СООБЩЕНИЕ О ВВЕДЕНИИ ФИНАНСОВЫХ МЕР, ОБЯЗЫВАЮЩИХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПОДТВЕРЖДАТЬ ЦЕЛИ ПОКУПКИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ, СТАЛО ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ ДИСКУССИОННЫХ ТЕМ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОВЕСТКЕ СТРАНЫ.
О чем идет речь, казахстанцы узнали из новости: «В Казахстане подготовлены поправки, расширяющие полномочия Национального банка на внутреннем валютном рынке. Документ предусматривает предоставление Нацбанку права устанавливать требования по подтверждению целей покупки иностранной валюты за тенге и ее использования по назначению для любых категорий лиц – не только для юрлиц-резидентов, как это действует сейчас. Кроме того, Нацбанк сможет определять пороговые значения для обязательной обратной продажи безналичной валюты, купленной, но не использованной на заявленные цели. Конкретные суммы и порядок применения этих требований будут закреплены отдельными нормативными правовыми актами регулятора». За скупыми строчками очередной инициативы реформаторов можно разглядеть ряд противоречивых аспектов. Думается, данная мера, с одной стороны, призвана служить инструментом защиты экономической стабильности государства. Но, с другой – у людей это вызывает опасения относительно чрезмерного вмешательства государства в частную жизнь, в свободу финансовых операций и их последствиях. Главные аргументы в пользу регулирования с целью подтверждения целей покупки валюты вроде лежат в плоскости макроэкономической безопасности и борьбы с противоправной деятельностью, попытками противодействовать оттоку капитала и спекуляциям. Обязывая граждан указывать цели, к примеру, на туристические поездки, оплату обучения, инвестиции, финансовый институт в виде Национального банка наряду с этим получает мощный инструмент для сдерживания бесконтрольного вывода капитала из страны, более эффективного управления золотовалютными резервами, сглаживания резких колебаний курса национальной валюты и снижения давления на нее в периоды нестабильности. Мы можем также гадать, что нацрегулятор настроен на решительную борьбу и с отмыванием денег. Запрос цели денежной операции позволит банкам выполнять функцию «первой линии обороны», выявляя подозрительные транзакции. И если совершаются крупные или нетипичные покупки валюты без четкого объяснения, то это может стать поводом для более глубокой проверки и блокировки незаконных финансовых потоков. Предположим, что дальнейшее повышение прозрачности финансовой системы и сбор структурированных данных о валютных операциях населения позволит регуляторам строить более точные экономические модели, понимать реальные потребности граждан в валюте и принимать более взвешенные решения в области денежно-кредитной политики. Но нельзя забывать, что за этими намерениями стоят реальные интересы граждан, их опасения о возможных негативных последствиях.
Ведь, если смотреть вперед, то несмотря на благие цели реализация этой меры сопряжена с существенными рисками как для граждан, так и для экономики в целом. В первую очередь налицо ограничение финансовых свобод и права на банковскую тайну. Требование отчитываться перед государством о целях расходования собственных средств можно расценивать, как прямое вмешательство в частную жизнь. Недаром у граждан возникает закономерный вопрос: а почему, собственно, мы должны объяснять, на что тратим свои заработанные, причем легально, деньги? Не создает ли это прецедент тотального контроля, подрывая доверие к финансовой системе? Любой запрет, как мы знаем, чреват поисками «выхода». Введение дополнительных формальностей неизбежно усложнит и замедлит процесс покупки валюты, параллельно возрастет административная нагрузка на банки, которым придется проверять и обрабатывать предоставленные сведения, и эти затраты негативно отразятся на существующих комиссиях или менее выгодных курсах. Можно прогнозировать и рост теневого сектора, использования «серых» схем. Как показывает практика, строгие ограничения не приводят к полному исчезновению спроса, а лишь заставляют его уходить в тень. Через это, как мы помним, прошла соседняя республика, где «помогайки» прямо на границе предлагали обмен по более выгодному курсу, нежели официальный. Альтернатива найдется и у нас: вместо покупки валюты через официальные банки граждане будут обращаться к нерегулируемым обменным пунктам, криптовалютным платформам или серым брокерам. Так, решая проблему оттока капитала, регулятор может лишь усугубить ее, столкнувшись с выводом операций из-под своего контроля, повысив риски для самих граждан, связанные с пресловутым мошенничеством и аферами. Это, в свою очередь, размоет «благие» намерения, породив коррупционные риски и создав почву для злоупотреблений со стороны банковских служащих или других ответственных лиц, которые смогут обращаться с правилами произвольно, создавая коррупционные схемы для одобрения «нужных» операций. Поэтому инициатива по подтверждению целей покупки валюты в виде поиска баланса между интересами государства и правами личности, в целях укрепления финансовой стабильности и борьбы с преступностью, может обернуться злоупотреблениями и сомнительными сделками. Конечно, успех или провал такой меры будет целиком зависеть от деталей ее реализации. Но ясно одно – жесткий, тотальный контроль с непрозрачными критериями правил отберет у граждан финансовую свободу и уведет рынок в тень, что нанесет экономике больше вреда, чем пользы. Поэтому к подобным инициативам надо подходить весьма осторожно и продуманно, взвесив все «за» и «против». Нужен взвешенный, точечный подход, направленный исключительно на крупные и действительно подозрительные операции, введя при этом четкие правовые гарантии защиты частной жизни. Эффективный по замыслу регулятора инструмент не должен превратиться в орудие тотального контроля, чтобы не подорвать доверие граждан к финансовой системе, оставляя ее прозрачной, стабильной, основанной на уважении к их правам.
Асия НУРИМБЕТОВА