12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Геноцид: преступление против человечества

Безусловно самым страшным преступлением против человечества является геноцид. Его невозможно оправдать ни одной идеологией и ни одной властью. Это не просто убийство людей, а попытка уничтожить целые народы – их культуру, язык, веру и саму память о существовании.

Термин «геноцид» впервые ввел польский юрист Рафаэль Лемкин в 1944 году, объединив слова genos («род, племя») и cide («убийство»). Он подчеркивал, что это не только физическое уничтожение нации, но и духовное: разрушение языка, традиций и национального самосознания. История XX века показала, насколько чудовищным может быть данное преступление. Армянский геноцид 1915 года лишил жизни более миллиона человек. Позже человечество столкнулось с еще более масштабной трагедией – Холокостом, унесшим шесть миллионов жизней. Мы привыкли думать, что подобное осталось в прошлом. Однако геноцид повторялся снова и снова – в Камбодже, Руанде, Судане, Косово. Каждое из этих событий напоминает нам, что ненависть не имеет границ, если общество не способно вовремя сказать «нет» насилию. Как известно, за агрессию и совершенные фашистской Германией бесчеловечные деяния в период Второй мировой войны сообществом государств в 1945 году был учрежден Международный военный трибунал, но при этом геноцид не нашел свое отражение в приговоре этого судебного органа. Почему германское руководство, представшее перед трибуналом в Нюрнберге, не понесло наказание за жестокости, зверства и массовое уничтожение еврейского населения? Дело в том, что на тот период времени в международном праве отсутствовало юридическое определение геноцида как международного преступления. При этом как в национальном уголовном праве, так и в международном праве, юридическим основанием для признания того или иного деяния в качестве противоправного и наказуемого являются специально принятые законы или правила. Безусловно в международном праве – это специальная конвенция или договор. То есть принцип «Nullum crimen sine lege, nulla poena sine lege» представляется в данном случае первостепенно важным. Именно при нацизме геноцид возводится в разряд официальной политики Германии. В связи с этим с созданием Организации Объединенных Наций (ООН), которой в этом году исполняется 80 лет, именно под эгидой и при непосредственном участии этой международной организации начинается активный нормотворческий процесс по выработке и принятию первого международно-правового акта, который бы определял юридический состав геноцида и на основании которого возможно было бы реализовывать международную ответственность за это преступление. Мы как юристы убеждены в том, что именно право способно защитить человечество от повторения подобных преступлений. После Второй мировой войны международное сообщество впервые дало геноциду правовую оценку, приняв Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.). Документ определяет, что геноцидом являются убийства членов национальной или религиозной группы, создание невыносимых условий жизни, насильственная передача детей в другие группы и ограничение деторождения. В соответствии со ст. 3 Конвенции наказуемыми признаются геноцид, заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, соучастие в геноциде. Важно и то положение, что лица, которые совершают геноцид или какие-либо другие деяния, предусмотренные данной Конвенцией, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они соответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами (ст. 4). Для введения в силу положений Конвенции, каждое договаривающееся государство обязуется провести необходимое законодательство в соответствии со своей конституционной процедурой и предусмотреть эффективные меры наказания лиц, виновных в совершении геноцида и других преступлений, предусмотренных данной Конвенцией (ст. 5). Надо отметить, что Конвенция одной из первых ставит вопрос о международной уголовной юрисдикции. Так, еще в ходе работы Юридического комитета Генеральной Ассамблеи ООН в 1948 году именно данный вопрос обсуждался наиболее бурно и всесторонне. В конечном итоге появилась идея, которая нашла свое отражение в статье 6 Конвенции: «Лица, обвиняемые в совершении геноцида или других перечисленных в ст. 3 деяний, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда». Эта Конвенция стала символом того, что человечество не может оставаться безмолвным свидетелем чужой боли. Позже ее принципы были закреплены в Римском статуте Международного уголовного суда (1998 г.). К сожалению, человечество понимает, что геноцид не исчез из современной истории. В XXI веке мир вновь столкнулся с варварством – массовыми убийствами, этническими чистками и религиозными преследованиями. Примером тому служит деятельность так называемого «Исламского государства», признанная актом геноцида против езидов и христиан. Эти события доказывают: даже при существовании международных норм человечество все еще не научилось предотвращать массовые преступления, так как равнодушие людей – первый шаг к трагедии. В Казахстане также ведутся споры о трагедии 1930-х годов – массовом голоде, унесшем жизни миллионов людей. Некоторые исследователи рассматривают его как национальную катастрофу, сравнимую с геноцидом. Однако для юриста важно не поддаваться эмоциям, а искать правду на основе фактов и документов. Несомненно, обсуждение таких вопросов важно не ради обвинений, а ради исторической справедливости и памяти о наших предках. Ведь народ, забывший свою боль, рискует пережить ее снова. Геноцид – это преступление не только против отдельного народа, но против всей человеческой цивилизации. История учит нас, что молчание перед злом приравнивается к соучастию. Мы верим, что развитие международного права, справедливость и гуманизм способны стать щитом от повторения трагедий прошлого. Пусть каждое поколение помнит: «За каждое совершенное действие человек должен нести ответственность, поднимая голову с честью».

Ернұр ОҢДАШҰЛЫ, старший преподаватель кафедры Теории и истории государства и права, конституционного и административного права юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби, м.ю.н.

Мерей БЕЙСЕТБАЙ, студентка 4 курса юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби по специальности «Юриспруденция»

Теплосети контролируют роботы

Эффективная и надежная система теплоснабжения является жизненно важной заботой...

Батылдық пен мейірім тоғысқан тұлға

Қоғамдық тәртіп пен азаматтардың қауіпсіздігін сақтау – кез келген...

Ол Оңтүстік өңірінде ең алғашқы басшы лауазымын алған офицер әйел

«Ішкі істер органындағы қызметім ең кіші баспалдақтан басталған. Оңтүстік...

Под видом благотворительности

В г. Шымкенте полиция задержала девушек, которые занимались распространением...

Алматинцы лишаются бесплатных парковок?

МЕСЯЦ НАЗАД В СПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ Г. АЛМАТЫ КОМПАНИЯ «ALMATY-PARKING»...