ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ОБСУЖДАЕМЫХ ТЕМ ОБЩЕСТВЕННОСТИ АЛМАТЫ НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ СТАЛА РЕКОНСТРУКЦИЯ КАЗАХСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ МУХТАРА АУЭЗОВА.
В социальных сетях то и дело появлялись репосты фото с ободранной облицовкой фасада, грудами обломков. Ктото назвал это лаконично – современный вандализм. Забили тревогу и старожилы города: вместо памятника архитектуры опять появится очередной безликий «шедевр» из стекла и бетона? Звучали вопросы: почему трогают вечный, качественный «кунаевский мрамор», который придавал архитектуре здания неповторимый облик? Профильное ведомство, отвечая на вопросы алматинцев, пояснило, что ведется реконструкция объекта, в ходе которой планируется замена на аналогичный мрамор с сохранением узоров, фактуры и качества. И что внешний облик исторического здания будет полностью сохранен. Да, мраморная облицовка снимается. Этому есть ряд причин – несоответствие фасада нормам сейсмобезопасности, необходимость решить вопрос теплоизоляции ввиду отсутствия под фасадной конструкцией утеплительных материалов. И в таком виде драмтеатр будет пребывать до конца ремонтных работ, которые планируется завершить к концу следующего года. Конечно, можно согласиться с тем, что, с одной стороны, это важный шаг к модернизации, который должен придать театру современный вид и функции. Но, с другой стороны, недовольство со стороны общественности вызвано некоторыми опасениями. Например, что произойдет утрата его самобытности, ведь здание театра, построенного почти полвека назад, и ставшего неотъемлемой частью культурной памяти и архитектурного облика мегаполиса, потеряет свою историческую ценность. Ведь в Алматы осталось немного подобных сооружений, являющихся частью культурного наследия Казахстана, на протяжении десятилетий служивших визитной карточкой города. И вполне закономерно, что жителей беспокоит, что в процессе реконструкции изменится внешнее оформление здания, его внутреннее очарование, атмосфера, которая складывалась на протяжении многих лет. Мы помним похожий неудачный опыт реконструкции другой исторической реликвии – здания Дворца, которое превратилось в безликую современную конструкцию из стекла и бетона. Кто из жителей города был вовлечен в обсуждение проекта его реконструкции? Почему не было учтено мнение общественности, что породило недовольство нынешним его видом. Как показывает практика градостроительства, современные тенденции нередко обезличивают аутентичность местных традиций и культуры, замыслов архитекторов, благодаря которым город имел особый шарм. Каждый город славится своей культурной идентичностью, и привлекает туристов стариной, национальной самобыт ностью. Поэтому подобные попытки навязать новые ориентиры вопреки традиционным ценностям вызывают глубокие эмоции, призывы сохранить то, что уже имеет значение для народа. На этом фоне важно, чтобы власти прислушивались к мнению граждан и проводили подобные реконструкции с учетом их интересов и мнений, что позволит, как в данном случае, сохранить не только здание, но и дух театра как важного культурного института.
Алматы строили с любовью. Прежние архитекторы старались продумать все, вплоть до сохранения розы ветров, создавая богатое культурное наследие и разнообразный стиль, отражающий историческое влияние. Ведь этот город стал свидетелем множества исторических событий и изменений, и сегодня в его чертах, значимых объектах культуры еще можно увидеть наследие минувшего, атмосферу предыдущих столетий, элементы традиционного и современного стилей. Мы гордимся гостиницей «Казахстан», первым небоскребом южной столицы, чей архитектурный стиль был вдохновлен классическим европейским зодчеством. Построенная в 1970-х годах, гостиница стала символом Алматы и важной частью городской культуры, выдающимся произведением архитектурного искусства, объектом культурного наследия. Алматы является не только современным, динамично развивающимся городом, но и хранителем уникальной культуры. Исторически значимые здания и памятники отражали культурную идентичность казахского народа, являясь неотъемлемой частью прошлого, и их сохранение имеет особое значение для будущих поколений, позволяя сохранить связь с историей и традициями народа. Поэтому при реставрации старинных зданий надо учиться у стран, которые бережно относятся к истории, архитектуре, сохраняя оригинальные элементы и стиль улиц, городов и поселений, историческую аутентичность, защищая историческую ценность, охраняя их как элемент культурного наследия. Подходы к реставрации должны быть бережными. Кварталы с домами-муравейниками, заслоняющими наше богатство – величественные горы, отнюдь не украшают его, превратив в рядовой среднестатистический город. Гряда наших гор всегда была символом природного богатства, служила источником притяжения для туристов. Сегодня горный пейзаж заслонили разного рода ЖК, из-за которых город утратил былую индивидуальность и шарм. Построенные в виде стандартных многоэтажных комплексов эти кварталы выглядят однообразными, напоминая улей. Надо сказать, что помимо этого перенаселенные районы нередко сталкиваются с серьезными проблемами из-за отсутствия надлежащей социальной инфраструктуры, не рассчитанной на такой неуправляемый рост его территории. Плотная застройка приводит к экологическим последствиям: ухудшается качество воздуха, уменьшается доступ к природным ресурсам. Город, который когда-то радовал глаз величественной панорамой гор, становится местом, предназначенным для выживания, жертвой урбанизации. Важно понимать, что города – это не просто места проживания. Это живой организм, где органично и комфортно должны сочетаться пространство и бытие людей. Поэтому так необходимы элементы уникального архитектурного искусства. Именно это делает жизнь гармоничной, а не серость и однообразие. Это ставили во главу угла, сочетая природный ландшафт с застройкой, его прежние планировщики и архитекторы. Они продуманно подходили к созданию уютных зон для зеленых насаждений, парковых территорий, проектируя здания, эстетически интегрированные в ландшафт, подарив городу индивидуальность и красоту. Хочется, чтобы те, кто отвечает за нынешний облик Алматы, переосмыслили философию градостроительства и ценности наследия, не нанося вред, и поставив человека в центр, создав гармонию между жилыми пространствами и природой.
Акмарал АБДУЛОВА