ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ПОЭТАПНО ВНЕДРЯЕТСЯ С 2011 ГОДА. ЗА ЭТО ВРЕМЯ В АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ СДЕЛАНО НЕМАЛО. В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ МНОГИХ ШКОЛ ПОЯВИЛИСЬ СТАВКИ ЛОГОПЕДА И ДЕФЕКТОЛОГА. БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ СПЕЦИАЛИСТЫ ОБЛАСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЗЛАГАЮТ НА ОТКРЫВАЮЩИЕСЯ КАБИНЕТЫ ИНКЛЮЗИИ.
По словам руководителя отдела научно-методического сопровождения инклюзивного образования методического центра Марины Дударевой, число детей с особыми образовательными потребностями из года в год растет и сейчас составляет около 12 тысяч. Поэтому развитию инклюзивного образования уделяется большое внимание. Так, курсы повышения квалификации на бесплатной основе прошли 217 педагогов региона – воспитатели детских садов, учителя общеобразовательных и специализированных школ, преподаватели колледжей. Но когда в школу приходит особенный ребенок, далеко не все учителя могут быстро перестроить свою работу. На помощь в таком случае приходят специалисты кабинета инклюзии. В управлении образования приводят такие данные: на сегодняшний день работают уже 46 кабинетов, до 2025 года планируется довести это число до 103. В их оснащении принимают участие не только госорганы, но и фонды «Дара» и «Болашақ». Одним из первых такой кабинет открылся в общеобразовательной школе № 1 с. Балкашино Сандыктауского района в сентябре 2021 года. Третий год ученики получают здесь помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от учебного процесса в общеобразовательных классах. Сейчас на занятия в кабинет инклюзии приходят 20 детей, у которых диагностированы легкая и умеренная умственная отсталость, общее недоразвитие речи, ЗПР, множественные нарушения развития. У каждого – индивидуальное расписание. С ними работают психологи, логопед и дефектолог, социальный педагог, помогают проводить занятия ассистенты. В кабинете есть зоны групповых и индивидуальных занятий, зона сенсорной разгрузки и игровая, а также рабочие зоны специалистов. Логопед Юлия Заводянская показывает сухой бассейн, элементы кабинета Монтессори, зону для логопедических занятий. Здесь все яркое, красивое, привлекает внимание детей. Вместе с дефектологом Олесей Худиной она помогает умственному развитию ребенка, формированию его познавательных способностей. Психолог Жанна Еслям работает над развитием коммуникативных навыков учеников, проводит занятия и для родителей.
– Вместе мы преодолеваем трудности в овладении школьной программой. Проводим артикуляционную гимнастику, развиваем речь. Ребята с радостью ходят на занятия, с удовольствием посещают наш кабинет и во время перемены, чтобы расслабиться и зарядиться энергией для занятий, – рассказывает Юлия Владимировна. Слова педагога подтверждает Назгуль Абенова. Ее сын Нуржан занимается здесь с момента открытия кабинета. Мама отмечает, что в его развитии уже произошли большие изменения.
– Нуржан старается не пропускать занятия, ему здесь очень нравится. Сын научился держать предметы, проявляет интерес к занятиям. Находясь в коллективе, он смотрит на других детей и старается повторять за ними, не отставать. Хотелось бы выразить всему коллективу благодарность и пожелать дальнейших успехов… Не обходится такое нужное дело без подводных камней. Самая большая проблема – это нехватка кадров, особенно в небольших отдаленных районах – Егиндыкольском, Коргалжынском, Астраханском. Около половины особенных детей нуждаются в занятиях с логопедом. – Не секрет, что молодые специалисты не спешат в организации образования, предпочитают работу в частных центрах или, столкнувшись с первыми трудностями, ищут другую работу. Тем временем, возраст многих спецпедагогов подходит к пенсионному… Еще одна проблема – выгорание, которому подвержены все педагоги, работающие с особенными детьми. Как видите, помимо организации инклюзивного образования, есть еще и постоянная работа с кадрами: подготовить, привлечь и удержать на местах, – отмечает главный специалист отдела дошкольного и общего среднего образования областного управления образования Марал Коспанова.
Подготовила Наталья ЯКОВЛЕВА


