Современную ситуацию, сложившуюся в области высшего образования на всём постсоветском пространстве, в т.ч. и у нас в Казахстане, не критиковал только ленивый. В прессе всё более часто появляются статьи, в которых с разных точек зрения описываются многочисленные беды, присущие системе высшего образования в нашей стране. Всё это правда, или во всяком случае отчасти правда.
Однако для родителей конкретного ребёнка, которые намереваются выбрать достойный университет для своего отпрыска, от всех этих критических статей толку мало. Они волей-неволей стоят перед исключительно трудным выбором: нужно подобрать адекватную траекторию обучения в условиях, когда систему высшего образования лихорадит.
Нужно что-то делать здесь и сейчас. Ждать, когда система высшего образования будет реформирована, нет смысла. Эта система очень инерционная, даже если предположить, что очередная реформа вдруг приведет к положительному результату, все равно до этого пройдут многие годы, а ребёнку, заканчивающему школу, в университет поступать нужно уже завтра. Остаётся только один путь – полагаться на свои собственные силы и строить траекторию обучения самостоятельно.
В этой связи, в первую очередь, мы адресуем эту публикацию родителям талантливых детей, то есть тех потенциальных абитуриентов, которые в состоянии действительно приобрести высшее образование, невзирая ни на какие объективные проблемы.
Такого рода студентов в нашей стране достаточно много. Существуют примеры вполне успешных людей, которые закончили, казалось бы, второразрядные вузы, но стали настоящими профессионалами своего дела. Ключ к успеху таких людей очень прост: они только формально соблюдали требования, предъявляемые деканатом и ректоратом, а на деле «гнули» свою линию, не обращая внимания на всякого рода бюрократическую чепуху.
Разумные люди и без нас понимали и понимают, что в современных условиях формальные показатели результативности учебного процесса – это одно, а реальные знания – совсем другое. Оценки за экзамены сегодня, как правило, отражают все что угодно, но только не реальный уровень знаний студента.
Более того, то, что в большинстве современных вузах именуется учебным процессом, на деле представляет собой некую разновидность бюрократической деятельности. Свидетельством этому является безудержный рост поголовья разномастных бюрократов в современных университетах, равно как и степень их чванства, которую они демонстрируют, даже разговаривая с заслуженными профессорами.
Вполне возможно, что это не так плохо: бюрократические бумаги тоже нужно уметь составлять, и человек, который заканчивает современный университет, так или иначе этот навык приобретает. Вместо Педагогов очень часто с ним работают самые настоящие бюрократы, которые обучают его такого рода навыкам, а реальные знания по профессии можно получить самостоятельно. Высшее образование на практике давно становится дистанционным и без всякого ковида и пандемии – нужные сведения толковые студенты уже давно получали из интернета, рассматривая лекции (очень часто – действительно никчемные) как не слишком обременительную повинность.
Разумеется, этот путь неоптимальный, хотя по нему в настоящее время идет достаточно большое количество наших молодых соотечественников. Они приходят в университет только для того, чтобы выполнить некие формальные бюрократические требования ради получения диплома, а учатся сами.
Недавно РГП «Институт информационных и вычислительных технологий» завершил выполнение проекта «Разработка и реализация новой комплексной информационной образовательно-профориентированной технологии» (ИРН 0218-17-ГК), финансируемый АО «Фонд Науки». Этот проект предоставляет возможность найти и более надежный путь. Талантливые молодые люди могут воспользоваться информационными ресурсами, разработанными по данному проекту и которые без труда можно найти в интернете.
Эти ресурсы построены на волне понятной идеи. Невзирая на различные негативные тренды самого различного рода, в нашей стране всё же остаётся достаточно много высококвалифицированных и по-настоящему талантливых педагогов. Ориентироваться нужно именно на них, более того, если вы действительно думаете об адекватной траектории обучения (для себя или для своего ребенка), то вы должны думать не о специальности, не о выпускающей кафедре, а о том, чтобы ваш ребёнок учился у настоящих педагогов, а не у малограмотных псевдопедагогов, которыми, к сожалению, сейчас кишмя кишат многие университеты.
Следовательно, вашей главной задачей является выбор именно таких людей – выбор настоящих ученых, увлеченных своим делом.
Подчеркиваем, что в теоретической педагогике уже два столетия назад доказан тезис: для того, чтобы человек получил высшее образование, его должен учить учёный. Если его будет учить человек, который сам только что вычитал те или иные сведения из интернета или учебников (таких советское время презрительно называли «магнитофонами» или «попугаями»), он не выучится ничему.
Если говорить о выпускающих кафедрах, т.е. о тех, которые собственно и готовят специалистов, то слушать лекции человека, который сам не занимается наукой, а просто пересказывает то, что он вычитал в интернете (или где-нибудь еще), попросту бессмысленно.
В современных условиях любой студент может легко сам найти и прочитать первоисточник, а преподаватель-«попугай» в этом вопросе ему является только помехой, тем более, что в открытом доступе имеются лекции ведущих профессоров ведущих университетов мира. Лучше дистанционно слушать настоящего профессионала, чем косноязычного малограмотного «попугая» – в аудитории.
Именно поэтому, если вы хотите выбрать адекватную траекторию обучения, вы должны выбирать тех педагогов, которые действительно являются настоящими учеными. Сделать это, благодаря современным информационным технологиям, достаточно просто (тем более, что упомянутые выше информационные ресурсы могут существенно облегчить решение этой задачи, сэкономив ваше время).
Министерство образования и науки нашей страны многие критикуют, возможно, за дело. Однако нельзя не отметить, что оно сделало весьма важный и очень существенный шаг, введя в широкое использование так называемый индекс Хирша, который отражает публикационную активность каждого педагога в высокорейтинговых международных изданиях. Он далеко не идеален, заслуженно критикуется многими представителями научного сообщества. Но дело не в этом, важно другое.
После того, как педагогов высшей школы стали оценивать по публикационной активности, все они оказались вынуждены печатать свои научные труды в открытых источниках информации. В результате, каждый педагог постсоветского пространства и, в частности, Республики Казахстан стал публичной фигурой.
Его реальный уровень как ученого теперь можно оценить, не выходя из дома. Достаточно иметь доступ к Интернету. Существуют многочисленные сервисы, например, Гугл.Академия, которые позволяют оценить конкретного педагога именно как публичную фигуру. Более или менее опытному человеку хватит даже поверхностного взгляда на список научных трудов конкретного педагога, чтобы оценить, является ли он действующим ученым или же нет.
Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребёнок учился у талантливых учёных, выберите их сами. Впрочем, это требует определенных затрат времени, что и делает целесообразным использование ресурсов, разработанных по проекту, финансированному Фондом науки, о чем говорилось выше.
Подчеркнем, что речь идет только об экономии времени, суть дела остается одной и той же — не полагайтесь на ту информацию, которую распространяют отделы по связям с общественностью, появившиеся сейчас во всех вузах. Адекватной и достоверной информации в фабрикуемой ими рекламе, естественно, ничуть не больше, чем в любой другой.
Думайте своей головой! Подчеркиваем ещё раз, каждый преподаватель любого университета в современных условиях является публичной фигурой, ориентируясь на его список трудов, можно полностью «вычислить» всю его подноготную. На основании анализа данных, предоставляемых такими сервисами как Гугл.Академия, можно понять, преподаватели какого конкретно уровня будут работать с вашим ребёнком в конкретном университете, и соответствующим образом построить его траекторию обучения.
Во всяком случае, сведения, изложенные в этой статье, должны вас убедить в том, что не следует поддаваться на сладкоречивую рекламу и на посулы отделов по связям с общественностью. Вы можете зайти на сайт любого университета, посмотреть и понять, кто там на самом деле преподает. Не полагайтесь на непроверенные сведения, работайте сами, думайте своей головой, если, конечно, вы желаете своему ребёнку успехов и счастья.
Собственно, другой информации, чтобы выбрать адекватную траекторию обучения и не надо. Мы сказали главное: вы можете оценить будущих наставников своего ребёнка сами, не выходя из дома и не полагаясь ни на какие дополнительные суждения. Назначение тех информационных ресурсов состоит только в том, чтобы проделать аналитическую работу за того потребителя, у которого на это нет времени.
Единственная дополнительная ремарка касается выбора специальности. В современных условиях многие молодые казахстанцы гонятся за «модными» специальностями, за радужными перспективами и прочее в том же духе.
Да, разумеется, существуют многочисленные перспективные научные направления, в частности, связанные с искусственным интеллектом. Но нужно думать не только о перспективности направления как такового, но и о том, кто конкретно там будет учить вас или вашего ребенка. Очень часто университеты открывают некие «модные» специальности, но преподают там все те же малообразованные псевдоученые. Какой бы модной специальность не была бы, если ваш ребенок попадет в лапы таких полуграмотных преподавателей, судьба его как специалиста будет плачевной.
Поэтому, подчеркиваем еще раз: не поленитесь лишний раз провести дополнительную аналитическую работу. Её можно сделать, не выходя из дома, ну а если нет времени – к вашим услугам те ресурсы, о которых говорилось выше.
Григорий МУН, зав.кафедрой химии и технологии
органических веществ, природных соединений
и полимеров КазНУ им. аль-Фараби,
доктор химических наук, профессор,
академик Национальной инженерной
академии РК