Очередным и наиболее действенным шагом для улучшения управления человеческими ресурсами в государственных органах стало внедрение новой модели государственной службы.
Данная модель предполагает создание особой системы управления кадрами, которая обеспечивает более эффективное принятие кадровых решений и улучшает качество госуслуг.
В прошлом году была принята Концепция развития государственной службы Республики Казахстан, которая направлена на повышение квалификации госслужащих, улучшение их мотивации и развитие ответственности.
Новая модель позволит создать более профессиональное и компетентное государственное управление, что, в свою очередь, повысит доверие граждан к госслужбе. В Концепции детально рассмотрен процесс прохождения принимаемых мер по трансформации и цифровизации административных процедур, отказа от командно-административных подходов в государственном управлении, выстроен план и сроки реализации.
В целом, необходимо отметить, что Концепция предусматривает введение новообразований, направленных на упрощение процесса поступления на государственную службу, снижение бюрократии и внедрение новой автоматизированной системы отбора кадров.
Концепция своей главной целью определяет создание сервисной модели госслужбы, в которой Человек стоит в центре внимания.
Для проведения перечисленных изменений, важным звеном явится профессионализация госаппарата, внедрение современных HR-технологий и цифровизация процессов, что отвечает требованиям принципа «Слышащее государство».
Некоторые изменения уже произошли, к примеру, приняты новые квалификационные требования, обеспечивающие открытость государственной службы для кандидатов из частного сектора, введена новая система оценки деятельности служащих и институт контрактных служащих, проведен отбор в региональные кадровые резервы и другие изменения.
Дальнейшие меры по реализации Концепции нацелены на обеспечение привлекательности государственной службы для одаренных людей, удержания и профессионализации кадров, которых объединяют высокие стандарты патриотизма и добросовестное служение интересам нации (общества), для чего потребуется институциональный пересмотр текущей системы государственной службы. Концепцияохватывает широкий спектр вопросов, затрагивающих вопросы государственной службы и государственного управления, некоторые из которых к настоящему времени уже фактически реализованы.
В целом, от реализации программных документов Концепции ожидаются вполне достижимые результаты, такие как повышение удовлетворенности населения деятельностью государственных служащих, обеспечение равного доступа к государственной службе, расширение возможностей привлечения на государственную службу представителей частного сектора; создание института ранней профессиональной ориентации, охватывающего школьный и вузовский уровни;повышение привлекательности государственной службы за счет внедрения горизонтального карьерного продвижения, увеличение заинтересованности государственных служащих в получении новых знаний и навыков; разработка и внедрение мер по повышению удовлетворенности социальным пакетом и мотивационной системой, включая нематериальные аспекты, пересмотр процессов продвижения на государственной службе.
В рамках реализации Концепции развития государственной службы планируется увеличить долю государственных служащих, имеющих ученую степень, степень доктора философии (PhD), доктора по профилю или магистра. Так, в государственных органах г. Алматы работают более трех тысяч сотрудников, из них 30% — молодёжь.
Согласно требованиям законодательства (пункт 6 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан»), лица, окончившие обучение в организациях образования в рамках государственного заказа по программам высшего и (или) послевузовского образования с результатом обучения не ниже (GPA 3.33), установленного уполномоченным органом, в течение одного года после завершения обучения могут без проведения конкурса занять следующие административные государственные должности корпуса «Б»: низовые должности аппаратов акима и маслихата района, области или города областного значения (за исключением городов, являющихся административными центрами областей); не руководящие должности исполнительных органов района, области и города областного значения (за исключением городов, являющихся административными центрами областей), финансируемые из местного бюджета; не руководящие должности аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа; не руководящие должности территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в районе, области или городе областного значения (за исключением городов, являющихся административными центрами областей).
Данные изменения дают стимул для государственных служащих для внеконкурсного продвижения и занятия более высоких должностей.
Внедряя новые изменения, мы должны понимать, что привлечение на государственную службу новых сотрудников, должно начинаться со студенческой и школьной скамьи.
В настоящее время, при Департаменте Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по городу Алматы действует Школа молодых государственных служащих, главной целью которой, является привлечение талантливой и активной молодежи на государственную службу. Выпускники и студенты последних курсов, желающие трудоустроиться на государственную службу, проходят бесплатное обучение и направляются на стажировку в выбранные государственные органы.
Следует отметить, что деятельность с кадрами непростая работа и требует внимательного подхода, поскольку качественная реализация Концепции и внедрение поставленного плана задач зависит от потенциала государственных служащих, которых требуется набрать, отобрать лучших, адаптировать их в системе госслужбы и бережно сохранить.
Шынарай Әлімхан
И.О.Руководителя Департамента агентства
по делам государственной службы по г.Алматы