12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

Понятие «Основной закон» нашей страны, по большому счету, мало, о чем говорит рядовому человеку. Между тем, Конституция — основной Политико-Правовой документ, в котором даны ориентиры развития общества и государства. Безусловно, правовые нормы Конституции не регулируют подробно и всесторонне общественные отношения в таких важных сферах общества, как политическая, экономическая, социальная, культурная, а лишь только существенные, главные стороны общественных отношений. Правовые нормы Конституции Республики Казахстан этим и отличаются от Правовых норм других отраслей права.

На вопросы газеты отвечает Нажия Хусаиновна Калишева, доктор юридических наук, профессор юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби.

— Нажия Хусаиновна, летом в Казахстане прошел референдум по внесению поправок в Конституцию РК, ожидать ли пересмотра нашего законодательства в этой связи?

— Действенным практическим инструментом влияния Основного закона на все области жизнедеятельности общества и государства, активную деятельность гражданского общества в правозащитной сфере, работу органов государства и их должностных лиц строго в рамках Конституции и законов Республики Казахстан является прямое действие Конституции. Вместе с тем, Конституция, как Основной Закон, не может предусматривать ответы на все вопросы, возникающие в различных сферах правового регулирования общественных отношений, но по сравнению с другими источниками конституционного права имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории Казахстана. Исторически важным является обращение Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева с Посланием к народу Казахстана в марте текущего года. В нем Глава государства обозначил ключевые ориентиры политического и экономического развития страны, которые будут выражаться в проведении политических реформ, вырабатываемых с учетом мнения экспертов и общественности. Реформы являются логическим продолжением уже начатых преобразований, содействуют последовательной демократизации и обеспечивают устойчивость и управляемость государства. Проведенный всенародный референдум в Казахстане 5 июня 2022 года свидетельствует о том, что большинство казахстанских граждан проголосовали за предложенные конституционные поправки, которые ускорят проведение таких преобразований. Поэтому внесение поправок в ряд законов необходимо.

— Как вы оцениваете ход конституционных реформ?

— Ранее все конституционные реформы, которые проводились в стране, будучи рациональными в своей основе, безусловно, были направлены на эволюционное развитие общества и государства, на защиту прав каждой отдельно взятой личности, на закрепление принципа разделения государственной власти и на определение полномочии ветвей этой власти и т.д. Ведь для жизнедеятельности любого государства важное значение всегда имеют отношения, которые складываются между высшими государственными органами: Главой государства, Парламентом и Правительством. Насколько четко будут в Основном Законе страны определены их статусы, присутствовать стремление конкретных политиков и управленцев действовать сообща на пользу людей, настолько же целеустремленно, профессионально и эффективно будет государство в осуществлении своего главного предназначения по обеспечению прав и свобод человека, его достойной жизни, конкурентоспособности страны. В статье 3 раздела I «Общие положения» Конституции Республики закреплен принцип единораздельности государственной власти: «государственная власть в республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов». Такое разделение властей с точки зрения государственно-правовой теории создает конституционный механизм сдержек и противовесов, обеспечивающий стабильность политической системы государства, обеспечивая при этом максимальную эффективность государственной власти. При этом каждая из трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) функционирует в свойственной только ей форме: для законодательной власти — это законотворчество, для исполнительной — публичное управление, для судебной — правосудие. При этом не может быть объединения как между видами государственной власти, так и соответствующими им формами реализации, иначе следствием будет концентрация всей полноты власти в одних руках.

— Вы упомянули о системе сдержек и противовесов. Можно поподробнее об этом сказать?

— Комментарий к Конституции Республики Казахстан под «системой сдержек и противовесов» понимает совокупность установленных в Конституции организационных и правовых мер, обеспечивающих деятельность ветвей государственной власти в рамках их полномочий, предусматривающих ответственность за их превышение. Такое толкование, данное еще академиком Г.С. Сапаргалиевым, дает основание к пониманию того, что система «сдержек и противовесов» порождена разделением государственной власти на ветви. Конституция и соответствующее законодательство любого государства, признавшего принцип разделения государственной власти на ветви, содержат все элементы системы сдержек и противовесов, начиная с момента формирования ветвей государственной власти, включая весь процесс их деятельности до завершения таковой досрочно или в предусмотренный срок. В этой связи можно выделить некоторые особенности системы сдержек и противовесов, опираясь на Конституцию и действующее национальное законодательство Казахстана. Считаю уместным проводить классификацию по следующим основным признакам, учитывая, что: — сдержки и противовесы закрепляются в основном в Конституции, поэтому являются конституционными средствами формирования и уравновешивания деятельности органов государственной власти; — сдержки и противовесы не являются случайной, хаотичной совокупностью средств воздействия на ветви государственной власти, а представляют собой логически и органически связанную, обусловленную сущностью государственного механизма систему средств; — каждая из ветвей государственной власти наделяется специфическими видами сдержек и противовесов, которые она может использовать в случае необходимости; — система сдержек и противовесов действует между ветвями и органами, не входящими в ветви; — система сдержек и противовесов действует во всех органах сверху донизу; — сдержки и противовесы служат для того, чтобы ни одна из ветвей государственной власти не могла узурпировать всю государственную власть; — сдержки и противовесы должны обеспечивать самостоятельное функционирование всех ветвей государственной власти в соответствии с их компетенцией; — сдержки и противовесы должны обеспечивать взаимодействие, согласованное функционирование всех ветвей государственной власти, а также органов, не входящих в ветви. Это позволяет сделать вывод о том, что «система сдержек и противовесов» является основой для правильного формирования и синхронного функционирования всего государственного механизма в процессе преодоления трудностей, кризисных ситуаций при выполнении государством всех его функций. Проблема это актуализируется и подходом к «системе сдержек и противовесов», как к элементам системы. При этом под «сдержками» следует определять такие организационные и правовые средства, которые направлены на обеспечение законности в процессе формирования органов государства, не допускать нарушения органами государственной власти своих полномочий или исправления допущенных нарушений. Так, строгое соблюдение избирательного законодательства позволяет обеспечить формирование Мажилиса и Сената, а строгое соблюдение Конституции позволяет Парламенту осуществлять свою законодательную деятельность в ее рамках. «Противовесы» — это такие организационные и правовые средства, которые создают условия для нормального функционирования ветвей государственной власти в целостном механизме правового регулирования. Отдельного внимания заслуживает анализ пространства власти и в плане обнаружения действия принципа сдержек и противовесов при рассмотрении вертикальной и горизонтальной иерархии власти и структур, ее составляющих. Полагаю, что при этом принцип сдержек и противовесов играет значимую роль не только в горизонтальной плоскости, на уровне «равнозначных» ветвей власти (например, «Парламент — Правительство — Верховный суд»), но и в вертикальной плоскости — например, при передаче части полномочий с общегосударственного на местный уровень власти в вопросах формирования бюджета, управления территориями, сбора налогов и т. д. Здесь, на «вертикали», также происходит санкционированный конституционно-правовым и иным законодательным образом обмен символическим властным «капиталом», перераспределение точек его функционального приложения и др. Действующая Конституция Республики Казахстан законодательно закрепила такое измерение суверенитета, напрямую связанное с конституционными права и полномочиями Президента страны и ветвей государственной власти. Основной Закон Казахстана стал конституционно-правовой базой строительства новой системы государственных органов: формы правления, формы устройства, окончательного закрепления принципа разделения государственной власти на ветви и продолжает служить государству, обществу и каждому гражданину, непосредственно воздействуя на общественные отношения, а также являясь правовым источником развития национальной системы права.

— Какие еще вопросы были решены внесением поправок в Конституцию РК?

— Новые конституционные преобразования затронули практически все политические институты. Пересмотрены ключевые полномочия основных институтов власти, в том числе Президента, Парламента страны, системы местного самоуправления, партийной, избирательной и судебно-правоохранительной систем, сформирована устойчивая система сдержек и противовесов. В результате ожидается окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом. В числе изменений надо отметить значительное ослабление президентских полномочий, так введено законодательное закрепление обязанности для Президента прекратить свое членство в политической партии на срок исполнения своих полномочий, для ближайших родственников Президента введен законодательный запрет на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе, который направлен на минимизирование в будущем риска концентрации власти следующими президентами. Реформы предполагают совершенствование системы сдержек и противовесов Президента и Парламента. Среди них — снижение президентской квоты в Сенате с 15 до 10 мест, при этом половина новой квоты будет рекомендоваться Ассамблеей народа Казахстана. Для назначения Президентом Председателя Конституционного суда и Председателя Высшего судебного совета требуется согласие Сената Парламента. Несомненно, данные реформы направлены на децентрализацию государственной власти, упразднение права Президента снимать с должности акима района, города, сельского округа и исключение компетенции Главы государства по отмене или приостановлению актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Обновлен и регламент работы Сената. Теперь он будет не принимать или отклонять законопроекты, рассмотренные Мажилисом, а одобрять или не одобрять их, таким образом повысится статус и роль Мажилиса. Он будет не только рассматривать законопроекты, а принимать законы. В избирательную систему прогрессивно внедрена смешанная система формирования Мажилиса, маслихатов областей. Смешанная пропорционально-мажоритарная система формирования Мажилиса в соотношении 70/30, смешанная система избрания депутатов областных маслихатов (50/50) и переход к мажоритарной системе выборов городских и районных маслихатов повысит степень непосредственного участия граждан в формировании Мажилиса и маслихатов. Сенат же может давать согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного суда и Председателя Высшего судебного совета. Введение императивного мандата для депутатов, избранных по мажоритарной системе, позволит гражданам отзывать депутатов, не оправдавших доверие избирателей. Счетный комитет становится Высшей Аудиторской палатой. Председатель палаты должен отчитываться в Мажилисе о своей работе два раза в год, таким образом усиливаются контрольные функции Мажилиса. Упрощена и процедура регистрации политических партий, теперь она предусматривает снижение регистрационного порога с 20 тыс. до 5 тыс. членов, при этом снижена минимальная численность региональных представительств с 600 до 200 человек и др. Таким образом, конституционная реформа в Казахстане создала условия для реальной многопартийности, на этой основе будут создаваться новые партии, способные прагматично и эффективно решать насущные проблемы своего электората. Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современному Казахстану должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Аксиомой при этом является то, что независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и, особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Бесспорно, благоденствие народа напрямую зависит от разумно написанной Конституции. Развитие демократических институтов, многопартийности, экономическое развитие, социальная политика государства находят закрепление в нормах Конституции. И это оправдано, ведь в статье 1 Конституции РК провозглашает Казахстан в качестве правого, демократического, светского и социального государства.

— Спасибо вам за интервью!

Юлия НИКОЛАЕВА

Pеспублика күні — тәуелсіздік пен бірліктің символы

Қазақстан Pеспубликасының күні – еліміздің тарихындағы ерекше  маңызға ие...

Защита детей от киберугроз

В современном мире интернет стал неотъемлемой частью жизни детей...

Еще одна победа

С двумя золотыми медалями и статусом двукратного победителя чемпионата...

Народный трибун, ученый, наставник

Вот уже пять лет нет с нами нашего наставника...

Институт следственных судей: история возникновения и развитие

В своем Послании народу Казахстана от 16.03.2022 года «Новый...