12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

«Ты опять не заработал, папа?..»

Проблема роста суицидов среди детей и подростков в Казахстане вызывает уже не просто серьезную озабоченность, но и глубокую тревогу. Без трагических явлений, когда подростки и молодые люди свели счеты с жизнью, либо стали жертвами, либо участниками насилия, не обошелся и январь.

На эти печальные события откликнулись члены Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан, напрямую обратившись к родительской общественности: «Дорогие родители! Национальная комиссия призывает вас проявлять больше внимания к своим детям, их интересам и проблемам. Участие в жизни своих детей, искренний интерес к их увлечениям и доверительные беседы – это основа их гармоничного развития и действенная профилактика возможных трагедий».

Точка невозврата

С вектором, направленным только на родителей и на пагубное влияние Интернета, позволю себе не согласиться. Действительно, сегодня принято винить во всех бедах Интернет и недостаточное внимание родителей к своим детям. Но если быть вовлеченными в реалии социума, то, думается, требовать «доверительных бесед» от родителей, которые в условиях галопирующей инфляции, безработицы, стремления свести концы с концами, озабоченных больше тем, чтобы принести кусок хлеба детям, все трудней и, честно говоря, несправедливо. По аналогии, героем известной картины художника Ф. Решетникова «Опять двойка» сегодня надо бы сделать не школьника, пришедшего с очередным «неудом», а отца, которого встречают укоризненные и грустные взгляды домочадцев: «Опять не заработал?»… Возвращаясь к теме, я призвал бы посмотреть на проблему шире. Чтобы понять причины, по которым дети могут прибегать к таким крайним мерам, необходимо изучить различные факторы, влияющие на их поведение, психологическое состояние и социальное окружение. Нужен комплексный анализ социологов, психологов и других специалистов, кто помог бы найти подходы к решению этой страшной проблемы. Не тратить миллионы на смешное «изучение влияния переноса времени на организм человека», а использовать их на исследования, чтобы понять, что же с детьми все-таки происходит, как сберечь их, не дать шагнуть в окно или натянуть веревку вокруг шеи, либо вовсе взять в руки нож, как орудие убийства… Заняться этим должно государство, ощущая степень общественной усталости, когда каждый, в том числе и дети, приходят к порогу допустимости, где кончается терпение.

Давление социальной среды

Что скрывать, сегодня даже нам, взрослым, с житейским опытом и багажом знаний становится все трудней понять и выжить в этом мире.

А каково же детям и подросткам, которые тоже испытывают те же трудности и давление извне? Социальные медиа, высокие требования со стороны родителей и образовательной системы, огромная нагрузка учебного процесса создают атмосферу, в которой многие молодые люди чувствуют себя не в состоянии соответствовать всему этому. Страх «стать лузером» и неуверенность могут привести к чувству беспомощности и отчаяния. Изолированные и потерянные, они ищут ответы в гаджетах.

Психологические проблемы

Психологические проблемы, депрессия, тревожные расстройства могут более остро проявляться у детей и подростков, при этом нередко оставаясь незамеченными взрослыми, у которых свои проблемы и дефицит времени на душевные беседы. Отсутствие поддержки и понимания родителей, педагогов и сверстников лишь усугубляет ситуацию, нагнетая ощущение одиночества и безысходности, от которых всего один шаг до фатального поступка. И признания тех, кто должен был быть рядом – не сумели разглядеть эти симптомы, запоздали с помощью.

Семья и школа

Да, несомненно, семья играет ключевую роль в воспитании и формировании личности ребенка. При этом дети, выросшие в нестабильной атмосфере, где от безденежья и безнадеги насилие становится нормой, где отсутствуют тепло и поддержка окружения, могут воспринимать агрессию как способ разрешения конфликтов. Значительное влияние на их психологическое состояние и поведение оказывает социальноэкономическое положение семьи, уровень образования родителей, их отношение к проблемам, с которыми сталкиваются дети. Не стоит ждать многого и от педагогической общественности. Когда в классе 35-40 учащихся, далеко не все из которых примерные и отличники, ждать чуткости и заботы – значит идеализировать среднестатистическую школу. Учителю бы отвести урок, уложившись в эти короткие 45 минут, да бежать на следующий, не забывая заполнять всевозможные отчеты и журналы.

Уход как боль души и сигнал о помощи?

А может, дети и подростки, совершающие убийства или покушающиеся на собственную жизнь, своим уходом или агрессией хотят донести до окружающих свои страдания, переживания и отсутствие возможности разобраться с ними самостоятельно? Такие сильные эмоции, когда кажется, что нет иного выхода. Трагичный акт как крик о помощи… Поэтому проблемы, связанные с убийствами и суицидами среди детей, наверное, следует рассматривать как результат множества факторов. И надо искать срочно выход, чтобы остановить и предотвратить такие трагедии, постараться создать поддерживающую среду, в которой дети могли бы открыто обсуждать свои чувства и проблемы, вырабатывать характер и силу воли. Образование и осведомленность о психическом здоровье, системная работа с семьями и школьным сообществом, поддержка и помощь должны стать приоритетами для общества. Нужен грамотный подход – чтобы через понимание и совместные усилия помочь подросткам находить другие пути разрешения конфликтов и борьбы с эмоциональными недугами. Теперь о главном зле, в котором видят все беды человечества. Несомненно Интернет пространство может оказывать влияние на психическое здоровье детей и подростков. Сегодня много говорят о кибербуллинге, когда некоторые дети становятся жертвами травли в Интернете, что исподволь ведет к депрессии и чувству безысходности. Социальные сети часто создают искаженную реальность, в которой дети и подростки могут почувствовать себя неудачниками в сравнении с более «успешными» сверстниками. Правы и те, кто предостерегает о доступе к опасной информации на небезопасных сайтах с советами и информацией о самоубийстве, что может оказать влияние на уязвимых детей. Можно согласиться и с теми, кто утверждает, что чрезмерное времяпровождение в Интернете часто приводит к социальной изоляции, негативно повлияв на психическое здоровье подростка. Общество пока еще не научилось эффективной фильтрации негатива и рисков, которые несет в себе виртуальный мир. Мы видим это и по все более изощренным методам мошенничества. Для борьбы с этим вселенским и неуправляемым злом, которое входит в каждый дом, опять-таки необходимы комплексный подход, адекватный механизм и эффективные инструменты создания безопасной среды, совместного противодействия, включая просвещение, поддержку со стороны родителей и образовательных учреждений. Одними словами и призывами здесь уже не обойтись. Болезнь заходит все глубже, задевая самое чувствительное, что у нас есть. И нельзя не согласиться с утверждением членов Национальной комиссии: «Эта трагедия станет еще одним уроком для всех нас и поводом переосмыслить наши приоритеты. Только через совместные усилия семьи, государства и общества мы сможем создать безопасное и благополучное будущее для наших детей. Пусть наши дети будут с нами».

Талгат ЖАНАДИЛ

Как в Алматы решается вопрос нехватки мест в общежитиях

Алматы — крупнейший студенческий центр Казахстана, где базируются 35...

Алматыда жатақхана орындарының жетіспеушілігі қалай шешілуде

Алматы — Қазақстанның ең ірі студенттік орталығы, мұнда 35...

АЛМАТЫ ЕРІКТІЛЕРІ ЖЫЛДЫ ҚАЙЫРЫМДЫ ІСТЕРМЕН БАСТАДЫ

Қаңтардың соңғы күндерінде Алматыны қалың қар басып, нағыз қысқы...

ҚАЖД-нің №11 мекемесінде есірткіге қарсы шара өтті

               2024 жылғы 27 желтоқсандағы Мемлекет басшысы «Қазақстан...