КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ КАЗАХСТАНЦЕВ НА НАЧАЛО 2025 ГОДА ДОСТИГ АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ЦИФРЫ В 24,1 ТРЛН ТЕНГЕ, ЧТО НА 22,9 ПРОЦЕНТА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГОДОМ РАНЕЕ. ЭТО ТРЕВОЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ВСЕ ЧАЩЕ ОКАЗЫВАЕТСЯ В ДОЛГОВОЙ ЯМЕ. ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ ИЗБАВИТЬ НАРОД ОТ ДОЛГОВОГО БРЕМЕНИ, КРЕДИТЫ ПРОДОЛЖАЮТ НАВЯЗЫВАТЬСЯ НА КАЖДОМ ШАГУ.
Такой вывод сделал депутат Мажилиса Парламента, член фракции партии «AMANAT» Нартай Сарсенгалиев в своем депутатском запросе, адресованном Премьер-министру Олжасу Бектенову и председателю Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадине Абылкасымовой. – Мой сегодняшний депутатский запрос касается ситуации, в которой, вместо того, чтобы спасти казахов от долгового ярма, их еще больше закапывают в кредиты, доводя до отчаяния, – подчеркнул Нартай Сарсенгалиев. По словам депутата, в последние годы ситуация с кредитованием в Казахстане приняла угрожающие масштабы. Если раньше казахстанцы сами обращались в банки за кредитами, то теперь кредиты буквально преследуют их. Банки и микрофинансовые организации звонят с настойчивыми призывами к займу и регулярно рассылают смс-сообщения с предложениями оформить займ, микрозайм, деньги до зарплаты и т. д. В том числе, возмущен депутат, приходят сообщения с такими фразами, как: «Вам одобрен кредит на определенную сумму, приходите за ним» или «Перейдите по ссылке, чтобы получить кредит». – Народ недоумевает – откуда у неизвестных компаний номера телефонов всех граждан, их личные данные, официальная информация из документов? Кто открыл сундук с данными, собранными якобы для цифровизации? – выразил недовольство мажилисмен. Депутат подчеркнул, что на фоне этой проблемы граждане не могут понять, кто же несет ответственность за массовую утечку их персональных данных. Откуда в руках мошенников оказываются номера телефонов, данные из документов, медицинские и финансовые сведения?
– Это ли вы называете бережным хранением персональных данных, господа из Министерства цифрового развития и других ведомств? Кто за это ответит,– риторически спросил депутат. Нартай Сарсенгалиев также напомнил, что не так давно в сеть утекли данные о здоровье граждан, потом информация о членах их семей, а теперь личные документы и номера телефонов стали доступными для всех. – Сегодня невозможно воспользоваться ни одним государственным или частным приложением, не согласившись на обработку персональных данных. Если не согласен – услуги не получишь. А куда потом попадут эти данные, кто ими будет пользоваться, – отметил он. Мажилисмен выразил обеспокоенность тем, что граждане становятся жертвами как прямого мошенничества, так и несанкционированного использования их данных. Как подчеркнул спикер, в прошлом году казахстанцы стали жертвами интернет-мошенников более 22 900 раз, а общий ущерб составил 45,5 млрд тенге. Однако, по его словам, результат от обращения в полицию не радует. – Потому что 81,8 процента уголовных дел по интернет-мошенничеству закрываются из-за невозможности установить подозреваемого. И все — банк не несет никакой ответственности, следователь найти никого не может, а кто, когда и как завладел личными данными и банковским счетом, выяснить невозможно. Что, цифровые технологии были придуманы, чтобы дурачить народ?, – добавил депутат. Не обошел Нартай Сарсенгалиев стороной и еще одну проблему – биологически активные добавки. Мажилисмен обеспокоен тем, что никто не знает, прошли ли эти добавки необходимую сертификацию и проверку, а рекламируются они повсеместно.
– Есть ли у них сертификаты, прошли ли проверку — никто не знает, зато реклама их повсюду. И по их финансовым схемам тоже много вопросов, – отметил он. В ответ на эти проблемы Нартай Сарсенгалиев озвучил несколько конкретных мер для защиты граждан. В частности, он предложил внедрить в банках системы защиты от мошенничества антифрод-систему, которая бы блокировала доступ к данным, если происходит внешнее вмешательство или если от имени гражданина поступают несколько заявок на кредиты в разных учреждениях. Депутат считает также целесообразным провести анализ причин, почему следственные органы до сих пор не могут справиться с интернет-мошенничеством.
– Чего не хватает, кадров, технологий, мотивации? Необходимо прекратить практику принудительного согласия на обработку персональных данных в приложениях. Сейчас данные граждан оказываются у кого попало, – подчеркнул Нартай Сарсенгалиев. Кроме того, по словам мажилисмена, необходимо обязать граждан приходить лично в банки или проходить биометрическую проверку при получении кредита, а не ограничиваться лишь СМС-кодами, а также обязать банки компенсировать ущерб, если деньги были украдены с банковского счета без ведома владельца. Предложено также усилить контроль за деятельностью сетевых компаний, продающих БАДы и товары через систему многозвенного маркетинга и провести строгую проверку этих компаний на соответствие законодательству.
Подготовила Линара САКТАГАНОВА г. Астана