Недавно Президент РК Касым-Жомарт Токаев, принимая министра индустрии и инфраструктурного развития Каирбека Ускенбаева, дал ряд поручений, в том числе, по привлечению инвестиций и созданию новых промышленных предприятий, повышению транспортного потенциала и увеличению объема транзитных перевозок через территорию Казахстана. Потенциал у Казахстана для индустриального развития очень значителен, одно из направлений — судостроение.
Сегодня Казахстан — единственная страна на Каспии, у которой нет собственных гражданских судостроительных и судоремонтных мощностей. Нелогично и неразумно для государства, которое активно развивает нефтедобычу на морском шельфе и стремится к участию в международном торговом транзите. Попытки решить этот вопрос предпринимались раньше: о строительстве судостроительного завода заявлялось в 2014 году, затем в 2018-м. Но до сих пор завода нет. Хотя необходимость в нем очевидна — расширение проекта по нефтедобыче на Кашагане, по прогнозам, увеличит количество судов до более чем 500 единиц. Будут ли сотни миллионов долларов за их строительство и ремонт оставаться в Казахстане или «уплывать» в соседние страны? И вот в Актау вновь заговорили о строительстве такого завода поблизости от столицы региона. Предполагается, что заработает он уже в 2025 году, сможет производить, в соответствии с международными стандартами, ремонт порядка десяти судов тоннажем 2000 регистровых тонн в год и строить один-два корабля в течение двух лет. Очень крупным предприятием завод не назвать, но это первый шаг, спрос на такие услуги большой, расширяться есть куда. И двести рабочих мест, которые планируется создать, для Мангистауского региона серьезная цифра. Здесь создание новых производств важно вдвойне — ряд старых нефтяных месторождений близко к исчерпанию, и людям, которые трудятся на них, уже в обозримой перспективе нужно будет искать, где работать.
Кроме растущего рынка на услуги такого предприятия, в Казахстане есть очень многое из того, что необходимо для его запуска. Есть собственная черная и цветная металлургия, есть инженерные кадры и готовящие их вузы, хотя нельзя не упомянуть проблему их качества. Наверное, можно будет использовать и опыт уральских судостроителей. Нет в Казахстане производства судовых двигателей и навигационного оборудования, но вряд ли они нужны —
все-таки объем строительных работ будет объективно ограничен, Каспий — это не открытое море. Из неспецифически корабельной «начинки» немало чего в Казахстане делают: кабели, подшипники, трансформаторы. Кстати, судостроение повысит спрос на все это, загрузив производителей, — тоже вклад в увеличение рабочих мест. Если проект будет работать стабильно, расширяться, то можно предположить, что это запустит открытие каких-то новых производств и в регионе. Что это не фантазии, показывает пример ряда пусть небольших, но вполне эффективных заводов, производящих оборудование для нефтедобывающей сферы, открытых на западе страны в последние годы.
Появление собственного торгового флота важно и потому, что это увеличит привлекательность торговых маршрутов, которые проходят или могут проходить по территории Казахстана. Например, грузоперевозкам из Китая в Иран и Турцию и дальше на Ближний Восток или в обратном направлении, или из Узбекистана по этой же схеме. Потенциально очень перспективным может стать так называемый южный маршрут, то есть грузопотоки между странами Юго-Восточной Азии и Северной Европой через Иран, Каспий и Россию. Это позволяет заметно сократить протяженность нынешних торговых путей. Одно время даже существовал проект строительства канала по территории Ирана от Каспийского моря до Персидского залива. Тогда Юго-Восточная Азия и Северная Европа были бы связаны сплошной водной магистралью, с учетом Единой глубоководной системы Европейской части России (ЕГТС). И в центре этой огромной магистрали лежит Казахстан. К сожалению, из-за геополитических проблем вокруг Ирана этот проект так и остается нереализованным, но такие идеи рано или поздно находят свое воплощение, как показывает история Суэцкого и Панамского каналов. И Казахстан должен быть к этому готов, чтобы получить достойную долю в международных перевозках.
Антон РОМОВ