12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Регулирование иностранных маркетплейсов 

На заседании Правительства под председательством Премьер-министра РК Олжаса Бектенова рассмотрены вопросы совершенствования онлайн-продаж в Казахстане. О ситуации на рынке электронной коммерции доложил министр торговли и интеграции Арман Шакаалиев.

Электронная торговля является одним из самых динамично развивающихся сегментов мировой экономики. Сегодня 30 процентов населения мира совершают покупки в сети. В 2024 году общий объем глобального рынка оценивается примерно в 6,3 трлн долларов с долей электронной торговли в 20 процентов. В ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост до 8,3 трлн долларов. Стремительно меняется структура торговли. Появляются новые тренды, в числе которых внедрение технологий искусственного интеллекта, персонализация, рост торговли через социальные сети, прямые эфиры. За 11 месяцев 2024 года объем электронной торговли в Казахстане составил порядка 3,2 трлн тенге. Ожидается превышение планового показателя до 15 процентов от розничного объема торговли (при плане 14,5 процента). Министр добавил, что Казахстан имеет высокий потенциал развития, который обусловлен широким проникновением безналичных расчетов, развитием розничного финтеха, доступностью Интернета, высокой долей молодежи, более восьми млн человек. На сегодня задача Минторговли – увеличить долю электронной коммерции в общем объеме розничной торговли до 18,5 процента к 2029 году, или до 9,3 трлн тенге в натуральном выражении, практически в три раза. Для обеспечения дальнейшего развития в апреле 2024 года принят План развития электронной торговли до 2027 года. В рамках утвержденного документа проводится работа по совершенствованию законодательства по вопросам онлайнпродаж, запуску курсов обучения электронной торговле во всех регионах страны, по внедрению финансовых мер государственной поддержки для предпринимателей. Кроме того, совместно с Национальной палатой предпринимателей начали работу центры обучения электронной торговли для предпринимателей по всей республике. В 2024 году приняты Правила оказания мер государственной поддержки субъектам электронной коммерции в виде субсидирования ставки вознаграждения и гарантирования. Так, в Казахстане стартовал новый казахстанский маркетплейс Teez с собственной инфраструктурой, площадью сто тысяч кв.м., в ближайшее время будет создано десять тысяч рабочих мест, инвестиции составили 50 млн долларов. В этом году маркетплейсами Ozon и Wildberries планируется строительство трех фулфилмент центров в городах Астана и Алматы, общей площадью 291 тысяча кв.м., инвестиции составят 101,3 млрд тенге. Для стимулирования трансграничной электронной торговли в г. Бишкек на 11 Саммите Совета глав государств членов ОТГ подписано Межправительственное Соглашение о партнерстве в области цифровой торговли. Также ведется работа по разработке международных документов в сфере электронной коммерции в рамках ВТО, ЕАЭС, ШОС и ЦА. Национальным оператором АО «Казпочта» реализуется пилотный проект в области внешней электронной коммерции по ускоренному прохождению таможенных процедур и ведению объективной статистики трансграничной торговли. Учитывая высокие темпы проникновения электронной торговли, проведен анализ ее влияния на структуру розничной торговли в целом. Для этого в октябре прошлого года была сформирована рабочая группа с включением основных участников рынка, бизнесассоциаций и государственных органов. В выборку включены более 400 тысяч компаний розничной торговли. Данные представлены в обобщенном виде, отражающие ключевые тенденции и структурные изменения в секторе продаж. По итогам анализа, был сформирован типовой портрет продавца онлайн и офлайн торговли. И по всем показателям электронные продажи оказались более эффективны, компании крупнее, более устойчивые, продажи и количество работников больше. В Казахстане активные онлайнкомпании составляют 12,6 процента всех предприятий розничной торговли. При этом ими создано более 300 тысяч рабочих мест, показана выше производительность, обеспечено 60 процентов налоговых поступлений в секторе розничных продаж. То есть торгующие онлайн компании заплатили больше налогов (360 млрд против 240 млрд), хотя их доля на рынке значительно меньше (505 тысяч против 73 тысяч компаний). Дополнительно к этому отечественные маркетплейсы оплатили налогов на сумму 135,2 млрд тенге. Также было проанализировано, как изменяются компании, после перехода из офлайн в онлайнпродажи. Анализ десяти тысяч случайных кейсов показал, что через 1,5 года после выхода на маркетплейс средний объем продаж компаний увеличивается в 4,8 раза, налоговые отчисления – в 13,5 раза. Расширяется и география продаж. Это свидетельствует о том, что онлайнкомпании не только генерируют большую выручку, но и создают рабочие места, становятся более прозрачными, работают «в белую». Арман Шаккалиев отметил, что отечественный ЕСОМ является акселератором для МСБ и инструментом повышения занятости, особенно на региональном уровне. И дальнейшее развитие отечественной электронной коммерции открывает дополнительные возможности для роста всей торговой отрасли республики. В результате принимаемых мер по развитию трансграничной торговли объем покупок на иностранных платформах в 2023 году составил 1,3 млрд долларов, что составляет около 20 процентов от общего объема онлайнпродаж в стране. За последние три года рост составил 90 процентов. На рынке появляются новые иностранные маркетплейсы, растет конкуренция. Однако вместе с этим увеличилось количество жалоб потребителей на зарубежные торговые площадки. Глава минторговли сообщил, что эти проблемы возникают изза того, что иностранные маркетплейсы и продавцы находятся вне юрисдикции Казахстана. В итоге создаются риски для потребителей, которые не могут полноценно защитить свои права. Ввиду значительных расстояний между странами, выполнение требований по возврату или обмену товаров зачастую становится невозможным. Кроме того, товары, приобретаемые через иностранные интернет магазины, не проходят процедуру сертификации, что ставит под угрозу безопасность и качество продукции. Министр торговли и интеграции предлагает законодательно урегулировать данные вопросы. – Исходя из международного опыта и учитывая текущие реалии предлагаем введение обязательных условий для работы иностранных платформ, не ниже чем для отечественных, в части соблюдения требований по безопасности товаров, борьбы с контрафактом, защите прав потребителей, хранению и защите личных данных. Налоговая и таможенная прозрачность. По опыту ЕС предлагается внедрение электронной платформы для регистрации иностранных интернетплатформ и магазинов, – отметил Арман Шаккалиев. В целях поддержки и развития отечественной электронной коммерции предлагается упрощение процедур таможенного оформления и оптимизация нефискальных сборов при импорте, введение специальных налоговых режимов для субъектов электронной торговли, оптимизация налогового администрирования, а также развитие складской и логистической инфраструктуры. Предлагаемые подходы и меры планируется реализовать через совершенствование законодательства в сфере электронной торговли, включая налоговое законодательство, защиты прав потребителей, информационной безопасности. Министр добавил, что развитие сектора онлайнпродаж в Казахстане — это не только важный фактор экономического роста, но и необходимый шаг для дальнейшей цифровой трансформации торговли и интеграции страны в мировую цифровую экономику.

Диас ЭМИР

Суверенитет и международные позиции

На юридическом факультете КазНУ им. Аль-Фараби состоялся круглый стол...

Некоторые вопросы наследования

Согласно п. 1 ст. 1038 Гражданского кодекса РК, наследование...

Разграничение сроков исковой давности 

Исковая давность представляет собой установленный законом срок, в течение...

Когда счет идет на минуты

Январь выдался неспокойным. Среди всех прочих происшествий казахстанцев потрясла...

Уберечь людей от произвола

Депутаты фракции «Ак жол» требуют расследования фактов «плановых» штрафов...