться специалистами в области научных исследований докторанта. В связи с этим, при назначении научных консультантов обращают внимание на их научные публикации, так как они являются важным индикатором их научной производительности. Они демонстрируют вклад каждого ученого в мировую базу знаний. Для Казахстана задача вхождения на мировую образовательную и научную арену остается приоритетной и существенной, при этом качество отечественных научных трудов должно иметь высокий уровень. Ученые, не имеющие индекса Хирша, статей в международной базе данных, не смогут быть научными руководителями не только у докторантов, но и у магистрантов. Кроме того, при выделении грантов на исследовательские проекты, приеме преподавателей на работу, назначениях на должности ученым придется преодолевать такие «барьеры», как Scopus, индекс Хирша. В результате те из них, кто не адаптирован к новой системе, уже сталкиваются с множеством трудностей. К научным результатам диссертации на соискание степени доктора философии (PhD), доктора по профилю предъявляются высокие требования. Они должны быть опубликованы до защиты диссертации в научных изданиях, включенных в Перечень научных изданий, рекомендуемых для публикации основных результатов научной деятельности, утверждаемый Министерством науки и высшего образования РК, и (или) в международном рецензируемом научном журнале. Статьи в международных рецензируемых научных журналах учитываются в зависимости от направления подготовки. Для направлений подготовки по естественным наукам, техническим и медицинским специальностям требуется публикация статьи в изданиях, входящих в определенный квартиль по данным Journal Citation Reports (Жорнал Цитэйшэн Репортс) (далее – JCR (ЖСР) компании Clarivate Analytics (Кларивэйт Aналитикс), или в изданиях, имеющих в базе данных Scopus (Скопус) показатель процентиль по CiteScore (СайтСкор). Для остальных направлений подготовки кадров – в изданиях, имеющих импакт-фактор по данным JCR (ЖСР) или индексируемых в базе данных Web of Science Core Collection (Вэб оф Сайнс Кор Коллекшн) (разделы Arts and Humanities Citation Index (Aрт энд Хьюманитис Цитэйшэн Индекс), Science Citation Index Expanded (Сайенс Цитэйшэн Индекс Экспандид), Social Sciences Citation Index (Сошиал Сайенсиз Цитэйшэн Индекс) компании Clarivate Analytics (Кларивэйт Aналитикс), а также в изданиях, имеющих в базе данных Scopus (Скопус) определенный показатель процентиль по CiteScore (СайтСкор). В случае наличия одной научной статьи в журнале, входящем в первый квартиль базы JCR (ЖСР) и имеющем в базе данных Scopus (Скопус) показатель процентиль по CiteScore (СайтСкор) не менее 50-ти, других публикаций не требуется. Если показатель процентиля по CiteScore (СайтСкор) не менее 25-ти в базе данных Scopus (Скопус), количество статей в журналах из Перечня изданий составляет три. В случае наличия одной статьи в журнале, имеющем импакт-фактор, по данным JCR (ЖСР) или показатель процентиль по CiteScore (СайтСкор) не менее 25-ти в базе данных Scopus (Скопус) и одной статьи в журнале, входящем в первые три квартиля базы JCR (ЖСР) или публиковать статьи в научных изданиях, включенных в Перечень изданий, не требуется. В марте 2021 года в Казахстане в системе докторантуры PhD произошли изменения в форме представления окончательной работы докторского исследования. Во-первых, диссертация может быть представлена в форме диссертационной работы. Во-вторых, в виде серии из не менее чем двух статей и одного обзора, опубликованных в изданиях, входящих в первый и/или второй квартиль по данным Journal Citation Reports (Жорнал Цитэйшэн Репортс) компании Clarivate Analytics (Кларивэйт Aналитикс). В одной из статей докторант должен быть первым автором или первым автором для корреспонденции. Данное новшество удивило научную общественность Казахстана, а именно получить степень PhD без написания диссертационной работы – при наличии публикаций во влиятельных научных изданиях: одного обзора и двух статей в журналах Q1-Q2 WoS, в которых докторант является первым автором или автором для корреспонденции. Реформы в системе подготовки PhD докторов коснулись и деятельности диссертационных советов. «Утвержденный на три года постоянный состав диссовета зачастую принимает решение при отсутствии специалистов по направлению защищаемой диссертации», – считает А. Аймагамбетов (министр образования и науки РК с 2019 по 2020 годы). По его словам, за 2019 и 2020 годы «диссоветами в национальных вузах отрицательное решение принято только по двум диссертациям из 266». В связи с этим, сообщал экс-министр, меняется порядок формирования диссертационного совета. Защита будет проходить в прямом эфире с трансляцией в интернете. Он говорил, что онлайн-защита станет традицией, сославшись на опыт таких известных университетов, как Беркли, Оксфордский, Кембриджский, Гарвардский университеты. Так, в соответствии с п. 5 Типового положения о диссертационном совете, в состав диссертационного совета не является постоянным, только 50 процентов членов диссертационного совета являются постоянными членами, в том числе – председатель, заместитель председателя и ученый секретарь. Временными членами диссертационного совета не назначаются научные консультанты, а также лица, аффилированные с докторантом или его научным консультантом. Создание диссовета для каждой защиты на практике создает много сложностей. Для того, чтобы войти в состав совета временным членом, у кандидата должны быть публикации в международных журналах с импакт фактором по теме исследования, что не всегда возможно обеспечить. На практике эта ситуация вызывает серьезные затруднения, из-за этой причины откладывается защита диссертации. Полагаю, что это искусственное препятствие должно быть преодолено и предложены оптимальные пути решения. Становление докторантуры PhD в Казахстане началось с внедрением трехступенчатой системы образования, кредитной технологии обучения. Законодательство РК в области докторантуры PhD находится в состоянии системного совершенствования. В то же время частые его изменения создают нестабильность и серьезные препятствия для подготовки докторов PhD. Прежде чем, вносить подобные правовые изменения следует их апробировать в виде эксперимента, обсуждать в широких научных кругах. Засчитывать диссертацию в форме двух научных статей, что было предусмотрено в марте 2021 года в Правилах присуждения степеней, считаем неприемлемым решением. Согласно п. 10 ГОСО, докторская диссертация представляет собой самостоятельное исследование, в которой разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое научное достижение, или решена научная проблема, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения. Изложить теоретические положения в двух научных статьях не представляется возможным. Полагаем, что следует исключить из Правил присуждения степеней пп. 2 п. 5-1, дополнив п.п.1 данного пункта требованием обязательной публичной защиты диссертации, что даст возможность удостовериться научной общественности в уровне подготовленности диссертанта, выявить обоснованность, уровень решения научной проблемы. Вместе с тем, обращаем внимание, что научные статьи готовятся коллективом авторов, первый автор и автор по корреспонденции не всегда могут являться подлинными авторами новых научных идей, решений. В связи с этим, следует требовать подготовки самостоятельно подготовленной научной статьи или обзора. К тому же, публикация статьи в научных журналах с высоким рейтингом не всегда может быть показателем научных достижений диссертанта. В каждой ситуации диссовет должен определять степень участия диссертанта в получении научно обоснованных результатов. Доктор PhD в Казахстане не является ученой степенью, тогда как во многих зарубежных странах данный вопрос решен в пользу признания ученой степени.
Лаззат ЕРКИНБАЕВА,
д.ю.н., профессор кафедры
таможенного, финансового и
экологического права,
юридического факультета КазНУ
имени аль-Фараби