В Южно-Казахстанском университете им. М. Ауэзова в г. Шымкенте состоялась встреча со студентами на тему «Искусственный интеллект и цифровизация – национальная идея».
Своим видением настоящего и будущего искусственного интеллекта поделился доцент кафедры «Вычислительная техника и программное обеспечение» Высшей школы информационных технологий и энергетики Нурлыбек Жуматаев. Подчеркивалось, что студенты вуза активно осваивают современные технологии, углубленно изучают ИИ, чтобы найти способы применять его на практике. И эту работу надо продолжать – ИИ должен стать важнейшим инструментом специалистов, развивая компетенции в этой сфере. Профессорско-преподавательский состав и студенты приняли участие и в круглом столе на эту тему, организованном по инициативе Центра «Развитие личности и АНК». Модератор мероприятия, кандидат исторических наук, доцент, руководитель Центра «Развитие личности и АНК» Гульнара Жанысбекова отметила актуальные инициативы студентов. На успехах в области искусственного интеллекта и роли молодежи, которая должна быть не только их потребителями, но и активными создателями и разработчиками стартапов остановился магистр, преподаватель кафедры «Автоматизация, телекоммуникации и управления» Высшей школы «Информационные технологии и энергетика» Самат Нурмагамбетов. Выступающие отмечали, что современное образование переживает трансформацию, движимую стремительным развитием цифровых технологий и искусственного интеллекта (ИИ). Для нового поколения студентов это не просто изменение формата обучения, а открытие принципиально новых возможностей для познания, творчества и профессионального становления. Цифровизация и ИИ становятся не просто инструментами, а новой образовательной средой, ломающей традиционные барьеры и открывающей безграничные горизонты. Прежде всего кардинально изменился сам доступ к знаниям. Цифровизация стерла географические и временные ограничения. Онлайн-курсы от ведущих университетов мира, виртуальные библиотеки, интерактивные симуляторы и образовательные платформы стали новой нормой обучения. Студент может изучать нейросети или виртуально проводить исследования, которые раньше были возможны только в оснащенных лабораториях. Искусственный интеллект выводит персонализацию обучения на невиданный ранее уровень. Адаптивные обучающие системы на основе ИИ анализируют индивидуальный темп и стиль усвоения материала каждым студентом. Они могут идентифицировать пробелы в знаниях и автоматически предлагать дополнительные материалы или упражнения для их устранения. Таким образом, обучение становится гибким и ориентированным на конкретные потребности человека, а не на усредненные показатели группы. ИИ-репетиторы и помощники, такие, как умные чат-боты, готовы ответить на вопросы студента 24/7, объясняя сложные концепции разными способами, что развивает навыки самообразования и критического мышления. В сфере научной и практической деятельности возможности и вовсе кажутся фантастическими. Студенты теперь могут использовать мощь ИИ для обработки больших данных, проводить сложный анализ текстов, создавать цифровые модели и прогнозы. В творческих специальностях нейросети становятся мощным инструментом для генерации идей, что позволяет переложить рутинные операции на алгоритм и сконцентрироваться на сути и инновациях. Цифровизация уже в стенах вуза готовит студентов к профессиям будущего. Работа с облачными сервисами, понимание принципов работы алгоритмов – это становится новой цифровой грамотностью, столь же необходимой, как когда-то умение читать и писать. Студенты, активно используя цифровизацию и искусственный интеллект, находят в них ключ к глобальному и эффективному обучению. И далее стоит задача активно и осознанно использовать их для своего развития. Тот, кто овладеет этим симбиозом человеческого интеллекта и машинных возможностей, получит решающее преимущество в построении успешной и востребованной карьеры.
Талгат ЖАНАДИЛ