Строительство порядка 200 объектов придоржного сервиса требуется в Казахстане. Об этом заявил Министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев на Правительственном часе в Мажилисе.
– Вдоль республиканской сети количество объектов придорожного сервиса должно составлять не менее 1900 объектов. На сегодняшний день вдоль республиканской сети расположено 1 701 объектов сервиса, 69 процентов из которых находится в нормативном состоянии, – сказал Каирбек Ускенбаев. В этом году, по словам министра, за счет привлечения частных инвестиций планируется строительство более 60 объектов (АЗС, санитарно-гигиенические узлы) и приведение в нормативное состояние порядка 70 существующих объектов, что позволит довести вышеуказанный показатель до 74 процентов. Как сообщил Каирбек Ускенбаев, при развитии объектов придорожного сервиса часто возникает проблема с ограничениями по предоставлению земельных участков, так как они сейчас находятся в ведении местных исполнительных органов. – Для решения этой проблемы мы предлагаем соответствующую поправку в Земельный кодекс в части передачи земель, расположенных вдоль республиканских дорог от местных исполнительных органов национальному оператору «КазАвтоЖол» и в дальнейшем на конкурсной основе осуществлять передачу потенциальным инвесторам для развития сервиса с последующим выкупом, – добавил Каирбек Ускенбаев. Далее Министр индустрии и инфраструктурного развития сообщил, что сейчас в процессе проектирования в автодорожной отрасли находятся три новых проекта.
Это такие проекты, как: «Атырау-Уральск» с юго-западным обходом города Уральска – 521 км (13 участков), «Жезказган-Караганда» – 513 км (12 участков); «Актобе–Улгайсын» – 262 км (семь участков). – Завершение проектных работ планируется в 2024 году с последующим началом строительно-монтажных работ, – уточнил Каирбек Ускенбаев. Министр также добавил, что согласно национальному стандарту объекты придорожного сервиса должны располагаться вдоль дороги в зависимости от категории сервиса. То есть, каждые 50 км должны быть размещены объекты, относящиеся к категории Д (АЗС, СГУ, пункт розничной торговли), через каждые 250 км – объекты категории А (объект, предусматривающий весь спектр услуг). Кроме того, Каирбек Ускенбаев сообщил, что на сегодняшний день в нормативном состоянии находятся 90 процентов автодорог республиканской сети и 80 процентов дорог местной сети. – В текущем году ведутся строительно-монтажные работы на более 11 тысяч километров автодорог общего пользования. Из них на республиканской сети ведется строительство и реконструкция четырех тысяч километров, капитальным и средним ремонтом охвачено порядка трех тысяч километров, – сказал Каирбек Ускенбаев. На местной сети автодорог всеми видами ремонта охвачено 4,6 тыс. км. Из республиканского бюджета на развитие автодорожной отрасли на 2022 год выделено 603 млрд тенге. Общая протяженность автомобильных дорог страны на сегодня составляет 96 тыс. км. Очень важным можно считать заявление Министра индустрии и инфраструктурного развития РК на Правительственном часе в Мажилисе о том, что согласно поручению Главы государства, все ранее начатые проекты в автодорожной отрасли должны быть завершены в срок. – Сегодня в казахстанской автодорожной отрасли таких проектов насчитывается 17 с общим охватом четыре тысячи километров со сроком реализации до 2024 года. До конца года планируется открыть движение порядка одной тысячи, – сказал Каирбек Ускенбаев. На оставшихся трех тысяч километрах, по словам министра, работы будут завершены в 2023 году. – В направлении «центр – юг» до конца 2024 года будут завершены проекты «Караганда – Балхаш – Бурылбайтал – Курты – Капшагай» и «Мерке – Бурылбайтал» общей протяженностью 1 208 км. Общая протяженность участка «Караганда – Балхаш – Бурылбайтал – Курты – Капшагай» – 946 км. Открыто движение на 428 км. До конца года дополнительно обеспечим движение еще на 106 км. Оставшиеся 412 км завершим в 2023 году, – уточнил Каирбек Ускенбаев. Глава ведомства также отметил, что по проекту «Мерке – Бурылбайтал» протяженностью 262 км к концу года движение откроется на всем протяжении автодороги. На сегодняшний день открыт проезд на 158 км, ведутся работы на оставшихся 104 км. В восточном регионе страны реализуются три крупных автодорожных проекта общей протяженностью 1 363 км, это «Талдыкорган – Усть-Каменогорск», «Калбатау – Майкапшагай», «Ушарал – Достык». В следующем году по всем этим участкам будут завершены строительно-монтажные работы. – На участке «Талдыкорган – Усть-Каменогорск», общей протяженностью 768 км, открыто движение на 649 км, оставшиеся 119 км завершим в 2023 году. На участке «Калбатау – Майкапшагай», общей протяженностью 415 км, движение открыто на 159 км. До конца года откроем движение еще на 15 км. В следующем году мы запустим оставшиеся 241 км. На участке «Ушарал – Достык», общей протяженностью 180 км, обеспечен проезд на 155 км, 25 км мы достроим в 2023 году, – сказал Каирбек Ускенбаев. Также отмечено, что в западном регионе ведется реконструкция автодороги «Актобе–Атырау–Астрахань», общей протяженностью 736 км. Как пояснил министр, по участку «Актобе – Кандыагаш» протяженностью 96 км на сегодня обеспечен проезд на 52 км, до конца этого года будет завершено строительство 44 км и откроется движение (две полосы) на всем протяжении дороги, кроме обходов городов Алга, поселка Бештамак и города Кандыагаш. Полностью данный проект будет закончен в 2023 году.
По проекту «Кандыагаш – Макат» протяженностью 339 км все асфальтобетонные работы завершены. По проекту «Атырау – Астрахань» протяженностью 277 км на сегодняшний день открыто движение на 60 км, а также в конце года будет обеспечен проезд по новому покрытию еще на 70 км, в том числе через населенные пункты Тущыкудык, Аккыстау и далее на Жанбай. Остаток работ на 147 км намечен на 2023 год. – Согласно поручению Главы государства, в текущем году мы начали реализацию двух участков автодороги «Подстепное – Федоровка» протяженностью 72 км. Также в этом году начата реализация проекта по строительству дороги «Кызылорда-Жезказган» общей протяженностью 218 км, – добавил Каирбек Ускенбаев.
Диас ЭМИР