Обеспечение соблюдения прав человека является главенствующей задачей всех ветвей власти Казахстана. Наша Конституция и национальное законодательство провозгласили полный запрет на применение пыток, насилия и других жестокого или унижающего человеческое достоинство видов обращения и наказания.
В 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания. За это время приняты меры по имплементации основных элементов международных актов в законодательство, проведены реформы в уголовном процессе. В 2002 году пытки выделены в отдельную статью Уголовного кодекса, а с 2011 года закреплены в отдельной Главе преступлений против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина.
В 2014 году введен запрет на освобождение от уголовной ответственности за пытки в связи с деятельным раскаянием и примирением сторон. Законодательно запретили применение акта амнистии или прекращение дела за истечением сроков давности в отношении лиц, совершивших пытки.
Также немаловажным стало принятие Конституционных Законов от 5 ноября 2022 года по вопросам реализации Послания Главы государства «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» и «О Прокуратуре».
Безусловно, не менее пристальное внимание уделяется превенции пыток. Во исполнение обязательств, принятых Казахстаном в рамках Факультативного протокола к Конвенции против пыток 2 июля 2013 года Главой государства подписан Закон, учредивший в Казахстане Национальный превентивный механизм борьбы против пыток (далее — НПМ).
НПМ представляет систему предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, созданную в соответствии с указанными международными договорами ООН.
Цели и задачи, условия НПМ, а также права и обязанности его участников, требования к кандидатам закреплены в УИК РК, Кодексе РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», «Социальный Кодекс РК», законах РК, «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества».
НПМ в Казахстане функционирует на основе модели «Омбудсмен+». Модель «Омбудсмен+» – подразумевает координацию деятельности НПМ институтом омбудсмена совместно с представителями неправительственных организаций и организаций гражданского общества.
В целях эффективной координации деятельности НПМ при Уполномоченном по правам человека был создан консультативно-совещательный орган – Координационный совет (КС).
В марте 2014 года стартовали первые превентивные посещения учреждений ДУИС участниками НПМ. За исключением первого года функционирования института НПМ, ежегодно участниками НПМ осуществляется более 500 превентивных посещений. Имеющийся опыт свидетельствует об эффективности модели НПМ, позволяющей фиксировать нарушения прав в учреждениях ДУИС и, что немаловажно, вырабатывать предметные, обоснованные и актуальные рекомендации.
За несколько лет существования НПМ, его участникам удалось выявить целый ряд серьезных нарушений в работе правоохранительных органов, администрации пенитенциарных учреждений, связанных с условиями содержания, пытками и жестоким обращением, и наказанием лиц, лишенных свободы, что послужило толчком к совершенствованию системы правоохранительных органов и реализации институциональных реформ в области верховенства права.
Стоит отдельно отметить, что в год вырабатывается более 3 тыс. рекомендаций.
Вместе с тем, несмотря на значительные успехи, НПМ в Казахстане должен продолжать совершенствоваться. За 10 лет работы НПМ зарекомендовал себя как действенный институт защиты прав человека. На сегодня деятельностью его 137-и участников охвачены свыше 3 тыс. подмандатных учреждений. Модель независимого НПМ, при координирующей роли Уполномоченного по правам человека (УПЧ), подтвердила свою состоятельность и эффективность в условиях нашей страны.
Выступая с Посланием к народу, Президент Казахстана отметил работу Омбудсмена и правозащитников. Он буквально «объявил войну» пыткам, назвав их средневековым варварством, неприемлемым в прогрессивном обществе. Поручил правоохранительным органам принять меры по каждому факту несоразмерного применения силы. Результаты известны: уголовное преследование виновных осуществляется, невзирая на чины и заслуги.
Такая реакция на политическом уровне стала возможной благодаря открытому и эффективному сотрудничеству между гражданским обществом и государством.
Законодательными поправками в УПК с января 2023 года дела о пытках переданы в исключительную подследственность прокуратуры.
Тюремная медицина стала частью гражданского здравоохранения, в структуре Министерства здравоохранения создано профильное подразделение. Введён электронный клинический протокол для фиксации медиками первичных доказательств пыток.
Приняты меры к раздельному содержанию впервые осужденных и лиц, ранее отбывавших наказание. В тюрьмах установлены электронные терминалы для прямого обращения прокуратуру, суды и другие структуры.
Расширено применение возможности аудио- и видеофиксации следственных действий. Введено требование о применении сотрудниками исправительных учреждений видеозаписывающих технических устройств видеожетонов во время несения службы. Вместе с тем, внедрение сплошного видеонаблюдения в учреждениях стало важным элементом в предотвращении пыток и жестокого обращения с гражданами.
Пересмотрен подход к назначению мер пресечения, с учетом состояния здоровья. Увеличен срок лишения свободы за пытки до 12 лет, введена уголовная ответственность за жестокое обращение. За пытки теперь не применяются условное осуждение или амнистия, не прекращается преследование по сроку давности или за примирением.
Совершенствуется сам механизм превентивных посещений. Введены тематические посещения, а также возможность участия членов Координационного совета в превентивных посещениях. Поэтому модель «Омбудсмен+» дает огромные возможности для конструктивного диалога с властями в продвижении рекомендаций НПМ по вопросам защиты прав человека.
Казыбек МАЛДЫБАЕВ, представитель Уполномоченного по правам человека по городу Алматы