В этом году исполнилось 30 лет Конституции Казахстана. Напомним, что также 30 лет назад был принят первый акт в таможенной сфере, Таможенный кодекс. В то время шло становление структуры таможенной службы, приходили специалисты из государственных органов, что подчеркивало потребности в комплексном функционировании и таможенном регулировании в новом формате.
Создание и становление специализированных подразделений таможенной системы также было велением времени, в числе которых остановимся на важности таможенной экспертизы. В августе 1994 года был создан отдел экспертиз и исследований центрального аппарата Таможенного комитета. Первоочередной его задачей было в кратчайшие сроки организовать экспертизу товаров в таможенных целях. Начинать пришлось с подбора квалифицированных специалистов, которых после развала союза было весьма проблематично найти. К середине 1995 года удалось собрать из специалистов интеллектуальное ядро отдела, затем и Центральной таможенной лаборатории (ЦТЛ), а по таможенным управлениям и таможням укомплектовать отделы и службы экспертиз и исследований на местах. В целом по РК экспертов получилось сотня штатных единиц. На первых порах экспертизы касались в основном классификации товаров, но постепенно по мере оснащения лаборатории круг проводимых экспертиз значительно расширился. Уже к концу 1995 года полноценно функционировала ЦТЛ, а на территориях были отделы и службы экспертиз и исследований. Предстояла серьезная работа по оснащению ЦТЛ и экспертных подразделений оборудованием в соответствии с международными требованиями и обучение персонала экспертных подразделений. В этих целях направлялись в одну из старейших лабораторий мира – Финляндию на стажировку ряд экспертов. При оснащении лаборатории акцент делался на экспресс-анализаторы, рентгеновское, спектрометрическое и хроматографическое оборудование и многое другое. Например, был создан образец чемодана таможенного эксперта по аналогии с чемоданом криминалиста. Таким аналогом были оснащены многие таможенные посты. В целях тесного сотрудничества с таможенными органами были разработаны технологические схемы взаимодействия, перечень товаров обязательных к экспертизе и другие. В совокупности все это дало положительные результаты, лаборатория вскоре прошла отечественную, а затем и международную аккредитацию. На базе ЦТЛ были организованы постоянно действующие курсы для молодых экспертов, а также инспекторов таможенных органов. Обучаемые под руководством опытных наставников получали необходимые навыки проведения экспертизы непосредственно на приборах, знания о видах экспертиз, решаемых при этом задачах, а также – какие необходимо ставить вопросы эксперту при направлении на экспертизу. В 1998 году стал вопрос о переносе ЦТЛ в столицу, хотя более 60 процентов товарооборота страны приходилось на китайское направление, то есть в г. Алматы. Новое руководство ЦТЛ в 1999 году дало согласие на переезд и столкнулось с проблемой отсутствия специалистов в столице и малого товарооборота и, соответственно, потребности в экспертизе товаров. Пришлось в целях обеспечения загруженности лаборатории доставлять пробы ж/д и авиатранспортом. Попробуем соизмерить место и роль таможенной экспертизы в соотношении с другими экспертными учреждениями и видами экспертиз. Закон от 20.01.2010 г. «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» гласит, что законодательство РК о судебно-экспертной деятельности основывается на Конституции, состоит из Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов, Кодекса РК об административных правонарушениях, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов страны. Судебная экспертиза – исследование материалов уголовного, гражданского дела или дела об административном правонарушении, проводимое на основе специальных научных знаний в целях установления обстоятельств, имеющих значение для его разрешения. Ее предметом являются обстоятельства, имеющие значение для разрешения уголовного, гражданского дела либо дела об административном правонарушении, устанавливаемые путем производства судебной экспертизы. В принципе понятна сфера применения судебной экспертизы. В нашем случае вопрос о каком-то соответствии судебной и таможенной экспертиз не ставится, хотя из содержания соответствующих законодательных актов этот вопрос уже не всегда понятен. Обсуждаются новые версии видов судебной экспертизы, отдельные из которых по предмету схожи с исследованиями в таможенной сфере. К примеру, экспертиза материалов, веществ, изделий, документов, товароведческая. Тем самым, разграничение экспертиз по конкретным видам зависит от запросов судебной практики, это в случае их разграничения в судебной экспертизе в целом. Думается, что актуальной проблемой является поиск места и роли именно таможенной экспертизы в экспертизе вообще. Существует также Типовое положение о независимой потребительской экспертизе в РК, проводимой на добровольной договорной основе, утвержденное постановлением правительства от 24 мая 1996 года. В нем отражена достаточно важная норма о том, что «заключения о соответствии товаров (работ, услуг), выданных испытательными лабораториями (центрами), аккредитованных в установленном порядке и работающими в системе независимой потребительской экспертизы являются официальными документами для судов, органов по защите потребителей, наряду с экспертными заключениями органов РК» (п.15). В перечень аккредитованных лабораторий, зарегистрированных в государственном реестре по сертификации с 03.06.1994 года, включалась также фирма СЖС (известная нам по деятельности в качестве предотгрузочной инспекции) по импортируемым товарам в РК. В принципе, это как раз период создания экспертной службы таможенной системы Казахстана и можно было начинать с аналогичной деятельности. С одной стороны, таможенная экспертиза имеет целью проведение экспертизы для определения качественного состава товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также для их правильной классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Кроме того, продолжают оставаться актуальными исследования экспертизы товаров и транспортных средств посредством создания специализированных таможенных учреждений – органов таможенной экспертизы. Через таможенную границу ежегодно перемещаются значительные объемы грузов и миллионы физических лиц. Обеспечить функциональные задачи таможни в части контроля, правильного исчисления и взимания таможенных платежей и налогов, а также правоохранительной деятельности, могут в том числе и специализированные таможенные учреждения. В то же время зададимся вопросом, достаточно ли этого для разрешения поставленных законодательством задач и является ли при этом таможенная экспертиза своеобразным комплексным понятием или имеет право на самостоятельный комплексный вид экспертиз? Таможенную экспертизу, как правило, определяют, как организацию для проведение исследований, осуществляемых таможенными или иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования. Как известно, таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные знания. На наш взгляд, не очерчены цели, предмет и объект исследований таможенных экспертиз. Представляется, что экспертные учреждения работают только в рамках отведенных видов экспертиз, а некоторые остаются вне поля внимания (можно припомнить ту же оценку стоимости автотранспортных средств). Объектами исследований могут выступать товары, сведения о товарах, содержащиеся в таможенных и иных документах, идентификационные знаки, причем экспертами могут быть только, по сути, сотрудники таможенных лабораторий. Следующее ограничение касается оснований назначения таможенной экспертизы, когда только таможенный орган выдает направление или постановление о ее назначении. Будет ли иметь правовое значение таможенной экспертизы и для других госорганов, общественных организаций, а также судов – очевидно, этот фактор имеет право на существование и пример разрешения этого вопроса приведен выше по потребительской экспертизе. В общих чертах нами сделана попытка очертить круг имеющихся, на взгляд автора, проблем. Еще раз подчеркнем, что актуальной проблемой является поиск места и роль, а также закрепление в законодательном плане именно таможенной экспертизы в общегосударственной экспертизе. Также проблемой стало снижение статуса и статута таможенных органов, включая специализированные учреждения – таможенная лаборатория и экспертиза, учебный центр, кинологическая служба. Напрашивается научная и аналитическая структура. В Казахстане увеличилось число ведомственных праздников, утверждаемых Правительством (стало более – 90). На этом фоне, исключили День таможенника – 12 декабря, когда в 1991 году была создана таможенная служба государства, и этот день надо вернуть в их число. Таможня в любой стране представляет лицо государства, и таможенная граница наряду с государственной границей нуждается в соответствующей охране. Актуальность сохранения и совершенствования взаимодействия в таможенной сфере ЕАЭС остается на повестке дня. Например, в связи с введением «западных» санкций против России и определения товаров, запрещенных к ввозу на ее таможенную территорию (как ответная реакция России), участились случаи и расширилась структура реэкспорта товаров, что заставило россиян подключить возможности таможенной экспертизы и даже временно вводить полный таможенный контроль, восстанавливая таможенные границы. Кроме того, выполнение таможенными лабораториями государств ЕАЭС своих задач нуждается в унификации и синхронности в их деятельности и расширении возможностей использования результатов не только для таможенных целей.
Сайлаубек АЛИБЕКОВ, профессор, д.ю.н.
Бахыт КАЙРАМБАЕВ, заместитель председателя совета ветеранов, полковник