Век закладчиков не долог: большинство попадаются в первые один-два месяца. Считанным удается продержаться около года. Несмотря на суровое наказание, предусмотренное законодательством за распространение и сбыт наркотиков, у организаторов наркобизнеса нет недостатка в кадрах. Специализированном межрайонном суде о уголовным делам Шымкента корреспонденту «Юридической газеты» рассказали о том, как подростки и молодежь оказываются на крючке у наркоторговцев.
Хорошие условия, высокая зарплата
В архиве Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Шымкента сотни дел, фигурантами которых стали наркокурьеры-закладчики. Среди них оказываются не только потребители наркотиков, частично получающие зарплату зельем, но и молодые люди из вполне благополучных семей, знающие о мефедроне только понаслышке. Зачастую за такую работу берутся и подростки. Желание иметь все и сразу толкает молодых людей на опасную стезю. – Весной текущего года я вынес приговор в отношении студента шымкентского колледжа «Мирас», которому на момент совершения преступления было 17 лет. Парень жил вдвоем с мамой. Денег не хватало. Он пытался ей помогать и даже устраивался на работу барменом. Но в какой-то момент увидел в Телеграм-канале предложение о высокооплачиваемой работе, с хорошими условиями. За неделю работы курьером обещали платить 400-500 долларов. Парень согласился. Его проинструктировали, что и как делать. Но в первый же свой выход он попался, – поделился судья-координатор СМУС Шымкента Абинур Карабаев. По версии следствия, парень получил задание спрятать «клад» – так на языке наркодиллеров называется тайник с наркотиками, в шымкентском микрорайоне «Самал». – Ему сказали оставить закладки возле канала. Несколько закладок он успел спрятать, оставшись незамеченным, а потом попался на глаза молодым парням, живущим в этом районе. Ребята сразу поняли, что подозрительно ведущий себя чужак является закладчиком. Сами его нейтрализовали и вызвали полицию. Во время обыска при нем было обнаружено более 16 грамма вещества, расфасованные по 0,5 граммов. Как итог – уголовное дело по ч. 3, п. п. 1,3,5 ст. 297, предусматривающей ответственность за незаконное приобретение, хранение и перевозку с целью сбыта психотропных веществ в особо крупном размере с применением средств телекоммуникаций и пять лет лишения свободы. И то, только потому, что на момент совершения преступления парню было 17 лет. Если бы его поймали четырьмя месяцами позже, сидеть бы ему пришлось от десяти до 15 лет – таково наказание для распространителей наркотиков, достигших совершеннолетия, – добавил судья. Выйти на его работодателя следователям не удалось. Они лишь узнали, что инструктировал несовершеннолетнего человек, ведший с ним переписку под ником «Рамзес». Но даже история этой переписки в Телеграм-канале не сохранилась. Преступление и наказание Что касается бесспорно сурового наказания, то снизить срок судьи могут также оказавшимся на скамье подсудимых людям с инвалидностью и правонарушителям, согласившимся на сотрудничество со следствием.
– Недавно в нашем суде был осужден совершеннолетний молодой человек, так же попавшийся на закладке психотропных веществ. Благодаря тому, что он активно сотрудничал со следствием, была выявлена нарколаборатория. В итоге, вместо десяти, ему дали шесть лет лишения свободы. Вообще, если доказано, что человек занимался распространением психотропных веществ и при нем было обнаружено более 1,5 грамма, такого вещества, это расценивается как особо крупный размер и наказывается лишением свободы на срок от десяти до 15 лет. К слову, и те, кто занимается производством психотропных веществ, за десять тонн зелья наказываются на те же сроки. Но на этот юридический казус уже обратили внимание. Правда, снизить сроки для закладчиков не удалось. А вот для производителей психотропных веществ наказание ужесточат до 15-20 лет лишения свободы, – пояснил Абинур Карабаев. А вот фигуранту другого уголовного дела, возбужденного по факту распространения наркотиков, придется провести в заключении десять лет.
– Парень взял отцовскую машину и совершил ДТП. По решению суда он был признан виновным и должен был оплатить два млн тенге ущерба водителю, с которым столкнулся. Взять деньги ему было негде, и он пошел в закладчики. Так как парень был уже совершеннолетним, его осудили на десять лет тюрьмы, – добавил судья. На скамье подсудимых оказался и молодой учитель математики, имеющий жену и ребенка. На преступление педагога толкнуло желание в короткое время решить финансовые проблемы, с которыми то и дело сталкивалась молодая семья. По словам судьи, чтобы противостоять наркодилерам, ежедневно десятками вербующих новых курьеров, нужно усилить профилактическую работу среди молодежи. – В первую очередь родители должны говорить на эту тему с детьми, начиная с подросткового возраста. Чтобы те знали, что если за работу курьера обещана высокая оплата, то скорее всего она связана с распространением наркотиков. Наш суд периодически проводит встречи с молодежью для предупреждения различных правонарушений, в том числе и правонарушений в сфере наркобизнеса, – поделился Абинур Карабаев. Устоявшейся практикой стало проведение выездных судебных заседаний в вузах и колледжах города. – В учебных заведениях мы проводим оглашение приговоров, на которых присутствуют студенты. Это реальные заседания, с реальными обвиняемыми и реальными же сроками, которые получают подсудимые за те или иные преступления. Полагаю, что многие молодые люди, поприсутствовав на таких судебных заседаниях, увидев эмоции осужденных к многолетнему заключению сверстников и слезы их близких, задумаются и будут игнорировать предложения о легких, но уголовно наказуемых заработках, которые могут вырвать из их жизни пять, десять, а то и все пятнадцать лет, – резюмировал Абинур Карабаев.
Ирина ГАЛУШКО
фото из личного архива Абинура Карабаева